Шарниры приводных валов - общая информация и обслуживание
Общая информация Для комплектации приводных валов рассматриваемых в настоящем Руководстве автомобилей могут использоваться шарниры нескольких различных типов. Конкретный выбор определяется рабочим объемом двигателя, типом трансмиссии, положением шарнира на валу (внутренний или наружный) и даже положением собственно вала на автомобиле (правый или левый). Прежде чем приступать к любого рода обслуживанию шарнира (включая замену защитного чехла) следует определить его конструкцию. В первую очередь следует обратить внимание на идентификационный номер шарнирной сборки, - номер обычно наносится на большую торцевую поверхность шарнира, иногда маркировка может быть выбита на концах бандажных лент. Как уже упоминалось выше, на рассматриваемых в настоящем Руководстве автомобилях используется несколько, а именно три типа шарниров приводных валов, это: шарниры Бирфилда (BJ), триподные шарниры (TJ) и шарниры двойной компенсации (DOJ).
| Шарниры Бирфилда разборке не подлежат и в случае выхода из строя заменяются в сборе. |
Важным эксплуатационным параметром шарниров всех типов является расстояние между бандажными летами крепления защитного чехла, - чрезмерное растягивание чехла, либо слишком свободная его посадка могут привести к образованию трещин, утрате смазки и попаданию внутрь шарнирной сборки грязи и влаги.
| Для набивки шарниров приводных валов используется специальная смазка, в обязательном порядке поставляемая в комплекте со сменными чехлами. |
Шарниры двойной компенсации (DOJ) Снятие |
1. Шарниры DOJ отличаются от прочих более крупными габаритными размерами и обычно используются в качестве внутренних ШРУСов. 2. Снимите приводной вал с автомобиля (см. Раздел Снятие и установка приводных валов). | 3. Оцените состояние резинового защитного чехла. | | 4. Бокорезами перекусите металлические бандажные ленты и снимите защитный чехол с наружной обоймы (корпуса) шарнира. | | 5. Отыщите и снимите большое стопорное кольцо в основании шарнирной сборки. Снимите наружную обойму (корпус) шарнира. | 6. Извлеките малое стопорное кольцо и снимите внутреннюю обойму в сборе с сепаратором и шариками. Тщательно вычистите снятый узел, не разбирая его. 7. Если состояние защитного чехла признано удовлетворительным и он подлежит дальнейшему использованию, протрите цапфу вала и обмотайте оборудованный шлицами участок защитным слоем скотча, затем осторожно снимите чехол с вала. 8. В случае необходимости на данном этапе может быть снят также и защитный чехол наружного BJ-шарнира. | |
Установка |
1. Проверьте надежность защиты шлицов вала скотчем. 2. Набейте защитный чехол шарнира специальной смазкой (обычно поставляемая в комплекте с новым чехлом смазка делится на две равных части, одна из которых уходит на набивку полостей шарнира, вторая заталкивается в чехол). 3. Посадите на вал сепаратор шарнира (меньшей стороной сепаратора вперед). Несильно постукивая по периметру торцевой поверхности молотком через латунную выколотку, аккуратно застучите внутреннюю обойму сборку до упора ее в специальные плечики на цапфе вала. Набивая полости компонентов смазкой, сочлените обойму с сепаратором и заправьте в последний шарики. 4. Также набив смазкой, установите наружную обойму (корпус) шарнира. 5. Натяните на корпус шарнирной сборки защитный чехол (для выравнивания давлений подденьте край чехла тупым инструментом и выпустите из-под него воздух) и закрепите его новыми бандажными лентами, - проследите, чтобы расстояние между внутренней и наружной лентами соответствовало нормативным требованиям. 6. Установите вал на автомобиль (см. Раздел Снятие и установка приводных валов). | |
Прочие шарниры Снятие |
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи. | Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие! | 2. Снимите приводной вал (см. Раздел Снятие и установка приводных валов). 3. Оцените состояние резинового защитного чехла. 4. Бокорезами перекусите бандажные ленты и снимите с корпуса шарнирной сборки защитный чехол. 5. Извлеките стопорное кольцо стопорное кольцо и снимите с цапфы вала крестовину триодной сборки. | Триподный узел разборке не подлежит и требует осторожности в обращении. | 6. Если состояние защитного чехла признано удовлетворительным и он подлежит дальнейшему использованию, протрите цапфу вала и обмотайте оборудованный шлицами участок защитным слоем скотча, затем осторожно снимите с вала динамический демпфер (при наличии такового) и резиновый чехол/чехлы. | |
Установка |
1. Проверьте надежность защиты шлицов вала скотчем. 2. В соответствующем порядке осторожно посадите на вал чехол/чехлы и динамический демпфер (если предусмотрен). 3. Установите триподную сборку и зафиксируйте ее стопорным кольцом. 4. Набейте внутренние полости шарнира специальной смазкой из ремнабора (используйте на набивку шарнира примерно половину запаса смазки, - вторая половина уйдет на заполнение чехла). | Постарайтесь не допустить попадания смазки на резиновые элементы сборки динамического демпфера, если таковой предусмотрен! | 5. Набив остатками смазки чехол, натяните его на корпус шарнира (для выравнивания давлений подденьте край чехла тупым инструментом и выпустите из-под него воздух) и закрепите бандажными лентами, - проследите, чтобы расстояние между внутренней и наружной лентами соответствовало нормативным требованиям. 6. Установите вал на автомобиль (см. Раздел Снятие и установка приводных валов) и подсоедините отрицательный провод к батарее. | |