Содержание [скрыть]
Противотуманные фары не входят в перечень обязательного светового оборудования автомобиля. Тем не менее, большинство моделей, особенно относящихся к премиум сегменту, оснащается противотуманками в заводских условиях. Это объясняется тем, что только эти фары могут обеспечить возможность продолжать движение в условиях сильного тумана, при котором фары головного света оказываются беспомощными.
Связано это с простым законом физики. Туман состоит из взвеси мельчайших капель воды в воздухе. Каждая капля способна отражать падающий на нее свет, что и происходит при включенном дальнем свете. Образуется сплошная белая стена, и продолжать движение становится невозможно. Принцип работы противотуманных фар несколько отличается от головных. ПТФ расположены низко, формируя световой поток направленный вниз и горизонтально.
Таким образом освещается лишь само покрытие дороги, а не пространство перед автомобилем. Несколько отличается и спектр света, излучаемого противотуманками. Особой эффективностью в условиях тумана отличаются ПТФ с установленным желтым светофильтром – такой свет практически не отражается туманом. Низкое расположение противотуманок имеет еще одно значение – туман никогда не опускается до самой земли, располагаясь над ней.
Как выбрать качественные противотуманки
Выбирая противотуманные фары важно обращать внимание не только на используемые в них лампы, но и сам корпус. Существует несколько критериев, учитывая которые при выборе можно приобрести качественный продукт, способный не только прослужит заявленный производителем срок, но и оказать реальную помощь в условиях ограниченной видимости. Стоит отметить, что хорошие противотуманки оказываются полезными не только в условиях тумана – при движении по слабо освещенным магистралям они подсвечивают обочину, что особенно важно при маневрировании.
Все универсальные противотуманные фары должны соответствовать определенным требованиям, которые необходимо учитывать при их приобретении:
- корпус противотуманной фары должен быть полностью герметичным, чтобы предотвратить проникновение внутрь влаги и грязи, снижающих эффективность освещения;
- противотуманка должна предусматривать возможность разбираться;
- поликарбонату лучше предпочесть толстое стекло, поскольку противотуманки расположены низко и риск повреждения достаточно высок;
- форма самого корпуса противотуманки должна быть аэродинамической, что существенно снизит уровень шума при движении;
- в качестве материала изготовления корпуса должен использоваться термостойкий пластик.
Не следует устанавливать на автомобиль дополнительные противотуманные фары синего или красного цвета. В условиях тумана они показывают наименьшую эффективность и практически не помогают. Такие ПТФ могут использоваться лишь для украшения автомобиля. Как правило, все противотуманки известных фирм, таких как HELLA, DEPO, WESEM и других, выпускаются с белым или желтым светом. Подробнее о том, как должны работать ПТФ и как их выбрать на видео:
Можно ли установить противотуманки самостоятельно
Действующий в нашей стране закон не обязывает автовладельцев устанавливать противотуманные фары самостоятельно, но и не запрещает это делать. Если автомобиль не оснащен ПТФ на заводе, его владелец вполне может сделать это самостоятельно, если видит в этом необходимость. Помимо исключительно практического значения, наличие противотуманных фар улучшает экстерьер авто – часть автовладельцев руководствуются лишь этим.
Вне зависимости от того, зачем проводится установка и какие противотуманки лучше светят – светодиодные, галогеновые или ксеноновые – монтаж ПТФ должен осуществляться с учетом действующих правил. Если они не будут соблюдены, пройти техосмотр станет невозможно, а в ряде случаев закон предусматривает и наказание в виде лишения прав и запрет на использование ТС. В настоящее время правила установки противотуманок следующие:
- высота размещения не ниже 250 мм от уровня дороги;
- расположение исключительно симметричное;
- расстояние до габаритных огней не должно превышать 400 мм с каждой стороны;
- тип установленных ламп должен соответствовать маркировке на корпусе фары;
- использовать противотуманки можно только совместно с габаритными огнями автомобиля.
Если на автомобиле установлены стандартные универсальные противотуманки с маркировкой «Н», можно использовать только галогеновые или светодиодные лампы. Установка, к примеру, газоразрядной лампы будет расцениваться как грубое нарушение закона.
Разрешен ли ксенон в противотуманках
В отличии от фар головного света, где самостоятельная установка газоразрядных ламп запрещена, в противотуманках использовать ксенон разрешено. Но для самостоятельной установки должны соблюдаться определенные требования, иначе водителю грозит лишения прав сроком до одного года. Таких требований немного, но все они обязательны к выполнению:
- для ксенона можно использовать только специально предназначенные фары, имеющие маркировку на корпусе «D»;
- обязателен автоматический корректор, плавно поднимающий фары после их включения;
- во избежание проблем с правильной настройкой фар лучше использовать линзованные фары, специально предназначенные для ксенона.
Ксеноновые противотуманные фары с ангельскими глазками в настоящее время крайне распространены, поскольку помимо эффективности в тумане, они придают автомобилю определенный стиль, а также могут быть использованы в качестве противотуманных фар с дневными ходовыми огнями. При самостоятельной установке ксенона в противотуманки важно периодически проверять правильность настройки фар, поскольку неверный угол света может привести к ослеплению встречных водителей.
Угол рассеивания противотуманки по вертикали не может превышать пяти градусов. Если газоразрядные лампы устанавливаются в штатную фару, рассчитанную на использование галогеновых, происходит резкое нарушение фокусировки и размытие светотеневой границы фары. Такой эффект происходит в результате того, что ксеноновая лампа намного ярче галогеновой, и в отражателе наблюдаются многократные преломления и отражения – световой поток направляется хаотично, что и приводит к неэффективности в тумане.
Светодиодные противотуманки, какие у них преимущества
Сегодня все больше автовладельцев склоняются к установке на свои машины светодиодных противотуманок. Действительно, диодные ПТФ имеют определенные преимущества перед стандартными фарами с установленными галогеновыми лампами. К числу преимуществ светодиодных ПТФ можно отнести следующие:
- могут устанавливаться в штатные фары;
- не требуют использования дополнительного оборудования;
- низкое энергопотребление, благоприятно сказывающееся на работе всей штатной электросети автомобиля;
- высокая яркость светодиодов, большой спектр возможных цветов;
- отсутствие сильного нагрева во время длительной работы;
- простота установки в стандартные фары.
На сегодняшний день светодиодные лампы можно установить практически во все круглые универсальные противотуманные фары без каких-либо доработок. Если же ПТФ имеют другую форму, придется немного потрудиться, выбирая подходящие лампы. Кроме этого, скорее всего придется несколько модернизировать фару самостоятельно. Это связано с присутствием в диодной лампе специального радиатора, предназначенного для эффективного охлаждения устройства.
Выбирая светодиодные лампы для противотуманок следует понимать, что дешевые варианты, произведенные в Китае, не обладают должным запасом прочности и не в состоянии прослужить достаточно долго. Отдавать предпочтение следует проверенным производителям, имеющим хорошую репутацию. Кроме этого, необходимо обратить внимание на яркость приобретаемых ламп – для эффективной работы противотуманной фары значение яркости должно составлять не менее 1000 Лм. В противном случае освещение будет слишком слабым.
Самостоятельная установка
Основная часть иномарок уже оснащена противотуманками. Отечественные же автомобили часто покидают конвейер без такого оборудования, вынуждая автовладельца выполнять монтаж самостоятельно. Особые познания в электрике для этого не требуются, поэтому подключение чаще всего выполняется своими руками. Как правило, в бампере уже имеются отверстия для противотуманок, прикрытые заглушками.
Если же их нет, придется делать их самостоятельно либо использовать противотуманки на кронштейнах, что не всегда удобно, поскольку в этом случае они могут располагаться слишком низко, к тому же увеличивается риск их случайного повреждения. Каждая противотуманная фара имеет пару проводов, из которых минус предназначен для замыкания на массу авто, а плюсовой необходимо будет подключить к реле.
Подключать противотуманки необходимо к проводам подсветки приборов – они работают совместно с габаритами – таким образом будет соблюдено требование о совместном использовании противотуманок и габаритов. Для обеспечения удобного доступа к проводам приборную панель придется демонтировать, а по проводам подсветки можно будет отыскать колодку со свободным разъемом – он необходим для подключения реле противотуманных фар.
Далее потребуется соединить реле с кнопкой включения противотуманок, следующий контакт замкнуть на массу, а последний соединить с аккумулятором. Для этого удобнее всего протащить провод в моторный отсек под педалями. Не стоит забывать про предохранитель – он должен быть установлен как можно ближе к АКБ. Для противотуманных фар оптимально использовать предохранитель на 15 А. После этого останется соединить плюсовые провода от фар с последним контактом на реле, и закрепить приборную панель на месте.