Содержание [скрыть]
Постоянные колебания стоимости топлива — щепетильный вопрос, актуальность которого с каждым годом лишь возрастает. Споры и теоретические изыскания касательно причин подобного явления зачастую не только не добавляют ясности, но и привносят в освещение проблемы некий хаос. И пока специалисты в области экономики пытаются подвести происходящее к границам хотя бы какой-то логики, на практике пред нами предстает абсолютно иная картина. На видео можно познакомится с мнением эксперта:
Основные факторы образования цены
Причинами, влияющими на стоимость бензина, принято считать следующее:
- Уровень применяемой технологии. Исходя из официальных заявлений средств массовой информации, в настоящее время множество нефтеперерабатывающих заводов нуждаются в полной или частичной модернизации. Кроме того, в связи с увеличением количества автопарков, имеющихся мощностей зачастую не хватает. К сожалению, переоснащение заводов доступно только крупным нефтяным компаниям. Поэтому цены на бензин в нефтедобывающих странах, как правило, значительно ниже.
- Политика нефтяной компании. Цены на бензин в странах мира определяются теми или иными компаниями по добыче и переработке нефти в условиях конкуренции. Здесь учитывается наличие собственных заводов, бензоколонок, статус в международных экономических отношениях и другие нюансы.
- Расположение автозаправочной станции. Цена на бензин в странах Европы нередко зависит от уровня плотности населения региона и стоимости аренды земли. При этом рентабельность бензоколонок определяется в том числе и конкурентоспособностью по части оптовой торговли топливом и платежеспособностью клиентуры.
- Сезон. В теплое время года потребность в бензине значительно возрастает, что связано с большей необходимости передвижения, к примеру, для выполнения сельскохозяйственных или ремонтных работ, курортных или загородных поездок. Соответственно цены на бензин ползут вверх, хотя в этом случае много зависит опять от внутренней политики государств, особенно нефтедобывающих.
- Монополия на топливо. Следует отметить, что значение этого фактора с каждым годом все уменьшается в связи с постоянно растущей конкуренцией на рынке и трансформацией законодательной базы в сторону демонополизации.
- Политика государства. Разница цен на бензин в странах-экспортерах нефти, определяется экономической линией конкретного государства относительно внутреннего рынка. Здесь учитывается увеличение или снижение экспорта, сокращение внутренних поставок. Огромное значение имеет его система налогообложения и принадлежность к международным торгово-экономическим организациям, включая внешние договоры. К примеру, цены на бензин в странах СНГ ниже, чем в Европе преимущественно по причине отсутствия у последних нефтедобычи. Кроме того, в настоящее время налоги в США на розничную стоимость бензина составляют чуть более 40%, в России - 50%, а в большинстве европейских государств - 70%.
- Тип топлива. Различные продукты нефтеперерабатывающей отрасли отличаются по затратам на производство. Естественно, цены на разный бензин как в нефтедобывающих странах, так и в других регионах будут отличаться.
Сравнение цен в разных странах
Опираясь на сводки статистических данных текущего года, эксперты составили новый рейтинг цен на бензин в различных регионах мира по состоянию на октябрь 2015 года. В условиях глобального экономического кризиса падение цен на нефть в прошлом году привело к снижению цен на бензин в большинстве стран Европы порядка 10%. Исключение составили государства Таможенного союза, а также Украина, где стоимость топлива выросла более, чем на 55%. При этом Россия, раннее уступавшая Казахстану и Беларуси, впервые за много лет заняла последнюю позицию в рейтинге цен на бензин среди европейских стран.
Рейтинг цен на бензин в странах Европы:
Место | Страна | Бензин 95 | ДТ |
1 | Норвегия | 111,7 | 102,7 |
2 | Нидерланды | 110,0 | 89,3 |
3 | Италия | 109,5 | 103.2 |
4 | Мальта | 105,6 | 100,4 |
5 | Греция | 104.0 | 85,1 |
6 | Великобритания | 103,9 | 110,9 |
7 | Дания | 103,0 | 91,5 |
8 | Финляндия | 101,7 | 95,9 |
9 | Португалия | 97,6 | 85,0 |
10 | Словакия | 97,3 | 89,0 |
11 | Ирландия | 96,6 | 90,6 |
12 | Германия | 96,4 | 84,8 |
13 | Бельгия | 96,1 | 85,9 |
14 | Франция | 95,4 | 83,8 |
15 | Швеция | 94,9 | 95,7 |
16 | Словения | 94,3 | 89,0 |
17 | Хорватия | 84,9 | 81,2 |
18 | Кипр | 84,8 | 88,6 |
19 | Испания | 84,2 | 80,3 |
20 | Австрия | 83,9 | 82,2 |
21 | Чехия | 82,5 | 84,9 |
22 | Румыния | 82,2 | 86,1 |
23 | Литва | 82,1 | 78,5 |
24 | Люксембург | 80,3 | 73,1 |
25 | Болгария | 78,8 | 77,7 |
26 | Венгрия | 78,5 | 82,8 |
27 | Латвия | 78,1 | 78,4 |
28 | Польша | 77,5 | 77,3 |
29 | Эстония | 74,2 | 78,7 |
30 | Украина | 67,8 | 66,4 |
31 | Казахстан | 53,6 | 56,6 |
32 | Беларусь | 52,3 | 54,1 |
33 | Россия | 35,1 | 34,4 |
Как видим, по дороговизне топлива лидирует тройка крупных европейских нефтеперерабатывающих стран — Норвегия, Нидерланды и Италия. Такой, на первый взгляд, нонсенс объясняется государственными налогами, превышающими 50% с одного литра бензина. Причем основания для подобной политики отличаются в каждой из перечисленных стран — от мер урегулирования социального неравенства до кризисного положения экономики и борьбы за экологию.
Завершают список Украина и участники Таможенного союза, однако экономические прогнозы на следующие несколько лет являются крайне неутешительными. Только в течение одного года, несмотря на снижение стоимости сырья, бензин в России подорожал практически на 8%.
Однако в Норвегии состояние рынка нефти для населения имеет и положительный аспект. В частности, в пересчете на национальную валюту стоимость бензина здесь снизилась на 7% менее, чем за один год. Для российских же автотуристов по причине девальвации цена норвежского топлива в рублях значительно возросла.