Содержание [скрыть]
Информация о том, что тормозной диск работает в безопасном для него режиме и обеспечивает колёсам автомобиля своевременное торможение, является ошибкой. На самом деле, он, как и другие детали автомобиля является уязвимым к внешним воздействиям, несмотря на то, что сделан из прочных металлов.
Конструкция
В основном передние и задние диски изготавливаются из чугуна. Чугун крепкий и недорогой материал, к тому же он обладает хорошими фрикционными свойствами. Во время торможения автомобиля данный материал может сильно нагреваться. В результате он коробится, деформируется рабочая поверхность, диски начинают стираться.
Чтобы предотвратить перегрев и неисправности, производители позаботились о контроле температуры. Ими была установлена система внутренней вентиляции, предохраняющая тормозные диски от перегрева. Также были нарезаны специальные канавки на поверхности. Это дополнительно увеличило срок эксплуатации, уменьшая перегрев.
Эффективное сцепление между диском и колодками происходит после их взаимной притирки. При пробеге менее 1000 км происходит эффективная притирка между этими деталями. Резкое нажатие на педаль тормоза ускоряет разрушение тормозных дисков. Эффективность притирки проверяется на специальном стенде.
Диски необходимо периодически проверять на наличие износа, для предупреждения нехороших последствий. Известно, что они при перегреве деформируются и могут потерять в толщине. Чем меньше их толщина, тем дольше будет тормозить авто. Хорошо, если там установлена система охлаждения. В противном случае придётся проверять состояние деталей.
Какая должна быть толщина
Установленных стандартов минимальной толщины тормозных дисков не существует. Эта величина зависит от марки автомобиля и фирмы-изготовителя. Всю информацию можно узнать на самих изделиях. У них на торце написаны две цифры. Первая из них – это начальная толщина, а вторая – минимальная. Если при измерении толщины полученный результат не совпадает с этими данными, то дальнейшая эксплуатация не рекомендована и необходимо произвести замену.
Как измерить толщину тормозного диска
Толщина измеряется в СТО с помощью такого инструмента, как штангенциркуль. Замер производится в нескольких местах. Потому что, в процессе эксплуатации он может износиться неравномерно. Причинами износа могут служить несколько факторов. Об этом чуть позже.
При замере толщины изделия следует обратить внимание на состояние поверхности. Если там есть механические повреждения вроде царапин, буртиков, трещин, то это значит, что деталь пора менять.
Признаки неисправной работы
Тормозные диски пора менять, если начали замечать такие признаки, как:
- писк при торможении;
- биение рулевой колонки и прохождение вибрации по всему авто.
Первый признак может означать, скорее всего, износ колодок, а не дисков. А второй признак проявляется в основном во время экстренного торможения. В данном случае необходимо произвести полную диагностику всего авто, а не только отдельной детали.
Основные факторы, которые служат признаками неисправной работы:
- частое совершение резких торможений во время быстрой езды;
- езда по лужам (влага от лужи попадает на разогретый диск и способствует его деформации);
- использование некачественных колодок приводит к неравномерному износу.
Что делать с неисправными дисками
Если толщина тормозного диска не соответствует норме, то испытывать судьбу не стоит. Его лучше заменить новым. Детали меняют попарно на одной оси. А если толщина изделия нормальная, но оно механически повреждено, то выполняется его проточка. Это улучшит его работу и продлит срок службы. Однако слишком увлекаться проточкой тоже не стоит.
Последствия использования изношенных тормозных дисков
Любая используемая неисправная деталь когда-нибудь может дать серьёзный сбой, что приведёт к печальному исходу. Также и с тормозными дисками. Например, при резком торможении происходит трение и нагрев, в результате вся тормозная система выйдет из строя. А минимальная толщина тормозных дисков может стать причиной автокатастрофы. Хорошо, если ситуация обойдётся без человеческих жертв.
Поэтому ради нормальной работы автомобиля и своей же безопасности следует хотя бы раз в месяц (или чаще) делать технический осмотр и обслуживание авто. Если не знаете или неуверены, как произвести техническое обслуживание той или иной детали, то обратитесь в автомастерскую.
И напоследок видео о том, как заменить тормозной диск: