Внедорожник УАЗ Патриот был задуман ульяновцами как комфортный автомобиль повышенной проходимости. Модели, серийно выпускаемые до этой марки, всегда отличались отменными ходовыми качествами. Армейские части и силовые структуры несколько десятилетий имели на вооружении знаменитый УАЗ-469, получивший в народе прозвище «козлик» за жесткую подвеску, что, при коротком и тяжелом рамном кузове, неизбежно приводило к толчкам и встряхиваниям на каждой крутой кочке.
Однако его любили за то, что он, как автомат Калашникова, был бессмертным и непотопляемым. Грязь, песок, вода, снег – все нипочем. УАЗ везде проходил, а это было особенно ценно при глобальном советском бездорожье.
Конструкторы задумались над тем, чтобы сохраняя характеристики проходимости, автомобиль приобрел современный облик и внутренний комфорт. Впервые новая модель внедорожника была представлена в Москве на выставке «MIMS», на Красной Пресне, в 2001 году и экстерьером сильно напоминала Симбир. Планировалось, что в серийный выпуск UAZ Patriot пойдет в 2003 году. Однако случилось это лишь в августе 2005 года. До этого конструкторы досконально прорабатывали все узлы и агрегаты, добиваясь оптимального соотношения тяговых усилий двигателя (на Патриот устанавливался все тот же ЗАЗ-409) с работой трансмиссии, обеспечивающих автомобилю, полная масса которого 2,7 тонны, приемлемую для внедорожника скорость по трассе, курсовую устойчивость и успешное преодоление препятствий вне дорог.
Дизайнеры, в свою очередь, работали над экстерьером и салоном новой модели, стремясь как можно дальше уйти от навязчивого образа продукции отечественного автопрома, где все стучит, гудит, плохо открывается, закрывается и поворачивается. Им удалось создать совершенно потрясающий облик гигантского автомобиля, уверенного в своем превосходстве на дороге. УАЗ Патриот отличается энергичной динамикой линий кузова, современным дизайном элементов оптики, мощной радиаторной решеткой и впечатляющими 16-дюймовыми колесами на широкой и высокопрофильной резине.
Салон в первых серийных партиях шел с жестким пластиком, за что получал нарекания от покупателей. В 2012 году вышла отличная рестайлинговая версия Патриота, в которой внутренний дизайн был кардинально изменен. Отказавшись от иранской торпеды, УАЗ вместе с ЗМЗ разработали вариант профилированной цельной передней панели из мягкого пластика. Двери получили новую обшивку с дополнительной шумоизоляцией. Рулевая колонка пониженной травмоопасности увенчалась новым четырехспицевым рулем. Приборы и важные элементы панели теперь подсвечиваются светодиодами.
Внедорожник стал еще более комфортным, сохраняя легендарные качества ульяновских машин заезжать дальше всех в леса и поля, глубже всех в речки, выше всех на горки. Кроме того, владельцы Патриота могут выезжать в поисках приключений большими компаниями. К штатно установленным креслам для четырех взрослых пассажиров в объемном салоне предлагаются еще четыре дополнительных сидения.