Эмблема марки Acura
Эмблема марки Audi
Эмблема марки BMW
Эмблема марки Cadillac
Эмблема марки Chevrolet
Эмблема марки Citroen
Эмблема марки Daewoo
Эмблема марки Ford
Эмблема марки Honda
Эмблема марки Hyundai
Эмблема марки Infiniti
Эмблема марки Kia

Коробка автомат на машине: виды АКПП, режимы работы

АКПП с каждым годом набирает всё больше популярности как в Европе, так и в России. Это и не удивительно ведь автоматическая коробка передач действительно удобная. Мало того, чтобы пользоваться ею, не нужно запоминать, куда и как дёргать рычаг. Всё происходит автоматически и с механической точностью.

История создания коробки автомата

коробка передач

Для всех жителей бывшего Советского Союза автоматическая коробка передач стала доступной только после развала содружества. Тем не менее первые попытки создания АКПП на Западе предпринимались ещё в 30-х годах прошлого века. Первопроходцами в этой области были легендарные Ford-T и Reo от General Motors. Именно в них использовались первые полуавтоматические трансмиссии.

К сожалению, изначальная конструкция была далека от идеала. И тогда приходилось приложить массу усилий, чтобы понять, как пользоваться АКПП. Первые попытки работы в этом направлении дали мощный толчок в развитии инженерных систем. Уже через 10 лет брендами Cadillac, Pontiac и Oldsmobile выпускаются модели с полностью автоматическими трансмиссиями.

Кстати говоря, разработки АКПП велись и в СССР, но до широких масс они не доходили. Доподлинно известно, что первые образцы применялись на «чайках». Со временем подобные системы стали устанавливаться на автобусы типа ЛиАЗ. Но ими действительно нужно было учиться пользоваться. Были попытки установки и на некоторые автомобили ГАЗ, но новшество не получило большого распространения.

Как результат водителям 70—90-х годов не приходилось задумываться о том, как пользоваться АКПП. Все коробки передач были механическими. В 2000 годах отечественный автопром применил попытку поменять эту тенденцию. Насколько у них это получилось, судить тяжело.

Виды АКПП

Гидравлика

Это классика в чистом виде, которой тем не менее также нужно знать, как пользоваться. Главная особенность гидравлической трансмиссии — отсутствие какой-либо связи между двигателем и колёсами. Крутящий момент передаётся через жидкость посредством двух турбин. Для большей эффективности используются электронные устройства, обеспечивающие дополнительный контроль.

Гидравлика

Результатом последнего нововведения стало появление двух новых режимов — зимнего и спортивного. Также стоит отметить программу экономной езды, и возможность вручную переключать передачи, если возникнет такое желание.

Важно! В самом начале развития автомобилестроения подобные системы устанавливались только на топовые серии автомобилей. Но даже тогда ими нужно было учиться пользоваться.

Сразу возникает вопрос сравнение гидравлической АКПП с МКПП. Первой системе нужно гораздо больше топлива для работы. Время необходимое на разгон также увеличивается. В своё время данная технология получила широкое распространение в США, а вот в Европе своего места не нашла. Возможно, это связано с тем, что цена на бензин в Старом Свете всегда была выше.

В итоге маркетологами и конструкторами был предпринят необычный шаг. Они понимали, что главное для богатых европейцев — это комфорт, и они не хотят тратить уйму времени, чтобы учиться, как пользоваться АКПП. Крючком для требовательного западного водителя послужила система, подстраивающаяся под стиль вождения. Именно благодаря этому появились все вышеописанные режимы.

И тут возникло новое препятствие — водители готовы были потратить своё время, чтобы научиться пользоваться АКПП, но они ни в какую не желали отказываться от старой системы. В результате автоматы стали дополнительно оснащать ручным режимом. Результат превзошёл все ожидания. Автомобили начали пользоваться заслуженным успехом.

Каждая ведущая автомобильная компания придумала своё название для АКПП. Естественно, и пользоваться разными системами нужно было по-разному, но основной принцип сохранился.

Первой среди комбинированных систем была Autostick, но сегодня самой высокой популярностью пользуется разработка компании Audi — Tiptronic. Причём одна и та же технология в трёх «разных» немецких компаниях получила весьма схожие названия: в BMW — Steptronic, в Volvo Geartronic.

Важно! Лучше эту технологию назвать полуавтоматической, а не комбинированной системой. Дело в том, что даже после переключения в ручной режим, система продолжает свою работу, контролируя машину.

Новые технологии в АКПП

АКПП

Робототехника сильно повлияла на все сферы человеческой жизни. Не остались в стороне и автомобили. По своей сути роботизированные АКПП очень напоминают обычную механику. Ими также практически не нужно учиться пользоваться, хотя знание нескольких секретов позволит значительно эффективнее управлять устройством.

На техническом языке данная система называется Manual Transmission Automatically Shifted. Конструкторам удалось в значительной степени уменьшить расход топлива даже в сравнении с механикой! К сожалению, всё хорошо лишь при спокойной езде. Стоит вдавить педаль газа в пол, и ситуация кардинально поменяется. Вы в прямом смысле почувствуете, как переключаются передачи.

При каждом переходе на новую передачу машину будет толкать. Поэтому вам придётся научиться пользоваться АКПП в таком экстремальном режиме работы. Неплохой компенсацией выступает небольшая стоимость и малый вес самой коробки.

Естественно, конструкторы не могли остановиться на достигнутом и оставить «рваное» переключение АКПП без внимания. Для них было крайне важно, чтобы водители могли пользоваться роботизированной системой на любых скоростях. И им это полностью удалось.

Важно! Выходом из тупика стало одновременное использование сразу двух сцеплений. В массовое производство АКПП попала в 2003 году. В это же время она стала широко использоваться водителями.

Первой машиной с АКПП, с двумя сцеплениями стал Golf R32. Технология получила название Direct Shift Gearbox. Принцип её работы и использования крайне прост. Два диска сцепления управляют разными передачами, а именно чётными и нечётными. Результат — более мягкая работа.

К сожалению, и здесь не удалось обойтись без изъяна. АКПП с двумя сцеплениями имеет высокую цену. Но результат того стоит. Пользоваться данной системой одно удовольствие.

Вариатор или следующая ступень эволюции АКПП

Технологии не стоят на месте. Постоянно появляются новые разработки, которые в течение 2-3 лет внедряются в жизнь. Вариаторная трансмиссия или Continuously Variable Transmission плавно меняет крутящий момент. В этой АКПП отсутствует константа передаточного числа. Неудивительно, что пользоваться системой действительно удобно.

авто

В сравнении с гидравликой CVT работает гораздо тише. Мало того, если использовать именно этот вид АКПП, то переключение передач становится очень плавным. Причём сохраняется баланс скорости.

Как пользоваться АКПП

После запуска нажмите на педаль тормоза и переведите рычаг в положение D. Отпустите тормоз и нажмите на газ. После этой нехитрой манипуляции с АКПП машина поедет в нужном направлении. Чтобы затормозить просто отпустите акселератор.

Чтобы правильно пользоваться АКПП, нужно знать её основные режимы работы:

  1. Парковка (P) — включается внутренний блокиратор. Автомобиль останавливается.
  2. Реверс (R) — машина движется назад.
  3. Нейтраль (N) — автомобиль свободно движется во всех направлениях без каких-либо ограничений. Часто данный режим АКПП используют для короткой буксировки.
  4. 4-3-2-L — это набор режимов, которые можно использовать для разных дорожных ситуаций. Число обозначает, сколько передач используется.
  5. Драйв (D) — автомобиль едет вперёд в данном режиме АКПП. Использовать режим можно только при нажатой педали тормоза (активировать).
  6. D3 нужен для понижения передачи. Запускается на подъёмах.
  7. D2 (L) — используется в тяжёлых дорожных условиях. Понижает передачу.

Также существует ряд специальных режимов вроде Tiptronic и Sport. Но они опциональны.

Как правильно использовать режимы

коробка передач

Чтобы максимально правильно пользоваться АКПП, нужно знать определённые нюансы режимов:

  1. Парковка — если пользоваться данным режимом на подъёмах или спусках, необходимо задействовать ручник. Это снизит нагрузку на элементы конструкции и продлит их срок эксплуатации.
  2. Задний ход — если машина движется вперёд нельзя пользоваться селектором, переводя его в это положение. Это может привести к серьёзной поломке АКПП.
  3. Нейтраль. При движении машины по инерции не разрешается пользоваться  этим положением. Тоже касается и ситуации, когда автомобиль стоит у светофора. Нейтралью пользуются работники сервисов, чтобы перемещать вышедший из строя транспорт.
  4. D — этой позицией на АКПП нужно пользоваться при обычной езде. При этом переход осуществляется из P/R, предварительно нажав тормоз и кнопку рычага. Время включения АКПП порядка одной секунды.
  5. L — этим режимом нужно пользоваться только тогда, когда вытаскиваете застрявшую машину, при преодолении ступенек или заезде в гараж. Предварительно нажимается кнопка рычага.
Важно! Если вы будете правильно пользоваться режимами АКПП — это позволит в значительной мере продлить срок эксплуатации системы.

Итоги

АКПП позволяет пользоваться автомобилем с большим комфортом. Если вас долго пугала механика, просто купите себе машину с автоматической коробкой передач. С ней можно овладеть основными навыками вождения буквально за несколько часов. К тому же цена автомобилей с этими системами с каждым годом становится только ниже.

Отправить комментарий
Цитируемый комментарий:
Категории
Сколько стоит ваш автомобиль?