Содержание [скрыть]
Ресурс современной автомобильной шины при правильной эксплуатации колес достаточно велик, но только если строго контролируются условия работы шины. Ее конструкция задумана производителем для эксплуатации в определенных условиях. Условия работы колеса практически всегда далеки от идеальных, поэтому причин, способных привести к возникновению локального или неравномерного износа резины, всегда достаточно.
В условиях расчетного режима естественный износ протектора шины существует, но он невелик. Истирание материала от воздействия дорожного покрытия происходит равномерно по всей поверхности протектора шины.
Если на нем возникает местное повреждение или происходит искажение геометрии, механизм самовыравнивания характеристик колеса нарушается. Если определенными способами не устранить условий возникновения неравномерного износа – опорная поверхность колеса катастрофически быстро выйдет из строя.
Факторы неравномерного износа шины
Эксплуатация автомобиля с аномальным давлением в шинах
Радиальная резина жесткая, при езде на высокой скорости достаточно сильно шумит и вибрирует, очень часто возникает желание понизить давление в колесах для повышения комфорта. Это приводит к ослаблению упругости боковин, плоский профиль протектора, обеспечивающий нормальное удельное давление на поверхность соприкосновения шины с дорогой, преобразуется в вогнутый. Контакт с дорожным полотном осуществляется в районе плечевых зон покрышки – мест соединения протектора и боковины. Удельное давление на колесо возрастает в несколько раз, соответственно ускоряется износ именно этих участков протектора.
Похожий эффект, но с обратным результатом, возникает при увеличении давления воздуха в шине. Профиль протектора выгибается в дугу, и контактное пятно с дорогой происходит по периметру центральной линии. Неравномерная нагрузка и нерасчетное истирание уничтожает среднюю часть протектора.
Неравномерный продольный износ резины, связанный с увеличенным дисбалансом колеса. Условием его возникновения, как правило, является неправильная балансировка и потеря диском правильной геометрии. В ходе эксплуатации в центральной части протектора возникают местные участки со сниженной высотой протектора. Устраняют подобные дефекты прокаткой или заменой диска с последующей балансировкой колес
Влияние низкой квалификации водителя
Манера езды самым непосредственным образом сказывается на ресурсе шин. Агрессивный, или «спортивный», характер движения приводит к появлению продольного гребенчатого износа. В этом случае центральная часть протектора приобретает гребенчатый рисунок, а плечевая зона будет иметь следы интенсивного истирания резины.
К значительному неравномерному износу плечевых зон шины приводит манера вхождения в поворот с принудительным заносом. Чем выше скорость вхождения в поворот и больше угол изменения направления, тем сильнее занос, больше участок движения с заблокированными колесами. Эффектный внешне, подобный трюк приводит к поперечному локальному неравномерному износу отдельного пятна протектора. В случае, если длина заноса одномоментно на сухой поверхности асфальта превысила 30 м, практически всегда возникает катастрофическое истирание рисунка протектора, приводящее к появлению дисбаланса колес.
Влияние технических характеристик авто
Наиболее распространенные причины неравномерного износа шин зависят от конкретной формы неисправности или отклонения от нормы:
- нарушение формы и геометрии шины неизбежно возникает под действием веса автомобиля, пассажиров и груза. Если колесо установлено и отрегулировано в соответствии с рекомендациями по установке углов развала и схождения, вертикальная нагрузка от массы автомобиля точно и равномерно распределяется по всей поверхности. Нарушение приводит к неравномерному износу резины в местах примыкания протектора к боковой поверхности покрышки;
- нарушение геометрии кузова или неисправность ходовой части также может привести к аналогичным нарушениям износа. Установить конкретные отклонения в конструкции кузова и ходовой возможно только на специальных измерительных стендах на СТО;
- пятнистый износ, или выработка протектора пятнами, проявляется, если в манере вождения водителя присутствуют частые и затяжные торможения с частичной блокировкой колес. При этом происходит интенсивное разогревание местных участков шины с сильнейшим истиранием протектора в конкретном пятне контакта с дорогой.
Одной из причин неравномерного износа передних шин практически всегда является неисправность амортизаторных стоек и пружин передней подвески, особенно для автомобилей с передним приводом. Аналогично неравномерный износ задней резины выше для машин с ведущим задним мостом. Нарушение сцепления рабочей поверхности покрышки на неровностях дороги вызывает проскальзывание и пробуксовку ведущих колес.
Неправильное расположение груза меняет равномерное распределение нагрузки на колеса. В случае высокого расположения центра тяжести машины с грузом, раскачивание корпуса автомобиля может возникнуть даже на относительно ровной дороге. Если амортизаторы машины в неважном состоянии, на плохой дороге к нему могут присоединиться хаотичные колебания подвески, значительно усиливающие неравномерный износ протектора шин.
Износ шин грузового автотранспорта
Колеса автомобилей, выполняющих грузовые перевозки, находятся в более неблагоприятных условиях эксплуатации, в первую очередь, из-за высокой нагрузки от веса автомобиля и груза. Для магистральных седельных тягачей к факторам, обуславливающим неравномерный износ шин, добавляется сильный перегрев колес при превышении допустимой нагрузки на колесо и высокой скорости движения грузовика. Состав резины подбирается изготовителем, исходя из средней температуры ее эксплуатации. Таким образом, достигается определенный баланс между жесткостью резины и ее способностью обеспечивать необходимое сцепление с дорогой.
В движении резиновая покрышка испытывает непрерывный процесс одновременного сжатия и растяжения на различных участках поверхности. Выделяемое тепло может нагревать резину до температуры, при которой материал теряет упругость и износостойкость. В таких условиях любые ямы и неровности на дороге, уклоны и одностороннее проседание дорожного полотна провоцируют возникновение бокового заноса и одностороннего неравномерного износа резины колес.
На различных осях грузового автомобиля, особенно, если речь идет о тягачах с полуприцепами, из-за неодинаковой нагрузки неравномерный износ протектора шины – обычное явление. Нарушение синхронности работы мостов автомобиля, прохождение поворотов с боковым заносом приводят к износу протектора на одной из боковых сторон шины. Зная эти причины, водители используют периодическую перестановку колес с задних и передних мостов, как способ устранения неравномерного и неровного износа резины протектора.
На видео наглядно показано как изнашиваются шины: