Чтобы лучше разобраться в процессе регулировки клапанов на модели ВАЗ, лучше весь процесс разобрать пошагово.
Процесс регулировки клапанов
- Перво-наперво необходимо снять крышку, которая защищает ремень ГРМ. Крышка находится с левой стороны от двигателя. Крепится она тремя винтами на 10. Их необходимо открутить.
- На клапанной крышке находятся патрубки. Их также все нужно снять. Кронштейн, с помощью которого держатся тросы газа и подсоса, также следует откручивать.
- Следующее, что нужно сделать – снять клапанную крышку. Чтобы это выполнить, следует открутить две гайки на 10. Если крышка не снимается отдельно, то придется снимать саму «кастрюлю» карбюратора.
- Необходимо выкрутить все свечи. Возьмите для себя за правило: сначала выкрутить все свечи наполовину, удалить всю грязь, тогда она не попадет в цилиндры, а, следовательно, не будет лишних проблем.
- Приготовленным обычным шприцем нужно удалить масло вверху блока головки цилиндра. Удалить нужно столько, чтобы стали видны шайбы при уталкивании толкателей.
- Далее необходимо на шкиве распредвала совместить метку с установочной. Она расположена на задней крышке ремня ГРМ.
- Теперь следует проверить совмещение метки на маховике и треугольного выреза, расположенном на блоке двигателя. На картере КПП имеется смотровое окошко. Именно через него можно проверить это совмещение.
- Теперь нужно взять обыкновенный лист бумаги. Вырезать из него квадрат размером 8х8 см. В середине получившегося квадрата сделать отверстие таким образом, чтобы бумага оделась на болт, с помощью которого крепится шкив распредвала. Квадрат устанавливается так, чтобы один угол смотрел на метку шкива. С помощью маркера на шкиве распредвала отмечаются риски. Они должны находиться напротив трех оставшихся углов. В итоге получаются четыре метки, которые по повороту распредвала равняются 0, 90, 180, 270 градусам. Это соответствует поворотам коленвала на 0, 180, 360, 540 градусов.
- Следующим шагом является поворот распредвала по часовой стрелке на 2-3 зуба. Что будет составлять 40-50 градусов поворота коленвала. Поворот можно выполнить двумя способами. Первый – взять ключ на 17 и выполнить поворот им, ухватившись за болт распредвала. Второй способ – поддомкратить немного переднее колесо и прокручивать на четвертой передаче. Многие рекомендуют второй способ.
- Следующее, что нужно сделать, это замерить зазор 1 и 3 клапанов. То есть померить расстояние от регулировочной шайбы до кулачка распредвала. Погрешность должна быть около 0,05 мм. В нижеприведенной таблице указаны зазоры.
Угол поворота коленвала | № клапана | Зазор (мм) |
40-50 | 1 | 0.35 |
40-50 | 3 | 0.20 |
220-230 | 5 | 0.35 |
220-230 | 2 | 0.20 |
400-410 | 8 | 0.35 |
400-410 | 6 | 0.20 |
580-590 | 4 | 0.35 |
580-590 | 7 | 0.20 |
Если все зазоры в норме, то можно переходить к следующей группе клапанов. Следует повернуть распредвал по направлению часовой стрелки до следующей метки, которую сделали маркером, доворачиваем на 2-3 зуба.
Если вдруг зазоры отличаются друг от друга, то необходимо выполнить следующее:
- Нужно установить на крепления клапанной крышки специальное приспособление. С его помощью утапливаются толкатели клапанов. Это приспособление нужно затянуть гайками.
- Нужно повернуть толкатель, чтобы прорезь в нем смотрела на вас. Это нужно сделать для того, чтобы регулировочную шайбу можно было легче вытаскивать.
- Необходимо записывать зазор, который замеряли, на бумаге, а также номер клапана
- С помощью установленного приспособления, нужно утопить клапан вниз, после чего зафиксировать при помощи фиксатора. Он должен входить в комплект для регулировки клапанов.
- Затем, через прорезь в толкателе поддевается регулировочная шайба с помощью отвертки и вытаскивается.
- На другой стороне шайбы указывается ее размер, который также записывается на бумагу. Если измерение производится микрометром, то реальный размер шайбы может на несколько единиц отличаться от маркировки.
- Необходимо поставить шайбу на место цифрами вниз. После того, как ее вдавили в толкатель, необходимо посмотреть, правильность ее утопления. Шайба должна в «седле» свободно вращаться.
- Заново утапливается клапан и фиксатор снимается.
- Только теперь становится возможным переходить к другой группе клапанов и ее замерам. Для этого распредвал поворачивается на 90 градусов до следующей маркированной метки. И еще на 2-3 зуба доворачиваем.
Когда будут проверены все зазоры, то можно будет вычислить, какой толщины новая шайба. Для этого используется простая формула. Итак, толщина новой шайбы равняется толщине старой и плюс к этому замеренный зазор, а из замеренного зазора вычитаем минимальный зазор.
Разберем один пример. Допустим, что в первом клапане зазор равен 0.29. Шайба, которую мы замерили, равна 3.40. формула выглядит так: 3.40 + (0.29 – 0.35) = 3.40 – 0.06 = 3.34. Исходя из этих данных, делаем вывод, что новая шайба должна быть толщиной 3.34 мм.
- Как только выполнены все вычисления, нужно проверить, возможно, подойдут шайбы от других клапанов, которые тоже необходимо заменить. Потом нужно брать список и отправляться в магазин или на авторынок за необходимыми шайбами. Также нужно приобрести для клапанной крышки новую прокладку. Может понадобиться еще и герметик. Это в том случае, если после полной сборки из-под крышки будет идти масло.
- Теперь опять смотрим на пункт №12. Заменяем ненужные шайбы нужными, заново производим замеры.
- Когда все получится в норме, можно ставить новую прокладку, затем надеть клапанную крышку.
На этом регулировка клапанов успешно завершена