Содержание [скрыть]
Многих водителей интересует, разрешён ли ксенон для установки на автомобилях в России. Вопрос немаловажный, так как данная технология по многим параметрам значительно опережает обычные вакуумные лампы.
Но несмотря на все преимущества ксенона, это не значит, что с точки зрения юриспруденции, он разрешен. Всё дело в том, что его установку инспектор ГИБДД может посчитать, как незаконную модернизацию машины. Так ли это, давайте разберёмся.
Что собой представляет ксенон
Начнём с небольшой предыстории. Сама технология ксенона была запатентована довольно давно — в 1992 году компанией «Филипс». Главной особенностью фар, работающих за счёт этого вещества, был холодный голубой свет.
Предприимчивые производители автомобилей, конечно же, не могли не заметить подобного. В результате ксенон стали устанавливать на автомобили класса люкс и премиум. Мало того, до сих пор данная система монтируется в топовые машины. Но это не значит, что такие лампы можно просто установить на старую «ладу». В этом вопросе есть множество нюансов, которые необходимо учесть.
Свет, который излучают ксеноновые лампы, по своим свойствам очень близок к дневному. Благодаря этому предметы имеют куда более чёткие очертания. Возникает вопрос, почему бы полностью не разрешить ксенон? Но не всё так просто.
Мало того, лампы, сделанные на основе данной технологии, имеют длительный срок эксплуатации и отлично демонстрируют себя при плохих погодных условиях. Неудивительно, что многие водители интересуются именно тем, разрешен ли ксенон в туманках.
Пучок света, которой создаётся ксеноном шире, чем тот, который может воспроизвести простая вакуумная лампа. Мало того, количество света также намного больше. Срок службы, в свою очередь, составляет порядка 3000 часов.
Как работает
Чтобы понять, разрешен ли ксенон в России, рассмотрим более подробно, как работает данная технология. Свет в лампе производится при помощи электродуги. Газ поступает в колбу, где осуществляется розжиг.
Неудивительно, что зная такую важную особенность конструкции, автомобилисты задумываются даже о том, разрешен ли ксенон в противотуманных фарах. Но если рассмотреть сам процесс образования светового потока многие сомнения исчезнут сами собой.
Итак, в колбу закачивается газ, который преимущественно состоит из ксенона. Потом образуется мощный разряд. Он проходит через внутреннее пространство резервуара. При этом его мощность колеблется в районе 25 кВт. Лишь после этого появляется свет.
В свою очередь, цветовая температура солнца 5000 К, а галогеновой лампы всего 2800. Как видите, ксеноновые фары по естественности освещения гораздо ближе к природному свету.
Казалось, если всё так замечательно — ксенон должен быть обязательно разрешен. Вот только нужно учитывать и то, что сильный передний свет будет слепить водителей, едущих впереди, как результат световой поток может стать причиной аварии.
Соответствие ксеноновых фар нормативам
Чтобы понять, разрешен ли ксенон обратимся к официальной документации, а именно ГОСТу Р 41.99-99 и ЕЭК ООН N 99. Согласно этим двум постановлениям можно сделать следующий вывод: использование осветительных приборов, работающих посредством газа в световых системах, рассчитанных на лампы накаливания, запрещено.
В данном контексте технические параметры установленных устройств не отвечают нормам распределения света, которые указаны в нормативных документах, а это может вызвать опасную ситуацию на дороге.
Как видите, ксенон не разрешен, если его установка не отвечает нормативам, описанным в соответствующих документах. Но это верно только тогда, когда нет соответствия осветительных элементов типу системы, установленной в автомобиле. При этом учитываются такие параметры, как:
- длина волны,
- угол рассеивания,
- габариты искрового разряда,
- отражённое излучение.
Но это далеко не всё, есть ряд технических характеристик, которым должно отвечать установленное вами устройство, вот основные из них:
- класс отражающей поверхности,
- наличие корректора,
- наличие омывателя.
Чтобы вы не установили у себя на автомобили ксенон, который не разрешен, необходимо немного подробнее рассказать о маркировке. Цоколи для галогенных световых элементов имеют в обозначении английскую букву H, если вы увидите в устройстве автомобиля такую, значит, о газовой системе придётся забыть.
Только наличие такого обозначения позволяет вам, как автомобилисту установить на машине новую систему освещения. В противном случае подобная модернизация для вас не разрешена.
Так разрешен или нет
Как видите, даже нормативные документы не дают однозначного ответа на вопрос, разрешен или нет ксенон. Из описанного выше выходит, что наличие в маркировке нужного обозначения позволяет сделать соответствующую модификацию. В то же время идёт речь про целый ряд параметров, которым должна соответствовать система.
Начнём с тех, кто владеет ксеноном только потому, что он заранее был установлен на вашем автомобиле. Вам волноваться не о чем. Для вас подобный тип освещения разрешен. Ваши фары прошли всю нужную сертификацию ещё до того, как автомобиль попал в дилерский центр.
Тем не менее стоит вспомнить автомобильный кодекс, как всплывает строчка об административной ответственности для автомобилистов, которые в машины с системами, рассчитанными на вакуумные элементы питания — устанавливаю газоразрядные. За такую самоличную модификацию вы можете лишиться прав.
Как быть с противотуманными фарами
Сейчас есть всего два случая, в которых установка ксенона предусмотрена законом. В первом фары такого типа устанавливаются в вашем автомобиле изначально, а во втором противотуманные цоколи поддерживают данный тип ламп.
Стоит признать, что несколько лет назад всё было не так радикально. Но в 2014 году с выходом приказа № 1123 легализация была запрещена. Теперь даже по прохождению всех необходимых проверок ксенон устанавливать не разрешено.
Единственным исключением является ситуация, когда переоснащение началось до того, как приказ стал действительным. Тогда вам разрешено закончить установку ксенона на свой автомобиль.
Итоги
Ксенон разрешен для установки только на машины, у которых в системе освещения есть цоколь с маркировкой D. Подобное обозначение зачастую имеется у противотуманных фар.