ВАЗ-2106 Жигули/Lada 1600/Lada 1500L/Lada 1300SL - четырехдверный пятиместный легковой автомобиль с кузовом типа "седан" и задними ведущими колесами. Одна из самых популярных моделей Волжского автомобильного завода. Когда в 1976 году на заводе в Тольятти освоили производство модели ВАЗ-2106, которая была переработана для отечественных условий эксплуатации из RAT 124 Speciale образца 1972 года, никто не мог и предположить, что именно она станет самой популярной и массовой продукцией Волжского автозавода. "Шестерка" отличается от ВАЗ-2103 более мощным 80-сильным двигателем ВАЗ-2106 рабочим объемом 1,6 л, иной схемой электрооборудования и измененным оформлением кузова и салона. Так, передние сдвоенные фары получили пластмассовые "очки", изменена облицовка радиатора, стоят другие бамперы с пластмассовыми "клыкамии" и "уголками", задние фонари объединены с подсветкой номерного знака, пластмассовыми "прокладками" между решеткой радиатора и фарами. По сравнению с автомобилями "Москвич" эти 5-местные седаны, отличавшиеся лучшей динамикой и действительно комфортабельным интерьером, были верхом комфорта и престижа для широких слоев автолюбителей СССР. В конце 1970-х ВАЗ-2106 сразу приобрел славу "шикарного" и скоростного автомобиля, но дорогого и менее "практичного", чем прочие "Жигули". Приличная для того времени динамика (максимальные 150 км/ч и 16 с до 100 км/ч), рельефные сиденья с подголовниками, панель приборов с тахометром и прекрасная звукоизоляция - было что ценить. В 1979 году завод наладил выпуск менее мощных модификаций ВАЗ-21061 с 1,5 литровым 71-сильным двигателем ВАЗ-2103 и ВАЗ-21063 с 1,3 литровым 64-сильным двигателем ВАЗ-21011. Они популярностью "шахи" в народе не пользовались, но масштаб их производства нарастал (особенно 21063), и в условиях советского дефицита потребителю приходилось мириться с сочетанием дорогого и утяжеленного кузова со слабым двигателем, заметно ухудшавшим динамику. С 1980 года начали монтировать карбюраторы Озон типа 2107. Изменение электрики в связи с меняющейся технологией происходило постоянно. В 1977-м машины начали оснащать новыми клеммами и соединениями проводки, а с 1986-го устанавливают новое реле. В 1982 году проведена первая модернизация автомобиля. На ВАЗ-2106 начали монтировать модернизированные 75-сильные (по новому ГОСТу) двигатели ВАЗ-2106. На заднем крыле по линии молдинга перестали устанавливать светоотражатели. В 1988-м модернизацию прошла система выпуска: в ней поставили прокладку и гайку одноразового пользования. В 1990 году на ВАЗе освоили своего рода комплектацию Люкс - ВАЗ-21065 со стандартным двигателем ВАЗ-2106 с бесконтактной системой зажигания, карбюратором типа "Солекс" (21053-1107010-03), галогеновыми фарами, улучшенной обивкой салона и иными подголовниками сидений. Эта модификация выпускалась с двигателем 1500, "пятерочными" бамперами, электрообогревом заднего стекла, более мощным генератором, пятиступенчатой КП. Экспортные модификации ВАЗ-21064 внешне отличались от ВАЗ-21065 бамперами с встроенными поворотниками и несколько иной электрической схемой. С 1985 года поначалу на экспортные модификации, затем иногда и на "внутренние" начали устанавливать 5-ступенчатую коробку передач типа ВАЗ-2112, а позже - типа ВАЗ-21074, что значительно снижает расход топлива на трассе и шум от двигателя. К концу 1980-х эта модель с модификациями осталась самой массовой и популярной в программе ВАЗа. Конечно, престижной ее уже не считали, но добрая память о первом семействе "Жигулей" поддерживала устойчивый спрос на "шестерку". На него не влияли даже засилье маломощной модификации ВАЗ-21063 и резкое ухудшение качества сборки и комплектующих в 1990-е годы. Автомобиль со временем стал настолько доступен по цене, что перешел в разряд непритязательных "рабочих лошадок". У него сложилась и постоянная армия поклонников. Однако теперь ВАЗ-2106 все же постепенно сдает позиции, прежде всего из-за морального старения дизайна и интерьера, а также довольно невысоких ездовых качеств, органически присущих классической компоновке. Тем не менее у "шестерки" есть все шансы встретить на конвейере и свой четвертьвековой юбилей. Тонкие двери без противоударных брусьев уже не отвечают в полной мере современным требованиям по безопасности, а высокий уровень шума в салоне моделей последнего выпуска свидетельствует не о плохой изоляции, а о дефектах двигателя и трансмиссии, что теперь отнюдь не редкость, как и разрушение балки переднего моста. Таково стало качество комплектующих на ВАЗе... К тому же с утратой престижности модели на модификации с самой дешевой комплектацией перестали устанавливать молдинги, да и вообще свели хром в отделке к минимуму, что тем не менее не сделало автомобиль более современным (тем более что мода на хром в декоре автомобилей опять вернулась). К существенному недостатку таких комплектаций можно отнести и отсутствие электрообогрева заднего стекла. Самой неудачной деталью оформления интерьера можно назвать тонкое и скользкое рулевое колесо. Впрочем, на модели 21065 попадается и другое, более современное, меньшего размера. Фамильная же реликвия - четыре фары в прямоугольных сдвоенных "очках", уже настолько вышли из моды, что, можно сказать, опять придают модели определенный "шарм". В общем, несмотря на моральную старость, ВАЗ-2106 можно признать оптимальным "первым автомобилем" в жизни.
Общие сведения
Диагностика неисправностей
- Диагностика неисправностей
- агностика неисправностей двигателя и его систем
- Диагностика неисправностей сцепления
- агностика неисправностей коробки передач
- Диагностика неисправностей карданной передачи, заднего моста, ходовой части, рулевого управления и тормозной системы
- Диагностика неисправностей кузова
- Диагностика неисправностей электрооборудования
Двигатель
- Двигатель
- Головка цилиндров и механизм газораспределения
- Система смазки
- Замена масла
- Замена успокоителя цепи привода распределительного вала
- Замена распределительного вала и рычагов клапанов
- Замена маслоотражательных колпачков механизма газораспределения
- Замена прокладок впускного и выпускного коллекторов
- Замена прокладки головки блока цилиндров
- Разборка головки блока цилиндров, притирка клапанов
Система питания двигателя
- Система питания двигателя
- Замена фильтрующего элемента воздушного фильтра
- Замена топливного насоса
- Ремонт топливного насоса
- Замена топливного бака и крышки его лючка
Карбюратор
- Карбюратор
- Очистка топливного фильтра
- Замена электромагнитного клапана системы холостого хода
- Регулировка карбюратора
- Замена карбюратора
- Ремонт карбюратора
Система охлаждения двигателя
- Система охлаждения двигателя
- Замена охлаждающей жидкости
- Замена насоса охлаждающей жидкости
- Замена термостата
- Замена радиатора двигателя
Система выпуска отработавших газов
Сцепление
- Сцепление
- Замена жидкости и прокачка гидропривода сцепления
- Регулировка привода
- Замена главного цилиндра сцепления
- Ремонт главного цилиндра сцепления
- Замена рабочего цилиндра сцепления
- Замена нажимного диска в сборе и подшипника выключения сцепления
Коробка передач
- Коробка передач
- Проверка уровня и замена масла в коробке передач
- Замена выключателя света заднего хода
- Замена манжеты вторичного вала
- Замена коробки передач
- Ремонт коробки передач
- Замена привода спидометра
- Особенности ремонта пятиступенчатой коробки передач
Карданная передача
Задний мост
- Задний мост
- Проверка исправности заднего моста
- Замена масла
- Замена полуоси и ее манжеты
- Снятие и установка заднего моста
- Замена манжеты ведущей шестерни
- Замена редуктора
- Ремонт редуктора
Передняя подвеска
- Передняя подвеска
- Техническое обслуживание
- Замена подшипников и манжеты ступицы
- Замена подушек и штанги стабилизатора
- Замена шаровых опор
- Замена амортизаторов
- Замена пружин
- Замена верхних рычагов и их резинометаллических шарниров
- Замена резинометаллических шарниров нижних рычагов на автомобиле
- Замена нижних рычагов
- Регулировка углов установки колес
Задняя подвеска
Рулевое управление
- Рулевое управление
- Доливка масла
- Проверка состояния рулевого управления
- Регулировка зацепления редуктора
- Замена рулевых тяг
- Замена и ремонт маятникового рычага
- Снятие и установка рулевого колеса
- Снятие и установка рулевого вала
- Снятие и установка рулевого механизма
- Снятие сошки
Тормозная система
- Тормозная система
- Проверка состояния гидропривода
- Проверка вакуумного усилителя тормозов
- Проверка работоспособности регулятора давления
- Замена тормозной жидкости и прокачка тормозной системы
- Замена тормозных колодок передних колес
- Замена тормозных колодок задних колес
- Замена суппорта тормоза переднего колеса
- Замена тормозных цилиндров передних колес
- Ремонт тормозных цилиндров передних колес
Общие сведения
- Общие сведения
- Проверка электрических цепей
- Блоки предохранителей
- Замена предохранителей
- Замена основного и дополнительного блоков предохранителей
- Замена реле
- Замена выключателя зажигания
- Замена контактной части выключателя зажигания
- Аккумуляторная батарея
- Генератор
- Стартер
- Система зажигания
- Освещение, световая и звуковая сигнализации
- Очиститель и омыватель ветрового стекла
- Ремонт электродвигателя отопителя
- Контрольные приборы
Кузов
- Кузов
- Замена переднего бампера
- Замена решетки радиатора
- Замена замка капота
- Замена капота
- Замена ветрового стекла
- Замена внутреннего зеркала заднего вида
- Замена солнцезащитного козырька
- Замена накладки потолка
- Замена потолочного поручня
Система отопления и вентиляции
- Система отопления и вентиляции
- Замена электровентилятора отопителя
- Замена радиатора отопителя
- Замена кожуха радиатора
- Замена крана отопителя
Уход за кузовом автомобиля
Приложения
- Приложения
- Инструмент, применяемый помимо штатного набора
- Схема электрооборудования автомобилей ВАЗ–2106, ВАЗ-21061, ВАЗ-21063 выпуска 1976–1987 гг.
- Моменты затяжки резьбовых соединений
- Основные данные для регулировок и контроля
- Характеристики свечей зажигания
- Применяемые топливо, смазочные материалы и эксплуатационные жидкости
- Лампы, применяемые на автомобиле
- Манжетные уплотнения (сальники)