Содержание [скрыть]
Колеса обеспечивают надёжное сцепление автомобиля с дорогой. Поэтому если шины находятся в ненадлежащем состоянии — это может вызвать серьёзные трудности на дороге. Проще говоря, машина становится трудноуправляемой, особенно когда дело касается поворотов.
Больше всего опасности чрезмерный износ шин представляет зимой. Именно в этот период нужно особое внимание уделять обувке автомобиля. Стоит забыть осуществить замену, как шоссе может превратиться в настоящий каток.
Износ шин может носить разный характер. К тому же существует множество методик определения, когда нужно проводить замену. Большинство экспертов сходятся во мнении, что не нужно тянуть до последнего. Лучше всего поменять покрышки немного раньше.
Причины износа шин
Прежде чем рассказать подробно про сам износ шин, нужно понять, почему так происходит. К сожалению, дать однозначный ответ на этот вопрос нельзя. Есть целый комплекс факторов, которые негативно влияют на состояние протекторов, среди них:
- несоответствие уровня давления в покрышках, заявленным производителями нормам;
- агрессивное вождение;
- повышенные нагрузки;
- невыполнение сроков технического обслуживания;
- некорректный монтаж;
- дисбаланс;
- неисправности в рулевом механизме или ходовой.
Износ протектора шин во много зависит от стиля езды. Если же группировать все вышеперечисленные причины, то можно сказать, что преждевременный приход в негодность протекторов является следствием неправильной эксплуатации, неосторожности водителя или плохого технического состояния транспортного средства.
Мало того, даже если вы будете держать автомобиль в идеальном техническом состоянии, аккуратно водить и периодически проводить техническое обслуживание, нельзя списывать со счётов такой фактор, как старение. Колёса со временем, так или иначе, придётся менять. Но если делать всё правильно, то срок их службы можно значительно увеличить.
Предельный срок эксплуатации любых шин составляет 10 лет. Даже если машина просто стояла в гараже, резину нужно заменить. Действие внешних факторов, таких как влажность и температура, а также внутреннего давления может привести к трещинам и ослаблению прочности.
Разрыв корда приводит к разрыву шины. При таком исходе последствия могут быть непредсказуемыми. Особую опасность данная поломка несёт на больших скоростях. Машина просто теряет управление.
Виды износа
В зависимости от причин, влияющих на шины — износ может иметь разный характер. Обычно для определения вида используют специальные индикаторы. Причём каждая компания выпускает свои.
Нормальный износ
Такой вид износа шин наблюдается при нормальной эксплуатации автомобиля. Во многом он зависит от того, где располагается колесо. В данном контексте нормой считается неравномерное изнашивание передней и задней пары ведущих колес.
Всё дело в том, что на управляемые колеса приходится двойная нагрузка. Наибольшему износу поддаются боковые поверхности. На ведущем мосту износ резины посередине гораздо больше, чем на вторичном. Всё дело в том, что средняя часть покрышки гораздо больше взаимодействует с трассой.
Если в качестве примера брать переднеприводную машину, то её шины изнашиваются более равномерно. Тем не менее перестановка всё равно не помешает. Она позволит в значительной мере продлить срок эксплуатации покрышек.
Двусторонний и центральный износ
Обычно причиной подобного явления является неправильный уровень давления внутри покрышки. Рассмотрим конкретный пример, когда давление слишком низкое — увеличивается плоскость контакта резины и асфальтного полотна. При таком раскладе износ наблюдается именно по сторонам.
При слишком высоком давлении износ шин носит совершенно противоположный характер. Площадь контакта уменьшается. Как результат резина протирается именно посередине.
Износ по окружности и в виде пятна
Дисбаланс очень часто является причиной того, что износ шин носит крайне ненормальный характер. Чаще всего подобной проблемой страдает именно передняя ось. Простая балансировка помогает избавиться от данного дефекта. Главное провести её до того момента, как колесо потеряет форму.
Эксплуатация повреждённой резины не только сказывается на безопасности езды, но и на техническом состоянии авто, что в будущем может привести к серьёзным поломкам. Если же речь идёт об одиночном пятне, то в большинстве случаев оно является результатом экстренного торможения.
Пилообразный
Данный дефект очень часто можно увидеть на блочных протекторах ведущей оси. Он возникает в результате деформации колеса, последняя появляется тогда, когда блоки покрышки сминаются и протаскиваются по асфальту. Результат крайне предсказуем — защитное покрытие просто стирается.
Определяем износ шин
Чтобы защитить себя от возможных последствий использования стёршейся резины, нужно точно знать, когда её менять. Для этого можно использовать как специальное оборудование, так и народные методы. Естественно, первый вариант позволяет добиться куда более существенной точности. Тем не менее схожего эффекта можно достичь и с помощью подручных средств.
Просто возьмите обычную линейку. Если её нет под рукой — подойдёт спичка или даже монетка. С их помощью вы сможете проверить высоту протектора в разных местах. Достаточно сделать специальные пометки, и вы легко определите самые уязвимее места шин.
При оценке износа шин автомобиля, вы должны учитывать, что резина каждого производителя сильно отличается. Неудивительно, что и нормы для каждых колес свои. Мало того, существует огромное количество типов шин. К примеру, для спортивной езды, или для разных пор года и климатических условий.
Чтобы понять отличия в измерениях возьмём конкретный пример, а именно летнюю покрышку. Для комфортной езды высота протектора должна быть не менее чем 7 миллиметров. Погрешность в районе одного миллиметра. Зимний протектор на порядок выше и достигает 11—12 мм.
Данные параметры свойственны только новым покрышкам. С ростом количества километров на спидометре снижается высота протектора. Поэтому вы должны знать, какой износ шин, допустим, для авто.
Лучше всего ориентироваться на европейские стандарты. Если брать параметр для зимней резины, то он устанавливается на уровне 6 миллиметров. Допускается снижение до 4, но не более.
Если же речь идёт о летних шинах и их износе, то данный параметр уменьшается до 1,7 мм. Это предельный показатель в идеале он не должен опускаться ниже двух, если же речь идёт о широкопрофильных покрышках, то лучше остановиться на трёх. Замену нужно проводить не впритык, а с некоторым запасом.
Тем не менее это усреднённые показатели крайних величин. Чтобы узнать точный показатель лучше воспользоваться следующей формулой: (начальная высота протектора - текущая/нач. выс. прот - минимально допустимая высота протектора согласно нормам РФ)*100%.
Проведя расчёт по данной формуле, вы сможете узнать процент текущего износа шин. Чтобы получить наиболее достоверные данные лучше всего осуществлять проверку не в одном месте, а в нескольких, чтобы потом на основе собранных данных вывести усреднённый показатель.
У многих водителей при измерении износа шин возникают сложности с определением высоты протектора для новой шины. Если у вас нет возможности сделать замеры, а данные на сайте производителя отсутствуют — возьмите показатель для летней резины в 7 мм, а для зимней в 8.
Индикатор износа шин
Индикатор износа шин часто помогает водителям без лишних усилий узнать, стоит ли менять шины сейчас. К примеру, столь известные производители, как Nokian и Bridgestone устанавливают подобные разметки на своей продукции.
Bridgestone
Компания Bridgestone пользуется большой популярностью на рынке России. Продукция бренда завоевала себе популярность среди автолюбителей за счёт высокой надёжности и долговечности. Удобство в эксплуатации также нельзя списывать со счетов.
В покрышках от этой компании размещён индикатор износа шин. Мало того, в одном изделии их может быть несколько. Точнее, два, каждый, из которых сигнализирует об определённой степени стирания.
Первый индикатор говорит о том, что шины нужно срочно менять. Он показывает, что высота протектора критическая, а именно 1,6 мм. Шкалы размещены в 6 местах. Чтобы их было проще искать есть специальные белые метки. Они расположены на внешней стороне покрышки.
Второй индикатор износа шин показывает, что они стёрты более чем наполовину. Подобные шкалы устанавливаются только на зимних колёсах. По факту это простой выступ, который имеет несколько рёбер жёсткости. Таких в конструкции четыре. Важно то, что достаточно полного стирания одного индикатора и шины нужно менять.
Индикаторы износа шин хороши тем, что не нужно проводить каких-либо расчётов. Достаточно посмотреть на места, куда указывают стрелки, и вы сразу поймёте, стоит ли менять шины.
Nokian
Шины от этого бренда оснащены индикаторами износа. Он сделан в форме цифр, которые показывают высоту протектора. Также среди разметок имеется снежинка. Если она исчезает в процессе эксплуатации, значит, покрышки нельзя использовать зимой.
Советы, помогающие предотвратить износ
Чтобы предотвратить износ автомобильных шин вам следует пользоваться такими рекомендациями:
- Неравномерный износ или крен в одно из сторон говорит о неисправности развала или схождения.
- После ремонта или переборки подвески всегда проверяйте развал.
- Следите за давлением в шинах.
Эти, на первый взгляд, простые правила позволят вам избежать преждевременного износа шин.
Итоги
Износ шин — это неизбежность. Тем не менее следование довольно простым рекомендациям, а также аккуратный стиль вождения и своевременное техническое обслуживание позволяют значительно увеличить данный период.
Износ шин может быть разным. Он напрямую зависит от причины, которая послужила толчком данного дефекта. К примеру, пилообразное стирание — это результат деформации колеса.