Ксеноном называется инертный газ, применяемый в разрядных лампах, выполняющий роль источника искусственного света, близкого по спектру к дневному солнечному свету. Данные лампы широко применяются в фарах автомобилей, но одновременно вызывают масштабный общественный резонанс и создают множество дискуссий, насколько их применение в дорожном движении целесообразно, безопасно и законно.
Почему ГИБДД штрафуют водителей автомобилей с установленным ксеноном
Популярность среди водителей ксеноновых ламп объясняется достаточно просто. Они намного ярче светят, и по мнению большинства, лучше освещают дорогу. Но в действительности это не совсем так. Лучше светит и хорошо освещает штатный ксенон, т.е. предусмотренный заводом изготовителем в какой-то конкретной модели.
Однако если данный ксенон монтировать в фары, предназначенные например, для ламп накаливания или галогенок, то светить они будут действительно ярко, а вот освещать проезжую часть значительно хуже. Свет в подобных фарах падает очень близко к автомобилю, это подтверждают неоднократные сравнительные тесты, а происходит это в связи с формой конструкции отражателей, которые в свою очередь не предназначены для ламп с ксеноном, в связи с этим фары светят намного хуже, не так, как планировалось заводом-изготовителем.
В конечном итоге такой неверный световой поток ослепляет на дороге других водителей, что приводит к возможному возникновению ДТП, на основе этого ГИБДД решила разобраться с данным вопросом.
Что гласит закон
Выводы сотрудников ГИБДД подтверждаются разъяснением ФГУП НИИФЭ и судебной практикой. На основе этого применение ксенона в фарах, преусмотренных для галогенных ламп или ламп накаливания, квалифицируется судом и сотрудниками ГИБДД, как несоответствие рабочего режима внешних световых элементов требования Основных положений по допуску автомобиля к эксплуатации. Пункт 11 данных Положений запрещает эксплуатацию транспортного средства, если его оборудование не соответствует требованиям Перечня неисправностей.
Так же, перечень ставит запрет на эксплуатацию автомобиля, если рабочий режим внешних световых элементов не соответствует установленным требованиям конструкции транспортного средства, а так же если применяются рассеиватели и лампы на световых приборах, не соответствующие типу этого светового прибора.
Проще говоря, вы вправе применять штатный ксенон, т.е. если лампа и фара предназначены именно для него, тогда эти законы вас не должны беспокоить. Но если лампа и фара не соответствуют друг другу, то ваши действия квалифицируются по ч.3 ст.12.5 КоАП РФ. А это от 6 месяцев до 1 года лишение прав на управление. Так же, в соответствии с ч.2 ст.27.13 КоАП РФ запрещается эксплуатация автомобиля, а это означает, что сотрудник ДПС в праве отправить вашу машину на штраф стоянку.
Какой налагается штраф за использование ксенона
Согласно ч.3 ст.12.5 КоАП РФ квалификация правонарушения, связанная с лишением прав на управление автомобилем, предусмотрена только за эксплуатацию таким автомобилем, т.е. если сотрудник ГИБДД остановил вас, находясь в процессе движения на дороге. Банальное выявление самого факта самостоятельного монтажа световых приборов, рабочий режим которых не соответствует вышеуказанным ограничениям, квалифицируется по ч.1 ст.12.4 КоАП РФ и несет за собой штраф, в размере 3000 рублей с конфискацией на месте данных приборов.
Вы, разумеется можете сколько угодно доказывать сотруднику ДПС свою правоту и что ваши действия попадают как раз под этот штраф в 500 рублей, а не под 3000 рублей и тем более не под лишение прав, но помните, что судебная практика не будет на вашей стороне.
Итак, штраф в 500 рублей на практике полагается, если вы, допустим, не включили ближний свет фар или каким- то иным образом обозначили свое транспортное средство в процессе движения в светлое время суток, либо, к примеру, использовали противотуманные задние фонари без должной необходимости. Штраф в 3000 рублей будет за использование в фарах ксенона, не предназначенных для этого, но при этом, если только вы не управляли автомобилем, а он, к примеру, спокойно стоял на парковке.
Во всех других случаях (т.е. в процессе управления автомобилем с ксеноновыми фарами на дороге, если конструкцией авто предусмотрены галогенки или лампы накаливания) простым штрафом вы не сможете отделаться, а лишитесь своих прав на 12 месяцев, в лучшем случае на 6 месяцев. Обычно срок в 12 месяцев устанавливается на злостных нарушителей, которые не однократно совершали подобное правонарушение.
Как можно определить, какие именно фары установлены
Для этого необходимо изучить маркировку на них. Согласно ЕЭК ООН № 112 и ГОСТу Р 41.112-2005 для ламп накаливания фары обозначаются как R (дальний), С (ближний свет), СR (оба режима одновременно), для галогенных ламп создана следующая маркировка: HR, HC и HCR соответственно. Для ксеноновых фар маркировка начинается с буквы: D, DR, DC или DCR, что установлено правилами ЕЭК ООН № 98 и ГОСТом Р 41.98-99.
Искатели или фары-прожектора
Вышеуказанный перечень затрагивает ГОСТ Р 51709-2001, разрешающий монтаж на автомобиль искатели или фары – прожекторы, если та предусмотрена производителем. Данные приспособления без рассеивателя, которые способны при любой погоде осветить узконаправленным ярким пучком света отдаленные элементы. Раньше туда включался автоматический корректор для подобных фар, который являлся обязательным. На данный момент он не нужен согласно ГОСТУ, но на современных авто, предлагаемых потребителю с ксеноновыми огнями, корректор установлен, вместе с омывателем, т.к. фары с ксеноном чувствительны к загрязненным стеклам.
Но необходимо всегда помнить, что в соответствие с ПДД, искателем или фарой – прожектором можно пользоваться исключительно за пределами города при отсутствии встречного потока машин. В городе разрешено ими пользоваться только спецслужбам и только на момент выполнения служебных заданий.