1. Перед сборкой очистите все детали двигателя. |
2. Перед сборкой деталей нанесите тонкий слой чистого моторного масла на все поверхности скольжения. |
3. Замените коренные и шатунные вкладыши, даже если они имеют незначительные повреждения или износ. При установке необходимо использовать только новые прокладки. |
| 4. Установите пружинное стопорное кольцо в канавку поршня. |
| 5. Совместите метку на нижней части шатуна с меткой "F" на поршне. |
| 6. Установите поршень в шатун и специальным приспособлением ОК710 110 010 вставьте поршневой палец через поршень и шатун до фиксации его уже установленным стопорным кольцом. Проверьте, чтобы относительное положение поршня и шатуна было таким же, как и до разборки. |
7. Установите второе пружинное стопорное кольцо поршневого пальца в канавку с другой стороны поршня. |
8. Держите поршень вертикально и проверьте свободу перемещения шатуна. |
| 9. Установите три части маслосъемного кольца на поршень: – смажьте чистым моторным маслом расширитель маслосъемного кольца и верхнюю и нижнюю части кольца; – установите расширитель маслосъемного кольца на поршень так, чтобы концы расширителя были направлены вверх; – установите нижнюю часть маслосъемного кольца на поршень. Кольцо может быть установлено любой стороной вверх; – установите верхнюю часть маслосъемного кольца на поршень. Кольцо может быть установлено любой стороной вверх; |
Предупреждение Верхняя и нижняя части маслосъемного кольца взаимозаменяемы. |
| 10. Проверьте, что расширитель маслосъемного кольца разделяет верхнюю и нижнюю части маслосъемного кольца и свободно проворачивается на поршне. |
11. Пассатижами для разжатия поршневых колец установите на поршень 2–е компрессионное кольцо. |
| 12. Пассатижами для разжатия поршневых колец установите на поршень 1–е компрессионное кольцо. |
13. Нанесите достаточное количество чистого моторного масла на второе и верхнее поршневые кольца. |
| 14. Расположите замки поршневых колец как показано на рисунке. |
Предупреждение При установке поршневых колец метки "R" должны быть направлены вверх. |
15. Очистите коренные и шатунные шейки коленчатого вала от смазки, а смазочные отверстия продуйте сжатым воздухом. |
| 16. Установите вкладыши коренных подшипников на блок цилиндров двигателя. |
17. Установите коленчатый вал на вкладыши коренных подшипников в блоке цилиндров. |
18. Установите оставшиеся вкладыши коренных подшипников в крышки коренных подшипников коленчатого вала. |
| 19. Расположите отрезки пластикового измерительного стержня Plastigage на шейках коренных подшипников коленчатого вала. |
20. В соответствии с маркировкой установите крышки коренных подшипников. |
| 21. В определенной последовательности в 2–3 этапа затяните болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала в следующем порядке: Момент затяжки: FE DOHC: 82–88 Н•м Т8 DOHC: а. затяните болты моментом затяжки 39,2 Н•м; b. в последовательности, обратной затягиванию, ослабьте болты; с. затяните болты моментом затяжки 19,6 Н•м; d. доверните болты на угол 90°; е. доверните болты на угол 60° |
Предупреждение Не проворачивайте коленчатый вал двигателя при измерении зазора коренных подшипников коленчатого вала. |
| 22. Выверните болты и снимите крышки коренных подшипников коленчатого вала. Измерительным шаблоном измерьте ширину деформированного пластикового стержня Plastigage и определите величину зазора. |
23. Если зазор превышает предельно допустимое значение, перешлифуйте шейки коленчатого вала и используйте ремонтные вкладыши увеличенного размера. Масляный зазор № 1, 2, 4, 5: 0,025–0,043 мм № 3: 0,031–0,049 мм Предельно допустимый зазор: 0,08 мм |
24. Снимите коленчатый вал с блока цилиндров и удалите деформированный пластиковый стержень Plastigage с шеек коленчатого вала и вкладышей коренных подшипников. |
25. Нанесите тонкий слой моторного масла на вкладыши коренных подшипников в блоке цилиндров и установите коленчатый вал на вкладыши. |
26. Нанесите тонкий слой моторного масла на коренные шейки коленчатого вала и вкладыши в крышках коренных подшипников. |
27. В соответствии с маркировкой <– установите крышки коренных подшипников коленчатого вала. |
28. В определенной последовательности в 2–3 этапа затяните болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала в следующем порядке: Момент затяжки: FE DOHC: 82–88 Н•м Т8 DOHC: а. затяните болты моментом затяжки 39,2 Н•м; b. в последовательности, обратной затягиванию, ослабьте болты; с. затяните болты моментом затяжки 19,6 Н•м; d. доверните болты на угол 90°; е. доверните болты на угол 60° |
29. Проверните коленчатый вал и проверьте, что он вращается легко и плавно. |
30. Установите измерительный наконечник индикатора часового типа на передний торец коленчатого вала. |
31. Переместите коленчатый вал вдоль оси до упора и установите шкалу индикатора часового типа на ноль. |
| 32. Переместите коленчатый вал вдоль оси в другую сторону до упора и прочтите значения осевого люфта на шкале индикатора. |
Двигатель | Толщина, мм | FE DOHC | Т8 DOHC | Осевой люфт | 0,08–0,18 | 0,08–0,282 | Предельно допустимое значение | 0,30 | |
| 33. Если осевой люфт превышает допустимые значения, необходимо заменить упорные полукольца коленчатого вала. |
Толщина упорных полуколец, мм Упорное полукольцо | Толщина, мм | FE DOHC | Т8 DOHC | Номинальное | 2,0–2,05 | 2,50–2,55 | 1–е ремонтное (+0,25) | 2,125–2,175 | 2,625–2,675 | 2–е ремонтное (+0,50) | 2,240–2,290 | 2,750–2,80 | 3–е ремонтное (+0,75) | 2,365–2,415 | 2,875–2,925 | |
Предупреждение Упорные полукольца с большей толщиной могут использоваться только в центральных коренных подшипниках. |
34. Смажьте моторным маслом внешнюю боковую поверхность игольчатого подшипника первичного вала коробки передач. |
| 35. Отрезком трубы (наружным диаметром 30–34 мм), установленным на наружное кольцо подшипника, равномерно запрессуйте подшипник в коленчатый вал. |
36. Смажьте подшипник смазкой. |
37. Установите шатунный вкладыш в шатун. |
38. Для защиты шейки коленчатого вала от повреждения оденьте на болты крепления крышек шатунов отрезки резиновой или пластиковой трубки. |
39. Проверьте правильность расположения замков поршневых колец на поршне. |
40. Установите поршень с поршневыми кольцами над первым цилиндром, при этом метка F на поршне должна быть направлена к передней части блока цилиндров. |
41. Проверните коленчатый вал в такое положение, чтобы шатунная шейка коленчатого вала 1–го цилиндра находилась в нижней мертвой точке. |
42. Специальным приспособлением сожмите поршневые кольца на поршне. |
| 43. Ручкой молотка вдавите поршень в цилиндр так, чтобы нижняя головка шатуна установилась на шейку коленчатого вала. |
44. Установите шатунный вкладыш в крышку шатуна. |
45. Расположите отрезки пластикового измерительного стержня Plastigage на шейках шатунных подшипников коленчатого вала. |
46. В соответствии с маркировкой установите крышки шатунов и закрепите их гайками. Моменты затяжки: FE DOHC: 69–73,0 Н•м Т8 DOHC: 47–50 Н•м |
47. Выверните гайки и снимите крышку шатуна. |
| 48. Измерительным шаблоном измерьте ширину деформированного пластикового стержня Plastigage и определите величину зазора. Удалите деформированный пластиковый стержень Plastigage с шеек коленчатого вала и вкладышей шатунных подшипников. Номинальный зазор в шатунном подшипнике: FE DOHC: 0,027–0,067 мм Т8 DOHC: 0,02–0,05 мм Предельно допустимый зазор: 0,10 мм |
49. Если зазор превышает предельно допустимое значение, перешлифуйте шейки коленчатого вала и используйте ремонтные вкладыши увеличенного размера. |
| Предупреждение Устанавливая крышку шатуна, совместите установочные метки на крышке и шатуне. |
| 50. Проверьте боковой зазор каждого шатуна без крышки. Номинальный боковой зазор шатуна: 0,110–0,262 мм Предельно допустимый зазор: 0,30 мм |
51. Если боковой зазор шатуна превышает предельно допустимое значение, замените шатун и крышку шатуна. |
| 52. Нанесите тонкий слой моторного масла на шатунную шейку коленчатого вала и шатунный вкладыш в крышке шатуна. |
53. Установите крышку шатуна и закрепите гайками. Моменты затяжки: FE DOHC: 69–73,0 Н•м Т8 DOHC: 47–50 Н•м |
54. Нанесите тонкий слой моторного масла на заднюю крышку, масляное уплотнение и фланец масляного уплотнения. |
| 55. Запрессуйте масляное уплотнение в заднюю крышку. |
| 56. Установите заднюю крышку с новой прокладкой и закрепите ее болтами. Момент затяжки: 8–12 Н•м |
| 57. Срежьте часть прокладки, выступающую за пределы блока цилиндров, в сторону масляного поддона. |
Предупреждение Не поцарапайте привалочные поверхности блока цилиндров и задней крышки. |
| 58. Установите переходную пластину и закрепите ее болтами. Момент затяжки: 19–30 Н•м |
59. Нанесите тонкий слой чистого моторного масла на рабочую кромку переднего масляного уплотнительного кольца коленчатого вала и гнездо масляного насоса. |
| 60. Запрессуйте масляное уплотнение масляного насоса в переднюю крышку. |
61. Смажьте рабочую кромку масляного уплотнения. |
62. Удалите грязь или другие вещества с привалочных поверхностей передней крышки и блока цилиндров. |
| 63. Нанесите непрерывную полоску силиконового герметика на привалочную поверхность передней крышки. |
Предупреждение Не допускайте попадания герметика в масляный канал. |
64. Установите на переднюю крышку новое уплотнительное кольцо. |
| 65. Установите переднюю крышку на блок цилиндров и закрепите ее болтами. Момент затяжки: А: 19–25 Н•м В: 37–52 Н•м |
66. Удалите выдавленный наружу герметик. |
| 67. Установите распылители масла. Момент затяжки: 12–18 Н•м |
Предупреждение Распылители масла цилиндров № 1, 3 по форме отличаются от распылителей масла цилиндров № 2, 4. |
68. Удалите грязь или другие вещества с привалочной поверхности элемента жесткости. |
69. Нанесите непрерывную полоску силиконового герметика (типа TORAY SH780M или LOCTITE ULTRA BLUE 587) на элемент жесткости по внутренним краям отверстий для болтов и с перекрытием концов полоски. |
| 70. Установите элемент жесткости и закрепите его болтами. Момент затяжки: 7–12 Н•м |
| 71. Установите сетчатый масляный фильтр с новой прокладкой и закрепите его болтами. Момент затяжки: 8–12 Н•м |
72. Нанесите непрерывную полоску силиконового герметика (типа TORAY SH780M или LOCTITE ULTRA BLUE 587) на элемент жесткости по внутренним краям отверстий для болтов и с перекрытием концов полоски. |
| 73. Установите масляный поддон и закрепите его болтами. Момент затяжки: 7–12 Н•м |
Предупреждение Несовпадение края масляного поддона и края блока цилиндров не должно превышать 1,5 мм. |
| 74. Очистите резьбу болтов крепления маховика и отверстия под болты от остатков старого герметика. Если герметик невозможно удалить с резьбы болтов, замените их. |
75. Нанесите на резьбу многократно используемых болтов тонкий слой герметика. |
| 76. Установите маховик или пластину привода на коленчатый вал и закрепите болтами. Момент затяжки: 96–103 Н•м |
77. На автомобилях с автоматической коробкой передач установите переходную пластину, ведущий диск и опорную пластину и динамометрическим ключом затяните болты. |
78. Установите диск сцепления и кожух сцепления с нажимным диском. |
| 79. Установите оправку, центрирующую диск сцепления, и в несколько этапов затяните болты крепления кожуха сцепления с нажимным диском. Момент затяжки: 22–32 Н•м |
| 80. Удалите грязь, смазку и другие вещества с привалочной поверхности водяного насоса. |
| 81. Установите водяной насос и закрепите его болтами. Момент затяжки: 19–25 Н•м |