Различные элементы аэродинамического обвеса, установленные на «девятках» и «восьмерках», можно увидеть достаточно часто. Это спойлеры, обтекатели, накладки на крылья и пороги. Обычно любители тюнинга стремятся добиться двух целей. Одна из них – сделать экстерьер своего автомобиля индивидуальным, а вторая – улучшение его аэродинамических качеств путем уменьшения сопротивления воздушному потоку. Каждый человек обладает своими эстетическими предпочтениями и вкусом, чего не скажешь о законах аэродинамики – они одинаковы для всех.
Аэродинамические показатели «восьмерок» и «девяток» в полной мере соответствуют своему времени. По современным меркам коэффициент лобового сопротивления у них немного великоват (0,463), однако он вполне приемлем для угловатого кузова, тем более автомобиль имеет короткий задок.
Любопытный факт. У «девяток» и «восьмерок» распределение по осям подъемных сил лучше, че, скажем, у Audi TT 98 года выпуска. Распределением подъемных сил определяется устойчивость и управляемость автомобиля на больших скоростях. Впечатляют результаты испытаний, проведенных журналом «Авторевю»: задняя часть Audi TT на скорости 144 км/ч пытается оторваться от поверхности дороги с силой 337Н, тогда как на этой же скорости показатель «восьмерки» равен 158Н! Результаты для передней оси для обоих автомобилей примерно одинаковы – 163Н и 152Н.
Такие цифры свидетельствуют о том, что даже при относительно высоком коэффициенте лобового сопротивления, конструкторами была неплохо разработана аэродинамика ВАЗ-2108. Таким образом, при установке «спойлер-этажерки» сомнительного производителя аэродинамика автомобиля вряд ли улучшится. Между прочим, в процессе расчета аэродинамики, а также доводки устойчивости и управляемости ВАЗ-2108 участвовали инженеры всем известной компании Pоrsche. Именно благодаря этим специалистам была удачно распределена по осям подъемная сила.
Правда, для достижения таких показателей, конструкторы были вынуждены сделать в крыше небольшую подштамповку для загрузки задней оси. Эта подштамповка способствует образованию зоны сильного разряжения над крышкой багажника. Это является причиной быстрого сильного загрязнения заднего стекла – даже при движении по сухой дороге стекло моментально покрывается слоем пыли.
Эта проблема легко решается установкой дефлектора на задней части крыши – роль простого аэродинамического элемента играет металлическая полоска. При незначительном увеличении сопротивления воздушного потока обеспечивается чистота заднего стекла. При этом, конечно, подъемные силы распределяться по осям будут хуже (197Н и 321Н для передней и задней осей соответственно), но тем, кто предпочитает не агрессивную, а спокойную езду, установка такого дефлектора полезна и вполне оправдана.
Прочие элементы аэродинамического обвеса, большой ассортимент которых предлагают как авторынки, так и автомагазины, аэродинамику «восьмерок» и «девяток» как не улучшают аэродинамику автомобиля, та и чистоту заднего стекла. В добавок, в местах крепления обвесов может развиваться коррозия. Кроме этого, угловатый кузов ВАЗ-2108 в подобных обвесах не сильно и нуждается.