Содержание [скрыть]
Стремительное развитие науки и техники в послевоенное время сделало автомобили массовым явлением. Из года в год их количество на дорогах растет, а вот уровень подготовки, тем более личной ответственности и культуры вождения, увы, не радует. В таких условиях, возникает необходимость использования правового инструмента возмещения возможных убытков, которые возникают по вине участников дорожного движения. Таким механизмом является полис гражданской ответственности или ОСАГО. Законодательно также предусмотрен штраф за езду без страховки, который должен стимулировать водителей к обязательному ее оформлению.
Что такое ОСАГО
За такой распространенной аббревиатурой ОСАГО скрывается не что иное, как обязательное страхование автогражданской ответственности. Оформлять подобный полис обязан каждый водитель транспортного средства, не только потому, что так требует буква закона, но и для собственной защиты. Ведь, если смотреть на его применение и предназначение даже поверхностно, то становится понятно, что полис призван урегулировать и защитить имущественные права участников дорожно-транспортных происшествий.
Многие водители со стажем вспомнят, каким образом приходилось решать спорные моменты до введения обязательного страхования (в 2003 году), какие конфликты при этом возникали. Очевидно, что для закрытия финансовой стороны вопроса необходимо было уплатить пострадавшему определенный денежный эквивалент. Езда на машине без страховки влетала в копеечку, которой, кстати говоря, всегда не хватает.
Полис ОСАГО перекладывает обязательства возмещения на страховую компанию, но при этом должна в точности соблюдаться процедура оформления, да и сам случай должен быть страховым.
В денежном эквиваленте страховка покрывает до 400 тысяч рублей при повреждении автомобиля и до 500 тысяч при нанесении телесных повреждений пострадавшим в счет лечения. Если оцененная сумма ущерба выходит за указанные рамки, то разницу пострадавший имеет право взыскать с виновника в судебном порядке.
Порядок оформления полиса
Оформление обязательной страховки происходит в любой действующей профильной компании. Как правило, процедура занимает не более 15-20 минут и состоит из двух этапов:
- Заполнение заявления на предоставление страхового полиса по стандартной форме.
- Подача обозначенного перечня документов для сверки и внесения данных в бланк.
Каждая страховая компания требует от своих клиентов при оформлении ОСАГО предоставить стандартный набор документации, включающий:
- паспорт гражданина РФ;
- паспорт транспортного средства;
- свидетельство о регистрации автомобиля;
- свидетельство, подтверждающее право собственности;
- личное водительское удостоверение (при внесении в полис данных нескольких водителей, потребуется предоставить и их права);
- карта диагностики автомобиля или талон проведенного ТО;
- предыдущий полис ОСАГО, если такой оформлялся в компании.
Стоимость автогражданки
Цена на оформление полиса зависит от заранее определенного перечня параметров. Формула подсчета итоговой стоимости устанавливается на законодательном уровне и должна в принципе быть идентичной для любой страховой компании. При подсчете учитываются:
- объем двигателя. Чем больше и мощнее двигатель, тем эта составляющая будет дороже;
- место регистрации. Каждый регион страны, где можно поставить на учет свой автомобиль, имеет закрепленный коэффициент перерасчета. Здесь учитывается федеральная юрисдикция населенного пункта и региона (райцентр, областной центр, город федерального значения и т.д), а также количество постоянно проживающих в нем жителей;
- наличие и количество аварий. Этот параметр используется для формирования скидки на страховку. На практике используется норма в 5% за год при отсутствии подтвержденных ДТП. Максимальная скидка может достигать 50%;
- стаж водителя. Здесь все просто – чем меньше стаж, тем выше стоимость этой составляющей. Существует также опция, которая не учитывает ограничений по стажу, но она, естественно, стоит дороже остальных;
- срок действия полиса. Этот параметр имеет прямо противоположное значение цены в соотношении к сроку оформления.
Обязательна или нет
Ответ на этот вопрос в принципе неоднозначный. С одной стороны, есть действующие ПДД, в которых езда без страховки не разрешается. Раздел 2 (точнее в п.2.1.1) содержит перечень документов, которые обязательно должны иметь при себе водители, и которые в праве просить для проверки инспектор ГИБДД: «…страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом…»
Кроме того, обязательность страхования автогражданской ответственности прописана в статье 4 Федерального Закона №40 «Об ОСАГО».
Ответ на вопрос «можно ли ездить без страховки?» содержится в той же статье ФЗ. Она определяет круг лиц, официально освобожденных от процедуры обязательного оформления ОСАГО:
- владельцы автомобилей, которые только вступили в право собственности ними. Проще говоря, человек имеет полное право ездить без страховки после покупки автомобиля в течение 10 дней;
- водители транспортных средств, которые согласно техническим характеристикам не могут развивать скорость выше 20 км/час;
- владельцы транспортных средств, чьи технические и конструктивные особенности не позволяют отнести их к категории ТС, которые могут принимать участие в дорожном движении;
- водители и ответственные за автомобильную и специальную технику армейских подразделений, внутренних войск и официальных военизированных формирований;
- владельцы автомобилей и других транспортных средств, регистрация которых происходила на иностранной территории при условии, что автогражданка была оформлена по всем международным нормам (например, полис «Зеленая карта» – страховка для поездки за границу);
- владельцы прицепов для легковых транспортных средств;
- владельцы и водители автомобильной и специальной техники, которая не имеет колесной базы (гусеничная, полугусеничная, санная), а также прицепных систем к ним;
- владельцы автомобилей и другой транспортной техники, страхование которых было выполнено иными лицами.
Когда наступает правонарушение
Если логично предположить, то ответственность за езду без ОСАГО наступает тогда, когда страхового полиса нет во время проверки документов сотрудниками ГИБДД. Другое дело, что причина его отсутствия бывает разной, а значит, и характер правового реагирования на возникшую ситуацию тоже может отличаться, в том числе и штрафными санкциями.
Наиболее распространенными причинами езды без страховки являются:
- страховка оформлена, но в момент проверки отсутствует у водителя (например, по рассеянности оставлена дома);
- страховка оформлена, но водитель, который управляет транспортным средством, в нее не вписан;
- страховка оформлена, но используется вне срока ее действия (это относится к тем случаям, когда полис сезонный, на 3-6 месяцев);
- страховой полис ОСАГО оформлен, но срок его действия уже истек;
- оформление страховки не проводилось.
А теперь можно переходить к более детальному разбору приведенных случаев и обзору размеров штрафа за езду без полиса ОСАГО.
Страховка оставлена дома
Эта ситуация является, пожалуй, одной из самых распространенных, если полис вместе с техпаспортом на автомобиль не хранится постоянно в бардачке или любой другой бортовой камере хранения. Желание забрать документы из автомобиля закономерно возникает у любого владельца, кто паркуется во дворе, под открытым небом, а значит, никак не застрахован от угона. Другое дело, что полис, равно, как и права, и ПТС, могут быть предательски забыты дома в другой куртке.
Поскольку при возникновении подобной ситуации, страховка является действующей и оформленной в соответствии со всеми нормами законодательства, правонарушение это считается наименее значительным и сотрудники ГИБДД относятся к нему снисходительно. Официальная санкция статьи 12.3 КоАП (часть 2) предусматривает размер штрафа за езду без страховки на уровне 500 рублей, который может быть уменьшен до 100 или вообще не будет применен (бывает, что инспекторы ГИБДД ограничиваются устным предупреждением).
Водитель не вписан в страховку
Также часто возникают ситуации, когда ОСАГО есть, ее можно предъявить и оформлена она правильно, но человек, который в этот конкретный момент находится за рулем автомобиля, в нее не внесен. Санкция статьи 12.37 (часть 1) КоАП предусматривает штраф за езду не вписанному в страховку водителю в размере 500 рублей. Дополнительно, инспекторы в праве снять с автомобиля его номерные знаки. Их обязаны возвратить обратно, когда появится водитель, данные которого внесены в полис, либо сам документ откорректирован (внесены недостающие данные).
Использование ТС вне срока действия полиса
Традиционно, страховки ОСАГО оформляются на 1 год, но закон не запрещает сократить срок ее действия, скажем, до 6 или 3 месяцев. Это существенно снизит цену полиса и прекрасно подойдет для тех водителей, которые используют свой автомобиль не весь год, а его часть, например, весной и летом.
Если автомобиль с такой страховкой был использован, например, зимой, то его водителю грозит штраф 500 рублей, санкционированный статьей 12.37 КоАП. Также с транспортного средства снимаются его номерные знаки, которые вернут при оформлении надлежащего полиса.
Срок действия страховки истек
Такие ситуации также не являются редкостью, но они обозначают более серьезный проступок. В соответствии с административным кодексом, езда с просроченной страховкой облагается штрафом в размере до 800 рублей и изъятием номерных знаков транспортного средства до восстановления правомочия страховки.
Использование автомобиля без оформленного полиса ОСАГО
Ответственность за полное игнорирование норм законодательства будет аналогичной предыдущему проступку. Согласно КоАП (ч.2 ст.12.37) езда без страховки предполагает наложение штрафа в 800 рублей. Кроме того, могут вполне изъять номерные знаки или вообще отправить автомобиль на штрафплощадку до выяснения всех обстоятельств.
Как можно видеть, наказание за езду без страховки является довольно символическим, особенно в сравнении со стоимостью полиса. Это подталкивает некоторых не совсем порядочных водителей пренебрегать его оформлением. Следует помнить, что полис является гарантией правового разрешения последствий ДТП.
Видео по теме: