В январе 1988 года фирма начала производво семейства Е34. Относительно Е28, кузов стал более обтекаемым, появились вертикальные указатели поворота спереди, противотуманные фары под бампером. Габариты по сравнению с предыдущей моделью пятой серии ощутимо выросли: колёсная база 2760 мм; длина 4720, ширина 1750, высота 1410 мм; колея спереди 1465, сзади - 1485 мм. При этом, масса автомобиля по сравнению с предшественником была снижена.
По сравнению с предыдущей моделью пятой серии - BMW E28, восходящей к разработкам начала 1970х годов - автомобили нового семейства были огромным шагом вперёд. Значительно расширился набор базового и опционального оборудования, ощутимо повысился общий технический уровень автомобиля. Значительный прогресс имелся и в области безопасности - Е34 был одним из наиболее безопасных автомоиблей своего времени благодаря очень жёсткому кузову и обширному набору средств активной и пассивной безопасности (ABS, подушки безопасности и т. д.) Качество сборки было весьма высоко, и Е34 до сих пор считается одним из самых надёжных автомобилей в истории фирмы. В 1991 году служба Intellichoice присвоила BMW E34 высший рейтинг надёжности в её классе.
Настройка ходовой части обеспечивала приемлемое сочетание комфорта и управляемости (однако, предпочтение отдавалось последнему). Версии с двигателями большого рабочего объёма отличались хорошими динамическими характеристиками, наряду с ними выпускались и экономичные четырёхцилиндровые модификации, обычно, с упрощенным оформлением интерьера.
Немного тесноватый салон с низкой линией крыши ориентирован на удобство водителя: консоль панели приборов (доступной в чёрном, синем или бежевом цвете) развёрнута в его сторону, сидение водителя имеет пять электрорегулировок; все скомпоновано так, чтобы обеспечить просторную посадку именно на передних сиденьях. Для Е34 была характерна отличная эргономика органов управления.
Подвеска не слишком мягкая, но при достаточно высоком качестве покрытия дискомфорта у пассажиров не вызывает. Бесшумность при езде - фирменная черта автомобилей BMW. Для автомобиля характерна бесшумная, даже при интенсивной эксплуатации, отделка салона, двигатель звучит приглушенно даже на высоких оборотах. Обзорность во всех направлениях, кроме заднего, достаточная, назад - затрудненная.
Багажный отсек имел объём 460 л, в крышке его был размещён весьма полный комплект инструмента, - для многих в те годы столь полная штатная комплектация стала неожиданностью. Зато все прочие дополнения (кроме, разумеется, АБС фирмы Bosch и подушки безопасности для водителя) предлагаются только в опциях. Гидроусилитель рулевого управления развивает полную мощность при маневрировании, а с ростом скорости уменьшает своё действие для повышения точности обратной связи. Тормоза - с мощным замедлением, идеальной информативностью, мягко и точно работающей АБС.
"Пятая" серия стала наиболее представительной по набору двигателей в производственной программе компании, которая создала для неё широкий диапазон высококачественных рядных шестицилиндровых бензиновых силовых агрегатов c впрыском "Бош-Мотроник": 2,0 л, 129 л.с., шины 195/65 HR15 (модель 520i); 2,5 л, 170 л.с. (525i); 3,0 л, 188 л.с., шины 205/65 VR15 (530i) и 3,4 л, 211 л.с., шины 205/65 VR15 (535i). Их агрегировали с автоматическими 4-диапазонными и 5-ступенчатыми механическими коробками передач.
В марте 1988 года появились экономичные (9,3 л/100 км в городе) седаны 524td с турбодизелем мощностью 115 л.с.
Топ-модель - седан М5 с двигателем рабочим объёмом 3,6 л (315 л.с.) и увеличенным до 90 л топливным баком появилась в январе 1989-го и сразу завоевала популярность в кругах любителей "прохватить с ветерком". Укомплектованная механической пятиступенчатой коробкой передач, противобуксовочной системой и шинами размерности 235/45 ZR17 спереди и 255/40 ZR17 сзади, она стала самой динамичной в своём классе (разгон до сотни за 6,3 с, максимальная скорость ограничена - 250 км/ч).
В апреле 1992-го этот двигатель заменили более мощным 3,8-литровым 327-сильным, а через месяц появилась его 340-сильная версия.
В мае 1990 года начался выпуск седанов 520i и 525i с 24-клапанными головками блока цилиндров, что позволило «снимать» по 150 и 192 л.с. Октябрь 1991 г. ознаменовал появление первой в истории семейства «пятёрок» полноприводной модификации 525iX с 2,5-литровым двигателем (192 л.с.). Она имела более высокую активную безопасность в сравнении с традиционными заднеприводными моделями: она устойчива и не поддается не только заносу, но и резкой пробуксовке колёс на сухом асфальте (благодаря противобуксовочной системе), и тем более не позволяет автомобилю сесть в лужу на проселочной дороге.
Кроме того в это же время появился новый турбодизель с промежуточным охлаждением — 525tds (143 л.с.), что позволило достигать максимальной скорости более 200 км/ч и при этом средний расход составлял всего 7 л/100 км.
С ноября в автосалонах появились бюджетные версии седана — 518i — с тяговитым 113-сильным двигателем, предназначенные в основном для восточноевропейского рынка.
В январе 1992 г. полным ходом пошли продажи элегантных универсалов Touring 520i и 525i, которые сохранили все лучшие ездовые качества седанов, а также версии с системой полного привода BMW 525iX Touring. Объём багажного отсека при пяти ездоках составлял 460 л, а с двумя — 1450 л,- совсем не много для универсала длиной с «Волгу».
С октября 1992 года в продажу поступили седаны и универсалы 530i (218 л.с.) и 286-сильный 540i (вместо 535), оснащённые малошумными высокотехнологичными двигателями V8, а также М5 Touring. Двигатели изначально не отличались надёжностью — блок цилиндров допускал деформацию при перегреве (вообще характерном для БМВ), а сделанные для лёгкости из материала Nikasil (сплав алюминия, никеля и кремния) вместо традиционного чугуна стенки цилиндров вступали в реакцию с топливом, содержащим большое количество серы (такой бензин характерен для отдельных местностей США, а также Великобритании и Восточной Европы), что вызывало аномально быстрый износ гильз вблизи камер сгорания и потерю компрессии. В результате двигатель терял динамические характеристики, плохо пускался, не держал обороты холостого хода и, при отсутствии ремонта, переставал заводиться.
Позднее были проведены доводочные работы, в частности, замена никасиловых гильз на сделанные из материала Alusil (сплав 70 % алюминия и 30 % кремния), в результате проблему преждевременного износа удалось побороть, что выразилось в увеличении гарантии до 160 тыс. км или 6 лет. Однако, репутация моторов семейства М60 (а также «шестёрок» М52) в «пострадавших» странах — в основном, США, Великобритании и России — была подпорчена. Отличить мотор с алюсиловыми гильзами можно по его серийному номеру, выбитому на блоке:
M60B30:
- 1 725 970 — Nikasil
- 1 741 212 — Nikasil
- 1 745 871 — Alusil
M60B40:
- 1 725 963 — Nikasil
- 1 742 998 — Nikasil
- 1 745 872 — Alusil
В январе 1993-го на 518i стали устанавливать новый 4-цилиндровый 1,8 л двигатель мощностью 115 л.с. А в апреле 115-сильный 2,4-литровый турбодизель (524td) заменили на 2,5-литровый 115-сильный турбодизель с прямым впрыском топлива (525td), агрегатируемый с автоматическими и механическими КП.
В серийной комплектации все машины оборудовали усилителями тормозов.
Двигатель
- Двигатель
- М20 (520i, 525i до апреля 1990 г.)
- М50 (520i, 525i с мая 1990 г.)
- М30 (530i, 535i до августа 1992 г.)
- М21 (524td до августа 1990 г.)
- М51 (525td/tds с сентября 1990 г.)
- Основные технические характеристики двигателей
- Снятие и установка двигателя
- М30. Снятие и установка.
- М21. Снятие и установка.
- Двигатель М20. Снятие и установка.
- Снятие и установка крышки головки цилиндров
- Снятие и установка головки цилиндров
- Привод клапанов
- Двигатель моделей 518i выпуска с января 1993 г (4 цилиндра, М40)
- и установка головки цилиндров.
- установка и натяжение приводного ремня генератора.
- установка и натяжение приводного ремня генератора. Двигатель М50 (модели 520i, 525i с мая 1990 г.)
Система зажигания
- Система зажигания
- Принцип действие параметрической системы
- Проверка угла опережения зажигания
- Снятие и установка крышки/ ротора распределителя
- Проверка катушки зажигания
- Проверка и замена проводов высокого напряжения
- Технические данные системы зажигания DME
Свечи зажигания
Смазочная система двигателя
- Смазочная система двигателя
- Проверка давления масла
- Снятие и установка масляного поддона
- и установка масляного насоса. Двигатели М20, М30, М50
- Определение неисправностей смазочной системы
Система охлаждения двигателя
- Система охлаждения двигателя
- Циркуляция охлаждающей жидкости
- Снятие, проверка и установка термостата
- Снятие и установка вентилятора и вискомуфты
- Снятие и установка радиатора
- Снятие и установка водяного насоса
- Антифризы
- Определение неисправностей системы охлаждения
Система питания
- Система питания
- Меры предосторожности при работе с системой питания
- Проверка реле включения топливного насоса
- производительности топливного насоса. Бензиновые двигатели
- уровня топлива/топливный насос. Двигатели М20 и МЗО
- Двигатель М21
- Снятие, проверка и установка датчика уровня топлива
- Снятие и установка топливного насоса
- и установка воздухоочистителя/измерителя расхода воздуха. Модели 520i/525i
- и установка воздухоочистителя/измерителя расхода воздуха. Модель 524td
Система впрыска топлива — бензиновые двигатели
- Система впрыска топлива — бензиновые двигатели
- Правила соблюдения чистоты при работе с системой впрыска
- Меры предосторожности при работе с системой впрыска
- Регистратор неисправностей
- Проверка частоты оборотов холостого хода и содержания СО в отработавших газах
- Регулировка троса привода дроссельной заслонки
- Проверка, снятие и установка регулятора холостого хода
- Проверка, снятие и установка датчика температуры охлаждающей жидкости
- проверка и установка клапана продувки адсорбера. Двигатели М20 и М20
- Технические данные системы впрыска бензиновых двигателей (DME)
Система впрыска топлива — дизельные двигатели
- Система впрыска топлива — дизельные двигатели
- Коды неисправностей дизельной системы впрыска
- Удаление воздуха из системы питания
- Проверка, снятие и установка запорного клапана
- Снятие и установка форсунок
- Система подогрева топливного фильтра
- Проверка угла начала впрыска
- Технические данные системы впрыска дизельных двигателей
- Определение неисправностей системы впрыска дизельных двигателей
Система выпуска отработавших газов
- Система выпуска отработавших газов
- Модель 524td
- Модели 520i/525i
- Снятие и установка выпускной системы
- Снятие и установка лямбда-зонда
- Автомобили с каталитическим нейтрализатором
- Эксплуатация автомобилей с каталитическим нейтрализатором
- Подъем автомобиля
Сцепление
- Сцепление
- Снятие, проверка и установка сцепления
- Удаление воздуха из гидравлического привода выключения сцепления
- Снятие и установка подшипника выключения сцепления
- Снятие и установка рабочего цилиндра привода выключения сцепления
- Определение неисправностей сцепления
Коробка передач
Привод переключения передач
Автоматическая коробка передач
- Автоматическая коробка передач
- Буксировка автомобилей с автоматической коробкой передач
- Амортизационная стойка
- Снятие и установка амортизационной стойки
- Разборка амортизационной стойки (снятие и установка амортизатора и винтовой пружины)
- Проверка амортизатора
- Снятие и установка подшипника передней ступицы
Задняя подвеска
- Задняя подвеска
- Снятие и установка задних амортизационных стоек
- Приводные валы
- Снятие и установка приводного вала
- Замена защитного чехла шарнира равных угловых скоростей
Рулевое управление
- Рулевое управление
- Снятие и установка рулевого колеса
- Рулевые тяги
- Снятие и установка наконечника рулевой тяги
- Замена средней тяги
- Регулировка схождения передних колес
- Коррекция развала
- Устранение вибраций рулевого колеса и передка автомобиля
Углы установки колес
- Углы установки колес
- Схождение, развал, поперечный и продольный наклон оси поворота
- Условия проверки углов установки передних колес
Тормозная система
- Тормозная система
- Дисковый тормозной механизм
- Снятие и установка тормозных колодок передних дисковых тормозных механизмов
- Снятие и установка переднего суппорта и тормозного диска
- Снятие и установка тормозных колодок задних дисковых тормозных механизмов
- Снятие и установка заднего суппорта
- Снятие и установка заднего тормозного диска
- Проверка толщины тормозного диска
- Устранение скрипа дисковых тормозов
- Тормозная жидкость
- Снятие и установка тормозных колодок стояночного тормоза
- Снятие и установка рычага стояночного тормоза
- Снятие и установка троса привода стояночного тормоза
- Проверка и замена выключателя стоп-сигналов
Колеса и шины
- Колеса и шины
- Размеры шин и дисков колес
- Маркировка дисков колес
- Давление в шинах
- Маркировка шин
- Правила обращения с шинами
- Обкатка шин
- Балансировка колес
- Цепи противоскольжения
- Движение с поврежденными шинами
Кузов
- Кузов
- Передний бампер
- Снятие и установка переднего бампера
- Снятие, проверка и установка переднего энергопоглощающего буфера
- Задний бампер
- Снятие и установка заднего бампера
- Снятие, проверка и установка заднего энергопоглощающего буфера
- Снятие и установка передней декоративной решетки
- Снятие и установка переднего крыла
- Снятие и установка капота
- Регулировка положения капота
- Снятие и установка троса привода замка капота
- Снятие, установка и регулировка крышки багажника
- Снятие и установка замка крышки багажника и цилиндра замка
- Замена молдингов, декоративных накладок и таблички с номером модели
- Снятие, установка и регулировка двери
- Снятие и установка обивки двери
- Снятие и установка наружной ручки двери и цилиндра замка
- Снятие и установка замка двери
- Снятие и установка моторедуктора механизма центральной блокировки замка
- Снятие и установка стеклоподъемника и регулировка стекла
- Снятие и установка стекла двери и уплотнителя стекла
- Снятие и установка наружного зеркала заднего вида
- Снятие и установка стекла зеркала
- Снятие и установка консоли и полки под панелью приборов
- Снятие и установка вещевого ящика
- Снятие и установка моторедуктора люка крыши
- Снятие и установка переднего сиденья
- Снятие и установка заднего сиденья
Отопление и вентиляция
- Отопление и вентиляция
- Снятие и установка вентилятора отопителя
- Снятие, проверка и установка резисторов вентилятора отопителя
- Снятие и установка панели управления отопителем
- Снятие и установка тросов управления отопителем
- Определение неисправностей отопителя
Электрооборудование
- Электрооборудование
- Измерительные приборы
- Техника измерений
- Установка дополнительного электрооборудования
- Управляющая электроника и электрические разъемы
- Снятие и установка аккумуляторной батареи
- Необслуживаемые батареи
- Заряд батареи
- Проверка батареи
- Поиск утечек тока
- Предохранители и реле
- Снятие и установка генератора
- Двигатель М50
- Проверка и замена щеток и регулятора напряжения
- Снятие и установка стартера
- Проверка, снятие и установка тягового реле
Освещение и световая сигнализация
- Освещение и световая сигнализация
- Замена ламп
- Таблица ламп
- Снятие и установка фар ближнего и дальнего света
- Регулировка света фар
- Снятие и установка передних указателей поворота
- Снятие и установка противотуманных фар
- Снятие и установка задних комбинированных фонарей
Приборы
- Приборы
- Снятие и установка комбинации приборов
- Снятие и установка контрольных ламп
- Снятие и установка контрольно-измерительных приборов
- Снятие и установка подрулевых переключателей
- Снятие и установка переключателя наружного освещения/регулятора яркости подсветки приборов
- Снятие и установка звуковых сигналов
- Снятие и установка цилиндра замка и выключателя зажигания
- Снятие и установка радиоприемника (магнитолы)
- Ввод кода в магнитолу
- Снятие и установка громкоговорителей
Очиститель и омыватель ветрового стекла
- Очиститель и омыватель ветрового стекла
- Замена резиновых элементов щеток очистителя ветрового стекла
- Регулировка, снятие и установка форсунок омывателя ветрового стекла
- Проверка и замена насоса омывателя ветрового стекла
- Очиститель ветрового стекла
- Снятие и установка очистителя ветрового стекла
- Определение причин плохой очистки стекла
- Мойка автомобиля
- Уход за лакокрасочным покрытием
- Защита днища кузова и скрытых полостей
Инструменты и приспособления
План технического обслуживания BMW 5-й серии
- План технического обслуживания BMW 5-й серии
- Ежегодное обслуживание с заменой масла
- Техническое обслуживание
Выполнение работ по техническому обслуживанию
- Выполнение работ по техническому обслуживанию
- Двигатель и система выпуска отработавших газов
- Проверка и регулировка зазоров в клапанах
- Замена масла в двигателе
- Определение места утечки масла
- Проверка уровня масла
- Проверка уровня охлаждающей жидкости
- Замена охлаждающей жидкости
- Проверка герметичности системы охлаждения
- Проверка плотности охлаждающей жидкости
- Проверка компрессии
- Замена свечей зажигания и проверка проводов высокого напряжения
- Замена фильтрующего элемента воздухоочистителя
- Замена топливного фильтра/удаление отстоя
- Проверка клиновых ремней, проверка натяжения и замена зубчатого ремня
- Проверка и замена лямбда-зонда
- Проверка уровня масла/замена масла в автоматической коробке передач
- Проверка аккумуляторной батареи
- Кузов и оборудование салона
Схемы электрооборудования
- Схемы электрооборудования
- Использование схем
- Обозначения на схемах
- Обозначения на схемах электрооборудования
- Обозначения на приборах
- Обозначения на схемах
- Обозначение на приборах
- Система предпускового разогрева
- Система предпускового разовгрева
- Генератор