Бывает, что автовладелец сталкивается с ситуацией, когда начинает ощущаться дискомфорт, напряжение за рулем, причиной которого является постоянное глухое постукивание, сильно заметное на неровностях. Приехав на диагностику, получаем диагноз – нужно менять рейку, которая стучит. Стоимость работ оценивают примерно в 3 тысячи рублей, не считая запчастей.
А ведь рейку вполне возможно заменить и самостоятельно – эта работа не вызывает больших трудностей.
Ремонт/замена рулевой рейки на ВАЗ 21099-2109-2108 своими руками
Что необходимо для ремонта?
Запасные части:
- комплект для ремонта рулевой рейки;
- наконечники (на автомобилях постарше могут быть установлены гайки со шплинтами, на более новых используются самоконтрящиеся гайки, которые идут в комплекте с наконечниками);
- чехол рейки;
- трубки
- сайлентблоки.
Материалы:
- Пластиковые хомуты 200х4 – 3 шт;
- уайт-спирит – 1 литр;
- густая смазка для подшипников;
- не волосатая ветошь;
- жидкость WD-40;
- мовиль (аэрозольная банка).
Инструменты:
- набор торцевых головок;
- удлиняющий механизм для ключей, желательно с трещеткой;
- съемник для наконечников;
- молоток;
- специальный ключ для гаек подшипника (в виде восьмигранного стержня с углублением «на 24»).
Прежде, чем начинать работы, а лучше всего накануне, пролить жидкостью WD-40 все соединения – резьбы наконечников, гайку затяжки упора (где применяется восьмигранный ключ), гайки крепления рейки. Через час-другой полить все места еще раз, чтобы на следующий день спокойно работать, не испытывая трудностей с откручиванием гаек.
Порядок выполнения работ
- Под задние колеса установить упоры, затянуть ручной тормоз, заблокировать руль, отсоединить клеммы от аккумулятора.
- Поднять автомобиль домкратом и снять колеса. Если есть, лучше машину поставить на опоры.
- Открутить гайки с наконечников, из рычагов стоек вытащить «пальцы». Для этого понадобится съемник – его нужно приложить, закрутить до упора винт и бить по рычагу молотком, удерживая винт съемника ключом. Бить нужно достаточно сильно.
- Открутить гайки хомутов. Чтобы не попасть воротком на плюсовой провод от аккумулятора, необходимо, как раньше уже говорилось, отключить клеммы от аккумулятора.
- У самого пола внутри салона открутить болт на левом валу.
- Колебательно-поступательными движениями потянуть рейку «на себя» - хвостовик шестеренки отделяется от вала достаточно тяжело. После того, как рейка отсоединена, вся конструкция вытягивается вправо через дыру.
- Зажать конструкцию в тисках и очистить с помощью металлической щетки, а также тряпки, смоченной в Уайт-спирите.
- После того, как все будет вычищено, откручиваются болты «усов». Теперь можно проконтролировать, в как ом состоянии находятся сайлентблоки. В случае наличия люфта, трещин на резине или каких-либо других недостатков они подлежат замене.
- Для того, чтобы снять усы, необходимо с помощью зубила отогнуть пластинку и открутить болты.
- Стянуть с концов рейки «язычки» и чехол, с вала снять резинки. Чехол однозначно выбрасывается, а остальное нужно вымыть и высушить, избегая попадания солнечных лучей.
- С помощью отвертки снимается стопорная шайба подшипника. Гайка откручивается специальным ключом.
- Шлицевый вал затянуть в тиски, подложив на них что-нибудь наподобие губки. Легким постукиванием молотка по корпусу добиться выхода подшипника, после которого идут вал, шестеренки и другие детали.
- Промыть все детали в Уайт-спирите с помощью кисточки. Нестандартный подшипник довольно сложно найти, поэтому нужно аккуратно помыть старый. Его можно снять с помощью съемника, но обычно он очень редко выходит из строя – скорее всего, с ним все в порядке.
- Вытряхнуть из корпуса зубчатую рейку, промыть в Уайт-спирите, просушить, смазать.
- Аккуратно сквозь прорезь в корпусе вытащить пластмассовую вставку, выкрутить зажимную гайку. Как правило, идет она туго, но в случае повреждения можно поставить новую из ремкомплекта. Вытряхнуть упор и заменить уплотнительное кольцо.
- Обследовать «усы». На вид наконечники должны быть хорошими, без люфта, движение «пальцев» - с разумным усилием, на чехлах не должно быть дефектов. В противном случае неисправные детали заменяются, при этом по возможности должна сохраниться длина рычага. Для предотвращения коррозии резьбу необходимо опрыскать Мовилем.
- Осмотреть шарниры. В случае наличия каких-либо повреждений – заменить новыми – здесь никаких трудностей нет.
- Установить новую пластиковую втулку выступами в отверстия в корпус. Отрезать резинки.
- Вставить рейку со стороны шестерни. Расстояние от корпуса до торца рейки примерно должно составлять 28 мм, рейку наружу выступать не должна.
- Запрессовать подшипник и шестерню до упора, для чего вал с корпусом зажимается в тисках. При этом не нужно сильно давить.
- Вставить упор, гайку и пружину, сориентировав по шестеренке зубчатую рейку. Дырка в гайке может быть залеплена пластилином.
- Со стороны вала установить новое резиновое кольцо (входит в состав ремкомплекта), закрутить еще одну гайку. Совместив метки, надеть контровочную шайбу и крышку.
- Надеть резиновое кольцо и чехол. Затянуть на чехле хомутики.
- Установить «усы». Шайбы на шарнирах необходимо ввести в отверстия в чехле таким образом, чтобы с обеих сторон чехла оказалась шайба.
- Установить «усы», пластинку, контрапластинку, закрутить болты с хорошим усилием, подогнуть стопорную пластинку. Установить резиновые заглушки.
Всю конструкцию теперь нужно поместить в моторный отсек
- Рейка устанавливается на место – нужно, чтобы вал попал в отверстие в кузове. Накинуть хомуты, одеть шайбы, наживить гайки.
- Следующую операцию лучше осуществлять с помощником. Необходимо со стороны салона необходимо концы рулевого вала совместить с валом шестеренки. Болт муфты должен попасть в специальную лыску вала.
- После того, как все наживлено, нужно постукивать по муфте молотком, чтобы она все глубже насаживалась. О правильной установке будет свидетельствовать работающий сигнал. Если сигнал работает, значит муфта установлена, если нет – по ней нужно еще стучать.
- В ушки муфты вставить болт и сильно зажать.
- Затянуть на хомутах рейки самоконтрящиеся гайки. Шпильки нужно обработать Мовилем.
- Соединить рычажок стоек с рулевыми наконечниками. Завинтить гайки.
- Подключить аккумулятор, прикрутить тормоза, проверить тормоза, отрегулировать развал и схождение. Вся работа занимает около четырех часов.
- В случае необходимости замены только пыльника полностью снимать рулевой механизм не нужно – его можно поменять и так.