Естественно, что в процессе тюнинга автомобиля дорабатываются не только двигатель и подвеска, но также изменениям подвергается и коробка передач, что для некоторых связано с большими трудностями. В этой статье будут рассмотрены не принципы работы КПП, а ее доработки и улучшения.
Многие слышали такое понятие, например, «ряд 18». Не вникая в технические подробности, можно сказать, что говорится о наборе передаточных чисел передач или скоростей, отличающемся от стандартного. Кроме всего прочего, изменяться может и количество передач. Ниже приводятся характеристики и краткое описание тюниговых и спортивных рядов КПП, которые могут быть установлены на автомобили ВАЗ 2108.
- РЯД 05 (I - 2.92; II - 1.81; III - 1.27; IV - 0.96; V - 0.78; VI - 0.69)
В этом случае понадобиться единственная шайба под четвертую передачу толщиной 2 мм.
Изменяются четыре передачи:
- первые три увеличиваются,
- четвертая на 5 процентов уменьшается,
- пятая остается стандартной.
Как правило, устанавливается ГП 4.1, а для форсированных двигателей – ГП 3.7 и 3.9.
- РЯД 06 (I - 2.92; II - 1.81; III - 1.27; IV - 1.06; V - 0.94; VI - 0.78)
В этом случае также понадобится шайба под четвертую передачу толщиной 2 мм.
Этот ряд является спортивным, поэтому и передачи здесь изменены соответствующим образом. Отличие этой классической установки заключается в наличии шестой передачи, а также специального ГП 4.1.
- Первые три передачи увеличены, в особенности первая,
- Четвертая и пятая передачи существенно уменьшены.
В этом ряду пятая передача заменена четвертой.
- РЯД 07 (I - 2.92; II - 2.05; III - 1.56; IV - 1.31; V - 1.13; VI - 0.94)
Здесь понадобятся две шайбы толщиной 2 мм – для четвертой и пятой передачи.
Этот ряд является спортивным, поэтому он достаточно короткий и предназначен для ралли и кросса. Максимальной скорости невозможно достичь без шестой передачи в данном ряду. При 5000 об/мин с ГП 3.7 на пятой передаче достигается скорость примерно 128 км/ч. При установке ГП4.1 или 4.23 автомобили с такими КПП могут успешно участвовать в соревнованиях на небольшие дистанции, например, драг-рейсинг.
- РЯД 08 (I - 3.42; II - 2.11; III - 1.35; IV - 0.96; V - 0.78; VI - 0.69)
Данный ряд благодаря своей популярности на протяжении многих лет получил название «коммерческого» ряда. На сегодняшний день он остается достаточно актуальным.
- В нем увеличена первая передача и
- Уменьшены вторая и четвертая.
Необходимо заметить, что изменения проведены в минимальных пределах значений (примерно 5%), но этого вполне достаточно для того, чтобы исправить все недостатки штатного ряда. Как правило, устанавливается ГП 4.1. Все доработки обходятся не так уж и дорого, а в результате получается хорошая разгонная динамика.
- РЯД 011 (I - 3.64; II - 2.22; III - 1.54; IV - 1.17; V - 0.87; VI - 0.78)
Как и для многих других, в этом ряду на четвертую передачу устанавливается шайба толщиной 2 мм.
Этот ряд пришел из автоспорта.
- Как правило, устанавливается ГП 4.1 или 4.3 с шестой передачей.
- Небольшим изменениям подвергаются четыре передачи: первую оставляют стандартной, остальные укорачиваются.
Такой вариант подойдет тем, кто не желает удлинять первую передачу. Он обеспечивает динамичный и ровный разгон автомобиля.
- РЯД 012 (I - 3.17; II - 1.95; III - 1.35; IV - 1.03; V - 0.78; VI - 0.69)
Именно этот ряд можно назвать самым ремонтопригодным, так как изменяется:
- Первая передача (удлиняется на 12,91%) и четвертая (укорачивается на 10%)
- Вторая же передача, которая чаще всего ломается, не подвергается изменениям.
Может устанавливаться любая ГП, однако необходимо заметить, что при установке ГП 4.1 этот ряд будет аналогичен одиннадцатому с ГП 3.7.
- РЯД 018 (I - 3.17; II - 2.11; III - 1.48; IV - 1.13; V - 0.87; VI - 0.78)
На четвертую передачу устанавливается шайба толщиной 2 мм.
Данный ряд на сегодняшний день считается одним из самых популярных. Изменениям подвержены все пять передач. Первая увеличивается на 12,91%, а все остальные укорачиваются. Данный ряд обеспечивает гладкую, ровную и «беспровальную» динамику разгона. Для различных двигателей для городских условий рекомендуется установка ГП 4.1, а для условий город-трасса – ГП 3.7 или 3.9.
- РЯД 102 (I - 3.17; II - 1.95; III - 1.35; IV - 0.94; V - 0.73)
Этот ряд практически аналогичен 103-му, отличие заключается в пятой передаче. Конечно, этот ряд нуждается в очень мощном двигателе. Водители автомобилей, оснащенных форсированным двигателем и этим рядом, будут чувствовать себя очень комфортно как на трассе, так и в городе.
- РЯД 103 (I - 2.92; II - 1.95; III - 1.35; IV - 0.94; V - 0.69)
Здесь достаточно удачно изменены две передачи – первая и пятая. С КП 4.3 при оборотах двигателя 5000 об/мин автомобиль на пятой передаче легко разгоняется до скорости около 180 км/ч. В итоге достигается спортивная динамика спортивного ряда и сохраняется максимальная скорость. Этот ряд подойдет водителям, которым важна как максимальная скорость, так и динамика.
В таблице, приведенной ниже, показатели соответствуют частоте вращения двигателя 5000 об/мин с колесами 185/60 R14.
Серийная | 1 перед | 2 перед | 3 перед | 4 перед | 5 перед | 6 перед | ||||||
Пара | 3,64 | 40/11 | 1,95 | 39/20 | 1,35 | 38/28 | 0,94 | 32/34 | 0,78/ | 29/37 | 0,69 | 27/39 |
3,7 | 40 | 74 | 106 | 154 | 184 | 09 | ||||||
3,9 | 38 | 70 | 101 | 145 | 174 | 198 | ||||||
4,1 | 36 | 67 | 96 | 139 | 166 | 188 | ||||||
4,3 | 34 | 64 | 92 | 132 | 159 | 180 | ||||||
05 ряд | 2,92 | 38/13 | 1,81 | 38/21 | 1,27 | 37/29 | 0,96 | 32/33 | 0,78/ | 29/37 | 0,69 | 27/39 |
3,7 | 50 | 80 | 114 | 149 | 184 | 209 | ||||||
3,9 | 47 | 76 | 108 | 141 | 174 | 198 | ||||||
4,1 | 45 | 72 | 102 | 134 | 166 | 188 | ||||||
4,3 | 43 | 69 | 98 | 128 | 159 | 180 | ||||||
06 ряд | 2,92 | 38/13 | 1,81 | 38/21 | 1,27 | 37/29 | 1,06 | 34/32 | 0,94/ | 32/34 | 0,78 | 29/37 |
3,7 | 50 | 80 | 114 | 136 | 154 | 184 | ||||||
3,9 | 47 | 76 | 108 | 129 | 145 | 174 | ||||||
4,1 | 45 | 72 | 102 | 122 | 139 | 166 | ||||||
4,3 | 43 | 69 | 98 | 117 | 132 | 159 | ||||||
07 ряд | 2,92 | 38/13 | 2,05 | 39/19 | 1,56 | 28/18 | 1,31 | 28/29 | 1,13/ | 35/31 | 0,94 | 32/34 |
3,7 | 50 | 70 | 93 | 110 | 128 | 154 | ||||||
3,9 | 47 | 67 | 88 | 105 | 121 | 145 | ||||||
4,1 | 45 | 63 | 84 | 100 | 116 | 139 | ||||||
4,3 | 43 | 61 | 80 | 95 | 110 | 132 | ||||||
08 ряд | 3,42 | 41/12 | 2,11 | 40/19 | 1,35 | 38/28 | 0,96 | 32/33 | 0,78/ | 29/37 | 0,69 | 27/39 |
3,7 | 42 | 69 | 106 | 149 | 184 | 209 | ||||||
3,9 | 40 | 65 | 101 | 141 | 174 | 198 | ||||||
4,1 | 38 | 62 | 96 | 134 | 166 | 188 | ||||||
4,3 | 36 | 59 | 92 | 128 | 159 | 180 | ||||||
011 ряд | 3,64 | 40/11 | 2,22 | 40/18 | 1,54 | 40/26 | 1,17 | 35/30 | 0,87/ | 31/35 | 0,78 | 29/37 |
3,7 | 40 | 65 | 94 | 124 | 163 | 184 | ||||||
3,9 | 38 | 62 | 89 | 117 | 155 | 174 | ||||||
4,1 | 36 | 59 | 85 | 112 | 147 | 166 | ||||||
4,3 | 34 | 56 | 81 | 107 | 140 | 159 | ||||||
012 ряд | 3,17 | 38/12 | 1,95 | 39/20 | 1,35 | 38/28 | 1,03 | 33/32 | 0,78/ | 29/37 | 0,69 | 27/39 |
3,7 | 46 | 74 | 106 | 140 | 184 | 209 | ||||||
3,9 | 43 | 70 | 101 | 133 | 174 | 198 | ||||||
4,1 | 41 | 67 | 96 | 126 | 166 | 188 | ||||||
4,3 | 39 | 64 | 92 | 119 | 159 | 180 | ||||||
018 ряд | 3,17 | 38/12 | 2,11 | 40/19 | 1,48 | 40/27 | 1,13 | 35/31 | 0,87/ | 31/35 | 0,78 | 29/37 |
3,7 | 46 | 69 | 98 | 128 | 163 | 184 | ||||||
3,9 | 43 | 65 | 92 | 121 | 155 | 174 | ||||||
4,1 | 41 | 62 | 88 | 116 | 147 | 166 | ||||||
4,3 | 39 | 59 | 84 | 110 | 140 | 159 | ||||||
102 ряд | 3,17 | 38/12 | 1,95 | 39/20 | 1,35 | 38/28 | 0,94 | 32/34 | 0,73/ |
|
|
|
3,7 | 46 | 74 | 106 | 154 | 196 |
| ||||||
3,9 | 43 | 70 | 101 | 145 | 188 |
| ||||||
4,1 | 41 | 67 | 96 | 139 | 178 |
| ||||||
4,3 | 39 | 64 | 92 | 132 | 170 |
| ||||||
103 ряд | 2,92 | 38/13 | 1,95 | 39/20 | 1,35 | 38/28 | 0,94 | 32/34 | 0,69/ | 27/39 |
|
|
3,7 | 50 | 74 | 106 | 154 | 209 |
| ||||||
3,9 | 47 | 70 | 101 | 145 | 198 |
| ||||||
4,1 | 45 | 67 | 96 | 139 | 188 |
| ||||||
4,3 | 43 | 64 | 92 | 132 |
|
|