Содержание [скрыть]
Наверное, нет такой детали в двигателе жигулевской «классики», куда не сунул бы нос талантливый отечественный автолюбитель тюнинга. Даже в такой монументальной железяке, как маховик, нашлось место для модернизации путем снижения веса. При внешней простоте облегченный маховик показал реальное улучшение характеристик мотора.
Что дает облегченный маховик
Советский автопром проектировал двигатели с завышенным, в сравнении с нормативным, запасом прочности. Причина была проста: прочность изделия можно было обеспечить либо качеством металла, либо увеличением толщины несущей конструкции. В советских вариантах запас прочности был минимум трехкратный, и даже после улучшения качества стали его уже не меняли.
Это не значит, что специалисты ошибались. В изготовление маховика с увеличенной массой и инерцией закладывался определенный смысл:
- увеличенный вес и инерция способствовали накоплению энергии вращения, что должно было улучшить процесс переключения передач и сделать езду комфортнее без дополнительных подгазовок;
- выравнивалась пульсация вращения коленвала из-за четырехцилиндрового двигателя, особенно, если один из цилиндров резко потерял компрессию;
- маховик был основой для крепления корзины сцепления и должен был работать даже при наличии трещин.
Но, как оказалось, облегченный маховик на авто справляется со своими обязанностями ничуть не хуже.
Реально на практике процесс аккуратного снятия металла с некритических мест позволил получить облегченный маховик на классику с весом 3,8 кг против 6,8 кг заводского веса. При этом можно смело утверждать, что «блин» с «копейки» потерял больше 60% момента инерции, так как металл на облегченном изделии был удален преимущественно с периферийной зоны.
В общем, нехитрая операция позволила получить:
- повышенную приемистость мотора;
- экономию топлива из-за отсутствия перегазовок на 3-5 %;
- легкий и комфортный набор скорости.
Как правильно изготовить облегченный маховик
Процедура мало чем отличается от обычной проточки диска. Сам маховик помещают в планшайбу токарного станка и тщательно центрируют, добиваясь минимального биения венца не более 0,01 по индикатору. Съем металла выполняют расточным резцом на оборотах не более 300 об/мин.
Металл удаляют с внутренней стороны зоны, непосредственно примыкающей к зубчатому венцу, не трогая полку установки корзины сцепления. Второй зоной является внутренняя поверхность маховика, его срединная часть. Здесь металл может сниматься на 30-40%.
Зачастую для получения более легких облегченных маховиков, в периферийной зоне концевой фрезой выполняют сквозные окна или ребра. Вариант получения облегченного изделия вполне реальный, но для отечественных автомобилей лучше не использовать из-за низкого качества металла. Тонкий облегченный венец в ударном режиме может легко быть расколот или надломлен.
Если нет уверенности в качестве выполняемых работ, то лучше купить готовый. Контор, изготавливающих или переделывающих из имеющегося запаса, предостаточно. В среднем цена облегченного маховика на вазовскую 01 модель потянет всего пару тысяч рубликов.
Облегчённый маховик на ВАЗ – на видео: