Аэродинамические обвесы устанавливают на автомобиль с целью повышения его управляемости и устойчивости на большой скорости (обвесы начинают работать, когда автомобиль движется на скорости более, чем 120 км/ч). Они могут понадобиться тем, кому нравится агрессивный стиль вождения.
- Передний бампер оборудуется обвесом с целью лучшего прижимания передка автомобиля к дороге встречным потоком воздуха. На серийных моделях встречный поток, наоборот, отжимает авто от дорожного полотна.
- Боковые отвесы ставятся для того, чтобы движению не мешали боковые завихрения.
- Задний обвес также преследует цель предотвращения завихрений, которые возникают сзади автомобиля, стремясь его оторвать и приподнять над дорогой. Для прижимания задней части автомобиля также устанавливается спойлер. Часто для изготовления обвесов служит декоративная отделка воздуховодов системы охлаждения автомобиля.
Обвесы на автомобиль могут устанавливаться для двух целей:
- улучшения ходовых качеств;
- придания автомобиля более продвинутого и агрессивного вида.
Если целью тюнинга является только изменение внешнего вида автомобиля, то все очень просто – обвесы устанавливаются прямо на автомобиль, при этом нет необходимости снимать бамперы, делать в кузове отверстия и т.д.
- Если же целью доработок является улучшение устойчивости и управляемости «девятки» или «восьмерки», то это потребует больше сил и времени. Но потраченное время, силы и деньги себя оправдают: в результате получится эксклюзивный автомобиль со значительно улучшенными ходовыми характеристиками.
Прежде чем начинать тюнинг, необходимо решить еще один вопрос: планируется ли внесение в конструкцию авто глобальных изменений (проведение воздуховодов, установка воздухозаборников) или автомобиль не будет подвергаться подобным серьезным изменениям. Если глобальные изменения не предвидятся, то демонтаж отдельных деталей и сверление отверстий в кузове не понадобится.
Модернизация бампера может быть реализована двумя способами:
- изготовлением абсолютно нового
- или же переделкой уже установленного.
Рекомендуется все-таки оставить старый бампер – при этом практически не меняется конструкция завода-изготовителя, что способствует сохранению заложенной конструкторами прочности, а значит и безопасности.
Для лучшего охлаждения дисковых тормозов воздуховоды могут быть вмонтированы в бамперы. Поток набегающего воздуха будет охлаждать тормоза, поэтому их работа улучшится. С этой целью под воздуховоды отмечаются места, где они прокладываются так, чтобы воздушный поток непосредственно попадал на тормоза передних колес. Для этого могут быть использованы воздуховоды, применяемые в строительстве. Кроме этого, в бампере могут быть сделаны специальные отверстия, через которые будет лучше охлаждаться радиатор. Для декорирования этих отверстий применяется сетка, которая обычно просто приклеивается или монтируется с внутренней стороны бампера.
В бампер могут быть установлены противотуманные фары – для них нужно отвести специальные места.
Далее с бампера нужно срезать лишние части, а также изготовить новую форму. Форма может быть сделана из пластика, стекловолокна или тонких листов нержавеющей стали. В случае финансовых ограничений обвесы могут быть выполнены из эпоксидки. Пластиковые обвесы обойдутся дороже, а самыми дорогими являются металлические обвесы, обладающие самой высокой прочностью при ударе.
Изготовление аэродинамического обвеса для ВАЗ 2108-2109-21099 своими руками
Обвес из пластика
- В качестве оснастки понадобится пуансон или попросту болвана. Она может быть изготовлена из липы, бальзы или плотного пенопласта. Для придания прочности болванке из бальзы ее необходимо загрунтовать. При добавлении в нитролак талька или детской присыпки, которые продаются в аптеках, получается необходимая грунтовочная смесь. При увеличении количества получается шпаклевка, которая применяется для исправлений дефектов поверхности.
- Если в качестве материала для болванки используется плотный пенопласт, ее поверхность необходимо покрыть эпоксидкой, разведенной паркетным лаком или ацетоном. После этого рабочая поверхность болванки натирается обыкновенной свечкой (также можно использовать полироль). Подождав один час, болванку необходимо слегка натереть шерстяной тканью. В результате в отдельных местах уменьшается утончение материала, а штампуемый пластик по поверхности пуансона легче скользит.
Вытяжка может быть выполнена несколькими способами, для каждого из которых необходима своя дополнительная оснастка.
1 способ
- Он применяется для вытягивания деталей небольших размеров. Лист термопластика с двух краев обжимается полосками фанеры толщиной 5-10 мм и винтами. С помощью двух плоскогубцев этот лист необходимо удерживать над электрической плитой до тех пор, пока он не будет разогрет до пластичного состояния.
- Затем разогретым листом обтягивается вся болванка или необходимая область. Вместо плоскогубцев могут быть использованы струбцины.
- Также можно прикрепить на фанеру ручки, которые позволяют прикладывать большее усилие.
- Рекомендуется работать в помещении при температуре не ниже +20 градусов. При более низкой температуре пластик остывает быстрее и теряет эластичность. Если после соприкосновения с болванкой материал затвердел, а вытяжку не успели сделать, то пуансон может быть «разогрет» в духовке при температуре 50-60 градусов (этого нельзя делать с пенопластовыми болванками). Недостатком этого метода является сужение середины и подворачивание краев листа при нагреве. Поэтому выкраивать заготовку необходимо с учетом значительных припусков.
2 способ
- Из такой же фанеры, как при первом способе, изготавливается рамка таких размеров, чтобы в нее проходил пуансон с зазором толщиной 1,2-1,5 толщины пластмассы. Рабочие кромки необходимо закруглить и тщательно зашлифовать.
- После этого к рамке прибиваются бруски, которые будут служить в качестве ее основания. Ширина пластиковой заготовки в три раза должна превышать диаметр отверстия в матрице.
- Пластмасса должна быть нагрета до полного размягчения, после чего она накладывается на рамку и струбциной (можно просто руками) пуансон продавливается в отверстие в матрице. Пуансон нельзя отпускать до тех пор, пока пластик не остынет.
- После застывания с болванки снимается готовое изделие.
- При таком способе происходит минимальное утончение материала, однако иногда возможно образование складок на детали. Появление складок может быть обусловлено формой изделия, а также в случае наличия между матрицей и пуансоном чрезмерного зазора, а также когда пластик недостаточно прогрелся.
3 способ
- Изготавливаются две похожие рамки-матрицы, между которыми, как и при первом способе, зажимается штампуемый материал. Если пластик предполагается нагревать в духовке, то рамки можно делать полностью одинаковыми.
- Температуру подбирают опытным путем, начиная с минимальной - +70 градусов. Небольшие изделия проще нагревать, держа их над электроплиткой, тем более, что такой способ нагрева позволяет видеть изменение состояния материала. При использовании для нагрева плитки у калибрующей рамки должен быть зазор 1,2-1,5 толщины материала по всему контуру болванки. У второй рамки должен быть зазор около 7 мм. Нагревать матрицу необходимо в таком положении, чтобы внизу была рамка с большим зазором. Пластмассу можно начинать вытягивать, если она начинает провисать. Когда материал начинает сильно испаряться с поверхности, это значит, что он перегрелся.
- При установке пуансона для предотвращения чрезмерной глубины вытяжки на стол необходимо обязательно поставить упоры. В противном случае может получиться слишком тонкое изделие. Предотвратить утончение пластика можно уменьшением затяжки болтов, стягивающих рамку. Материал будет выдвигаться в сторону, куда осуществляется вытяжка.
4 способ
- Этот способ применяется в случае наличия у детали углублений или выступающих элементов. В этом случае также необходимо изготовление матрицы, внутренние размеры которой должны быть больше размеров самого пуансона на толщину материала.
- Простым использованием шаблонов сделать это достаточно сложно, но можно воспользоваться небольшой хитростью. Болванку необходимо покрыть разделительным слоем, в качестве чего используется мастика для пола, полироль или стеарин, после чего ее нужно натереть до блеска.
- С помощью распылителя или обыкновенной кисти на болванку в несколько слоев наносится разбавленная эпоксидка. Количество слоев определяется опытным путем, для этого используется кусочек какого-нибудь материала, при этом суммарная толщина слоев должна быть примерно равной толщине пластмассы по завершению вытяжки, что примерно составляет половину от исходного размера.
- После застывания слоя наносится еще один слой, после чего болванка оклеивается сначала тонкой стеклотканью, а потом и более толстой. В результате должна получиться жесткая корма. Отделяя эпоксидное покрытие от болванки, полученная матрица снимается.
- Перед формированием пластмассы оснастка должна быть разогрета не больше, чем до 50-60 градусов.
- Лист пластмассы размягчается над электроплитой, после чего закладывается между матрицей и пуансоном и сдавливается струбцинами или руками. Возможности такого метода сравнимы с вакуумной вытяжкой. Если необходимо изготовить изделие, которое имеет форму тела вращения, то оснастку можно выточить на токарном станке из алюминиевого сплава.
Обвес из стекловолокна
- Основа будущего обвеса изготавливается из пенопласта.
- Далее, при помощи монтажной пены или обычного пластилина, а также острого канцелярского ножа все выводится под оклейку.
- Потом все обклеивается стеклотканью, толщина которой может быть любой.
- После застывания снимается пенопласт и вынимается пена, зачищаются места под крепления. Кронштейны для крепления делаются на эпоксидке.
- После установки на кузов детали затираются шпатлевкой, грунтуются и красятся.
Обвес из металла
- Со старого бампера снимается все лишнее и ненужное, после чего из металлических листов вырезаются детали необходимых размеров. Они приклеиваются к поверхности бампера, а также склеиваются между собой.
- После этого металлические листы шпатлюются, грунтуются и красятся. Подобная конструкция успешно выдерживает незначительные удары, ее сложно порвать, можно лишь незначительно загнуть. Декоративные обвесы для воздуховодов могут быть изготовлены из стекловолокна – как это сделать, описано выше.
Обвес порогов
- Кроме своего основного предназначения – увеличения аэродинамических показателей, обвес защищает кузов автомобиля от коррозии.
- А еще, с целью улучшения охлаждения дисковых тормозов задних колес задняя часть такого обвеса может быть оборудована воздуховодами. Они могут быть установлены с помощью эпоксидной смолы прямо на автомобиле.
- Для того, чтобы избежать прилипания эпоксидки к кузову, сначала его нужно тщательно намылить, после чего на родной порог наложить несколько слоев стеклоткани.
- После этого для создания профиля накладывается пенопласт, пена или пластилин.
- Профиль после этого обклеивается стекловолокном.
- После высыхания изделие снимается с порога и грунтуется. С порогов обирается основа, с помощью саморезов или герметика монтируется обвес. Места соприкосновения обвеса с кузовом шпаклюются (если для монтажа использовались саморезы), после чего красятся.
Изготовление спойлера
- Для изготовления каркаса используется фанера или пенопласт, который дорабатывается пеной, тщательно обклеивается, шкурится, потом шпаклюется, грунтуется и красится. Необходимо помнить, что к кузову спойлер нужно крепить с помощью саморезов, закручиваемых в подоснову спойлера. Подобное соединение отличается надежностью. При желании автомобиль можно оборудовать покупным алюминиевым спойлером, у которого можно регулировать углы атаки. Такой спойлер – это лучший вариант, который можно приобрести на рынке.
В случае, если спойлер все-таки будет изготавливаться самостоятельно, нелишними окажутся резиновые перчатки, так как эпоксидная смола, как герметик и краска, очень сильно прилипают к рукам, которые потом бывает очень трудно отмывать.