Содержание [скрыть]
Основной целью курсов экстремального вождения является научить водителя грамотно действовать при попадании на дороге в ливень, снегопад или гололёд, не впадая в панику трезво оценивать обстановку и выйти из аварийной ситуации с наименьшими потерями. Эти курсы преследуют одну общую цель – сделать поведение на дороге водителя как можно безопаснее для него самого, так и для пешеходов и окружающего транспорта.
Принципы
В начале была создана специальная программа для водителей первых лиц государства и высокопоставленных чиновников, которая была направлена на улучшение навыков вождения и повышения профессионального мастерства. Постепенно с ростом количества транспорта и угрожающем увеличении ДТП, получить уроки контраварийного и экстремального вождения пожелало всё большее количество рядовых граждан.
Занимаясь на курсах контраварийного вождения, водители получат навыки быстрой оценки сложившейся ситуации и чётким действиям по управлению автомобилем, но они должны всегда помнить о принципах безаварийного вождения.
- Первый принцип – получив права, вы автоматически не приобретаете опыт вождения. Следовательно, нужно быть внимательным на дороге, следить за скоростью, поскольку мастерства для оценки ситуации и правильного выхода из неё ещё нет.
- Второй принцип – не отвлекайтесь во время движения на разговоры с пассажирами, на разглядывание окружающих ландшафтов, зданий и прочих достопримечательностей. Вы можете не успеть во время отреагировать на изменение дорожной ситуации.
- Третий принцип – не теряйтесь, не впадайте в ступор и панику, это может привести к ухудшению дорожной ситуации. Отрабатывайте действия контраварийного вождения по выходу из сложившейся обстановки до автоматизма.
- Четвёртый принцип – не переоценивайте себя, лишь трезвая и объективная оценка своих навыков и возможностей, поможет вам правильно отреагировать в аварийной ситуации.
Обучение приёмам и маневрам
На курсах контраварийного и экстремального вождения обучают грамотному прохождению препятствий и неровностей, чтобы избежать различных повреждений автомобиля. Отрабатывают до автоматизма навыки вращения рулевого колеса и работы газом и тормозом при заносе машины. Приёмы и маневры экстремального движения, которые изучают водители, включают в себя следующее:
- Избежание столкновений.
- Грамотный выход из заноса.
- Выполнение торможения и разворотов в гололёд.
- Правильный объезд препятствий.
- Выполнение быстрого торможения и маневрирования.
- Грамотно выполнять «контрабандитские» и «полицейские» развороты.
- При ДТП правильно поддерживать устойчивость машины.
- Безопасное прохождение на автомобиле различных узостей.
В обязательном порядке изучают специальный курс по прогнозу и избежанию автомобильных подстав. На специальных тренажёрах с первых занятий отрабатываются навыки скоростного руления и грамотное расположение рук на рулевом колесе.
Опытные инструкторы на уроках контраварийного и экстремального вождения обучают водителей правильному распределению внимания в аварийной обстановке и наработке «мышечной» памяти для грамотного её применения. Водитель не ударится в панику в неожиданной ситуации, а будет действовать рефлекторно, благодаря приобретённым навыкам.
Советы начинающим водителям по изучению навыков в управлении
Несколько советов новичкам:
- Не начинайте движения не отрегулировав сидение, зеркала и рулевое колесо в соответствии со своими габаритами. Выбор положения осуществляется по следующей методике. Откиньте спинку сидения так, чтобы левая нога, установленая на педаль сцепления, была немного согнута в коленном суставе. Передвиньте сидение, чтобы не отрывая тела от спинки кресла, вы смогли перевести рычаг переключения передач в самое дальнее положение. Не отрываясь от спинки сидения, вытяните руки и достаньте верх рулевого колеса. Кресло должно воспринимать вес вашего тела и разгружать ноги и руки. При этом реакция на команды головного мозга будет наиболее быстрой.
- При дефиците времени в опасной ситуации главное, как быстро вы управляете машиной с помощью руля. Овладев скоростным рулением, вы тем самым компенсируете ваши неправильные действия. Чёткость и быстрота выполнения техники скоростного руления при экстремальном вождении здесь должна быть выше, чем ваш опыт поведения на дороге. Отработанные навыки дают возможность грамотно стабилизировать автомобиль при потере управляемости.
- Большое значение имеет пространственное восприятие. Помогает лучше ориентироваться в пространстве и чётко определять размеры своей машины габаритная подготовка, тренировка реакции при парковке по зеркалам. Выполнение чётких маневров при заезде на стоянку или в аварийной ситуации гарантия вашего спокойствия и сохранности нервов.
- Следующий важный фактор безопасности – это торможение. Здесь всё зависит от навыков и оборудования машины, имеется в виду наличие системы АБС. При торможении плавно нажимайте на тормозную педаль постепенно усиливая давление на неё. Резко не давите на тормоз, колёса могут заблокироваться и машина станет неуправляемой. Чувствуя, что начинается блокировка колёс, уменьшите силу давления на тормозную педаль. Умение распознать во время потерю контроля над тормозами вырабатывается на уроках по контраварийному и экстремальному вождению и продолжает развиваться с течением времени.
Правила вождения в критических ситуациях зимой
Многие начинающие водители выбирают время обучения на курсах экстремального вождения с ноября по февраль и правильно делают, именно этот период больше всего подходит для приобретения необходимых навыков езды зимой. Обучению водителя экстремальному вождению в разных условиях, и при низких температурах, и на скользких дорогах, и при плохой видимости – уделяется большое внимание.
Инструкторы, имеющие большой опыт вождения в различных ситуациях, отрабатывают с водителями действия, как уберечь машину от заноса и как грамотно вывести из него. Обучают как использовать занос при прохождении поворотов и какую опасность представляет аквапланирование. Что касается правил экстремального и контраварийного вождения зимой с задним и передним приводом, то они выглядят таким образом:
- Правила контраварийного вождения зимой(задний привод) – при заносе надо отпустить педаль газа, снизить скорость без торможения и повернуть рулевое колесо в сторону заноса. Если занос пойдёт в другую сторону, такими же приёмами вернуть автомобиль на прямолинейную траекторию.
- Правила контраварийного вождения зимой(передний привод) – работа рулевым колесом такая же, как и при заднем приводе, только газ надо не уменьшать, а увеличивать, создавая этим лучшую управляемость для машины. Может начаться пробуксовка в таком случае газ надо уменьшить, после восстановления сцепления с дорогой, газ плавно увеличить.
Школа Цыганкова Эрнеста Сергеевича
На занятиях в автошколе не изучают действия в аварийной ситуации, поэтому многие водители на собственных ошибках приобретают этот опыт. Лишь через лет 5-10 лет этот опыт приносит ощутимую пользу в прогнозе критических ситуаций, возникающих на дороге. В книге Цыганкова «Приёмы контраварийного вождения» подробно описаны 15 упражнений, помогающих освоить и найти практическое применение приёмам мастерства вождения.
Цыганков Э.С. является директором Центра высшего водительского мастерства. Уже в течение 30 лет работает в качестве тренера сборной России по авторалли. В книге Эрнеста Сергеевича изложены способы контраварийного управления машиной и приёмы, которые обеспечивают безопасность в любой критической обстановке.
Любой водитель может допустить ошибки при управлении автомобилем. Одни из ошибок возможно исправить даже начинающему водителю, цена другим порой становится жизнь. Книга Цыганкова преследует цель – дать необходимые знания водителю как избежать последствия чужих или своих ошибок и выйти с минимальными потерями из критической ситуации. В этом пособии обобщён опыт многих автогонщиков, которые нашли самые действенные приёмы, весьма полезные при экстремальном и контраварийном вождении.
Цыганков тщательно изучил и систематизировал различные аварийные ситуации, возникающие на дороге. Ему удалось разложить их по составляющим и создать действенную методику, помогающую водителям повышать мастерство и отрабатывать выход из сложных ситуаций.
Заключение
Не зря говорят, что в России есть две беды – дураки и дороги. Состояние дорог желает лучшего – это сплошные ямы и выбоины. Ухудшают впечатление пешеходы, не соблюдающие элементарных правил, мотоциклисты-смертники и транспортный поток большой плотности.
Водители, прошедшие курс экстремального вождения и получившие навыки грамотного маневрирования, значительно снизят количество дорожных происшествий. Пройти курсы контраварийного вождения можно рекомендовать всем водителям, которые отдают должное своей безопасности и ценят безопасность окружающих.