Содержание [скрыть]
Сейчас на дороге довольно редко можно увидеть регулировщика ПДД. Тем не менее на проблемных участках дороги или на перекрёстках, где не работает светофор, присутствие инспектора, который указывает, куда нужно двигаться дальше — это необходимость. С непривычки в подобной ситуации можно растеряться, особенно если не знать, что значит то или иное указание.
Регулировщик ПДД — это по факту живой светофор. Поэтому те сигналы, которые он подаёт водителю, обязательны для выполнения. Мало того, его жесты находятся в большем приоритете, чем сигналы светофора. Всё дело в том, что инспекторов часто ставят на те перекрёстки, где светофор начал показывать неправильную информацию.
Если вы будете ориентироваться в первую очередь на сигналы светофора, а не на полицейского, то рискуете не просто заплатить штраф, но и стать причиной ДТП. Мало того, сигналы, подаваемые регулировщиком ПДД должны выполнять не только автомобилисты, но и пешеходы.
При помощи положения корпуса и жестов рук регулировщик ПДД управляет движением. Обычно все его манипуляции сводятся к разрешению или запрету проезда в определённом направлении. Важную роль в регулировании дорожного движения играет жезл. В некоторых случаях работнику дорожной полиции разрешается использовать диск со светоотражателем или красным сигналом.
Для дополнительного привлечения внимания регулировщик ПДД может использовать свисток. Данный инструмент незаменим, особенно на шумных перекрёстках, где много машин.
Указания регулировщика
Стандартные и нестандартные
Перед тем как во всех подробностях рассказать, что значит поднятая рука или опущенная согласно ПДД, необходимо разделить все указания инспектора на стандартные и нестандартные. Это позволит вам правильно отреагировать на любую команду.
Стандартные указания описаны в 7 разделе ПДД. Их не так много, и они не представляют особенной сложности, если знать порядок действий инспектора. Собственно именно об этом типе команд и пойдёт дальше речь.
Как выглядят команды и что значат
Когда регулировщик поднимает одну руку вверх — это команда как для пешеходов, так и для автомобилистов к немедленной остановке. При этом движение запрещается в любом направлении.
Поднятая вверх рука помогает регулировщику быстро освободить перекрёсток от машин. Подобное необходимо для движения специального транспорта. В качестве примера можно вспомнить автомобили полиции, скорой помощи, пожарных.
Довольно часто на перекрёстках можно увидеть регулировщика ПДД с опущенными или вытянутыми в стороны руками. В таком случае вам, как водителю нужно особое внимание уделить положению корпуса представителя дорожной полиции.
Если регулировщик ПДД стоит к вам спиной или грудью, то двигаться с места запрещается. Но если инспектор стоит боком, вы можете поехать прямо или направо. Единственным исключением служат трамваи.
Когда водитель трамвая видит бок регулировщика ПДД он может двигаться, только если пересекает перекрёсток по прямой. Естественно, ни о каком повороте направо здесь и речи не идёт. Что же касается пешеходов, то они, увидев данный знак, могут переходить дорогу. Поэтому водителям нужно соблюдать двойную осторожность в случае использования инспектором такого движения.
Ещё одна довольно распространённая команда регулировщика — это вытянутая вперёд правая рука. Если вы увидите это указание, то в первую очередь должны обратить внимание на положение корпуса инспектора. Когда представитель правоохранительных органов повёрнут к вам грудью — дорога направо открыта. При этом ехать куда-либо ещё запрещено.
Есть одно положение, в котором поднятая вперёд правая рука даёт возможность ехать в любом направление. Чтобы подобное стало возможным необходимо видеть левый бок инспектора перед собой. Конечно же, данное правило не касается трамваев. Они могут сворачивать только налево.
Когда пешеходы видят вытянутую вперёд правую руку регулировщика ПДД — разрешается переходить дорогу за спиной и у полицейского. Во всех остальных случаях нужно ждать, пока положение корпуса не изменится.
Важные правила, которые позволяют лучше трактовать движения регулировщика
Как видите, указания регулировщика ПДД нельзя трактовать двузначно. Но в них легко запутаться. Чтобы этого не произошло, есть определённые маркеры, на которые нужно обращать внимание в первую очередь:
- Вне зависимости от того, в какой позе стоит регулировщик ПДД, опущена у него рука или поднята — автомобили могут двигаться только с двух сторон.
- Если руки вытянуты в разные стороны, полицейский показывает, куда вы можете двигаться.
- Спина — это запрет движения.
Трамваи всегда движутся вдоль рук инспектора. Поэтому если вы будете на перекрёстке с железнодорожными полосами — обращайте внимание именно на руки. Кстати, машины, имеют в этом случае определённое преимущество. Они могут двигаться ещё и вправо. Единственным исключением является разворот.
Очень много дискуссий между водителями возникает при резкой смене регулировщиком ПДД указаний. Только что руки были опущены, а сейчас одна указывает прямо на вас. Знакомая ситуация, не правда ли. В таком случае, главное, не паниковать. Экстренного торможения согласно правилам дорожного движения от вас не требуется. Вы имеете полное право завершить начатый манёвр.
Свет светофора — указание инспектора
Многие водители задаются вопросом, какому сигналу светофора соответствует данное указание регулировщика? Это и не удивительно, ведь с каждым годом инспекторы на перекрёстках становятся всё большей редкостью. Тем не менее классификация указаний полицейского в зависимости от горящего света до сих пор актуальна:
- Рука поднята вверх — это указание должно ассоциироваться у водителя с красным светом светофора. В таком случае никто не имеет права двигаться. Это ограничение касается как транспорта, так и пешеходов.
- Руки разведены или опущены в стороны — красный свет для двух дорог. Естественно, у вас возникнет закономерный вопрос, зачем две аналогичные команды инспектору? Но здесь всё объясняется довольно просто. На узких перекрёстках из-за насыщенного транспортного потока просто нет возможности вытянуть даже одну руку. К тому же подобное движение может помещать транспортному потоку.
- Правая рука впереди — это движение обозначает зелёный свет, но с некоторыми ограничениями.
Как видите, команды регулировщика легко накладываются на сигналы светофора. Что и не удивительно. Ведь они, по сути, являются основой, на которой создавались электронные регулировщики ПДД или светофоры.
Итоги
Есть три стандартные команды инспектора дорожного движения, знание которых поможет вам сориентироваться на перекрёстке. Главное, следить за положением корпуса и рук.