Содержание [скрыть]
Тяжело себе представить, сколько было выпущено военных авто во времена Советского Союза. Холодная война и постоянные военные конфликты заставляли автомобильных производителей создавать всё новые и новые концепты.
Большинство из созданных в СССР военных автомобилей представляли собой переработки и доработки западных аналогов. Некоторые из них были по-настоящему успешными. Мало того, был ряд уникальных разработок, которые стали чем-то вроде визитной карточки Советского Союза.
Легендарные военные авто СССР
ГАЗ-61-416
Создание этого военного авто пришлось на непростые времена. Напряжённая обстановка в Европе вынуждала военных инженеров всех стран создавать новые концепты, которые могли себя показать на поле битвы.
Толчком к введению в эксплуатацию этого военного авто стал релиз американского вездехода «Бантам» в 1940 году. Стоит сказать, что за год до этого события ГАЗ-61-40 уже успел пройти первые испытания.
Внимание! Но релиз «Бантама» показал всю не совершенность советского военного авто. Главные сложности были связаны с проводимой модернизацией армии.
За основу модернизированного военного автомобиля были взяты узлы с варианта уже прошедшего испытания. Они показали свою результативность на деле. Точнее, были использованы следующие агрегаты:
- раздаточная коробка;
- передний мост;
- рулевое управление;
- задний мост;
- тормоз;
- колёса;
- карданные валы.
В свою очередь, двигатель и сцепление, а также коробка передач перекочевали в новое военное авто из полуторки. Это позволило добиться лучшей работы системы охлаждения. Также был установлен улучшенный карбюратор.
С нуля делалась рама, кузов, передняя подвеска, радиатор и ещё множество деталей. Мало того, значительно была уменьшена колея. Это было сделано для того, чтобы данное военное авто можно было использовать как авиадесантное.
Новый проект получил название ГАЗ-64-416. Машина делалась в рекордные сроки, буквально за несколько месяцев были созданы проектные чертежи и первое авто вышло из цеха. Тем не менее тестирование удалось пройти не сразу, а на фронт военный автомобиль отправился только в августе.
До конца года было сделано порядка 600 машин. Вот только технология не блистала совершенством. Кузова гнулись вручную. Электрооборудование устанавливалось с ГАЗ-М1. Мало того, его катастрофически не хватало. На приборной панели даже не было указателя давления масла.
Объём двигателя военного автомобиля был немного больше трёх литров. При этом машина обладала 50 лошадиными силами. Количество создаваемых оборотов было 2800 в минуту. Как результат военное авто могло достигать скорости в 100 км.
Важным достоинством военной машины была высокая проходимость. Автомобиль мог с лёгкостью забираться на подъёмы с углом в 45 градусов. Во многом этому способствовала сила тяги, составляющая 88 килограмм, и малая масса авто.
Газ-67
К сожалению, ГАЗ-64 не был совершенным. Первые проблемы были обнаружены уже на фронте. Главным недостатком авто была малая боковая устойчивость, а причиной подобного дефекта являлась зауженная колея. Как результат её размер был увеличен до 1446 миллиметров.
Казалось бы, незначительное изменение, но оно заставило конструкторов полностью изменить конструкцию военного авто. Началось всё с креплений глушителя. Также инженеры потратили много времени, чтобы доработать раму. Это спровоцировало настоящую цепную реакцию и доработки последовали одна за одной.
Так, в задней части капота военного авто сделали вытяжные щели. Сильно была укорочена база. Это позволило отказаться от карданного вала, который до этого устанавливался сзади. При этом передний кардан был существенно доработан. Важной инновацией стала установка игольчатых подшипников.
Результат работы инженеров поразил всех. Машина сумела въехать на гору с наклоном в 75 градусов! Во многом этому поспособствовала модернизация переднего моста. Он обзавёлся рессорами нового образца.
Чтобы добиться устойчивости при прямолинейном движении инженеры стали использовать резьбовые пальцы от ГАЗ-11-73. Тоже касалось и втулок. В свою очередь, задние рессоры переместились в место над кожухом моста. Это позволило увеличить дорожный просвет военного авто.
За два года было произведено множество модификаций. Была увеличена мощность двигателя. Во многом это стало возможным за счёт установки нового карбюратора. 23 сентября первое военное авто сошло с конвейера. Концепция оказалась настолько успешной, что ко второму октября завод каждый день выпускал по 10 машин.
Русские редкие внедорожники 4х4 ВАЗ "Бора" или Лада 4x4 Бора – обзор и характеристики на видео:
Пример неудачного автомобилестроения
«Москвич-415» – это вездеход, который представляет собой копию джипа «Виллис-МВ». По крайней мере, это касается внешнего вида. Если же говорить про внутреннюю начинку военного авто, то она, конечно же, отличается.
Автомобиль был полноприводной и рассчитывался на многоцелевое применение. Первые разработки датируются 1950 годом. Результатом плодотворной работы стали испытания, проведённые в 1958 году. Они проводились с нагрузкой в 300 килограмм.
Авто имело двигатель, рассчитанный на 45 лошадиных сил. Он перекочевал в конструкцию из «Москвича-407». Трансмиссия была взята у М-410. Передний мост конструкторы сделали отключаемым.
Результаты испытания этого авто были довольно интересными. Автомобиль без проблем забирался на подъём с наклоном в 27 градусов. При этом его колёсная база позволяла преодолевать речки, если их глубина не превышала 0,75 метра.
По тем временам транспортное средство имело довольно скромные показатели расхода бензина. При езде по трассе этот показатель составлял около 11 литров, по снегу – 19 м. Тем не менее авто ни в какое сравнение не шло с ГАЗ-69А. Мало того, он был даже хуже американского прототипа. Как результат ТС было отправлено на доработку.
Инженерным цехом было выпущено ещё порядка 20 авто. Каждое из них неплохо показывало себя на испытаниях, но из-за определённых нюансов конструкции не могло применяться в военном деле. Ярким тому примером является образец, который был обустроен задними гусеницами. Он показал хорошую проходимость, но из-за высокой хрупкости его применение было невозможно.
Самый известный российский военный автомобиль
Когда речь заходить про военные российские машины, то первое, что приходит большинству людей на ум – «Тигр». В эксплуатацию автомобиль был введён в 2005 году. Его основные технические характеристики следующие:
- разгон до 100 км за 32 секунды;
- дорожный просвет – 400 мм;
- скорость по шоссе – 140 км;
- полный привод.
Это военное авто способно переезжать речки, глубина которых не превышает 1,2 метра. При этом наклон преодолеваемого подъёма составляет 45 градусов. Честно говоря, это более чем скромные показатели даже в сравнении с предшественником семидесятилетней давности.
Итоги
ГАЗ-67 является великолепным военным авто, которое сослужило большую службу во времена Второй мировой войны Советскому Союзу. Его эксплуатационные показатели на то время были очень высокими. Неудивительно, что в день завод выпускал более 10 автомобилей.
Еще немного информации о военных авто на видео: