Содержание [скрыть]
Изменения в такой важной для любого автомобилиста теме, как автострахование, происходит очень часто, особенно в последнее время. Помимо постоянно возрастающих цен, изменений в коэффициентах и различных требованиях, происходят изменения и на законодательном уровне. Не успели войти в силу последние из изменений закона об ОСАГО, в его редакции от 23 июля 2016 года, как в начале января 2017 уже рассматриваются поправки, которые уже приняты в первом чтении. Чтобы простым автовладельцам было понятно, какие изменения уже вступили в силу, а какие только могут превратиться в новый закон об ОСАГО с , подробнее расскажем о каждом из них.
Изменения, появившиеся и вступившие в силу в 2016 году
23 июля 2016 года Государственной Думой во втором чтение было принято несколько поправок к закону об ОСАГО. Для каждой из поправок установили определенную дату, когда она вступит в силу, давая возможность страховым компаниям и автовладельцам подготовиться. Самые важные изменения вступили в силу с нового года, то есть с 1 января 2017. К ним относится:
- положение об электронном страховании;
- возможность изменения базовых ставок;
- экспертиза автомобиля.
Электронный ОСАГО
Уже довольно давно существует возможность оформления полиса ОСАГО онлайн на сайте страховой компании. Однако, зачастую эта процедура лишь немного ускоряет процесс получения, по сути, не освобождая от необходимости ехать в офис страховой компании и стоять в очереди ради получения полиса.В общем случае процедура онлайн-оформления выглядит следующим образом: клиент заходит на сайт страховой компании, находит раздел автострахования и выбирает пункт оформления полиса онлайн. Затем он заполняет все графы, занося в них свои данные, характеристики автомобиля. После этого происходит калькуляция, основанная на введенных данных, и клиент может оплатить полис с помощью банковской карты. Далее, ему на электронную почту будет выслан электронный вариант полиса.
Раз уж речь зашла о бланках полисов ОСАГО, нужно отметить, что одним из нововведений новой редакции закона об ОСАГО стало изменение бланков. Теперь они имеют красный (розоватый) цвет вместо зеленого и лучшую защиту от подделывания. В Российском Союзе Автостраховщиков давно настаивали на необходимости улучшить бланки, чтобы избежать появления подделок, которых становилось все больше и больше.
Вернёмся, однако, к теме оформления полиса ОСАГО онлайн. После заполнения данных и оплаты вам все равно необходимо проехать в офис для получения страховки на бланке государственного образца. Также некоторые страховые компании сверяют заполненные вами данные с реальными, чтобы избежать обмана с вашей стороны. Однако так делают далеко не все и не всегда. Именно поэтому случаи мошенничества с заполнением данных набирают все большие обороты. В стремление немного сэкономить автовладельцы зачастую занижают мощность своих автомобилей, увеличивают свой возраст или стаж вождения и так далее.
Что же изменилось в процедуре автострахования через интернет с января 2017? Во-первых, теперь электронное ОСАГО обязаны продавать все без исключения страховые компании. Во-вторых, они обязаны делать это круглосуточно и без выходных, не допуская любой технической неисправности, которая может помешать непрерывной продаже электронных полисов. Более того, новая редакция закона об ОСАГО не обязывает небольшие страховые компании создавать дорогостоящий сайт и осуществлять продажи с помощью него. Для продажи электронного ОСАГО будет вполне достаточно электронной почты, что с успехом доказали небольшие страховые фирмы, действующие по подобной схеме уже больше года.
Возвращаясь к требованию об обеспечение бесперебойной продажи электронных полисов, требуемой на законодательном уровне, хочется отметить, что контроль выполнения данного требования возложен на Российский Союз Автостраховщиков. Все члены РСА обязаны поддерживать свои платформы продаж в рабочем состояние, а если понимают, что сбой возможен, они должны сообщать об этом в Центральный банк.
Еще одна поправка в новой редакции обязывает страховые компании открывать доступ к информации о проданных полисах другим страховым компаниям-членам РСА. Специально для этих целей была создана автоматизированная информационная система обязательного страхования, в которую каждый страховщик будет добавлять информацию о продаже нового полиса ОСАГО.
Коснулись изменения в новом законе об ОСАГО и другого участника процедуры страхования – автовладельца. С 1 января вступил в силу пункт «К» статьи 14, который уже успели назвать «реверсивным требованием». Оно заключается в получение страховщиком возможности потребовать, частично или полностью, виновника ДТП (своего клиента) возместить стоимость проведенных ремонтных работ либо сумму страховой выплаты. Такая возможность появляется только в случае, если клиент уличен в сокрытие от страховщика достоверной информации при заполнении документов на получение полиса ОСАГО. Очевидно, что неверные данные могут существенно снизить стоимость самого полиса. Данная поправка призвана оградить страховщиков от подобного вида мошенничества.
Еще одним дополнением новой редакции закона об ОСАГО в 2016 году стала фиксированная базовая ставка, необходимая чтобы рассчитать сумму платы за полис ОСАГО. Правда, фиксированной она стала всего на один год. То есть теперь страховые компании имеют право менять ставку не чаще одного раза в год.Также теперь владелец поврежденного в результате ДТП транспортного средства обязан сначала предоставить свой автомобиль на осмотр экспертам страховой компании и только в случае несогласия с их оценкой – обращаться к независимой экспертной оценке. Если он этого не сделает и предоставит страховой заключение независимой экспертизы, ему откажут в выплате компенсации.
Чего ожидать
Некоторые из поправок, предлагавшихся к принятию на заседании Государственной Думы 23 июля 2016, все-таки не были приняты. Но это не значит, что их не примут никогда, поэтому предлагаем вам ознакомиться с наиболее важными и резонансными.
Первая и самая нашумевшая поправка, которая к огромной радости всех автомобилистов, пока не была принята – натуральная компенсация ущерба. Для автовладельцев это означает, что больше у них не будет выбора: взять наличные или получить направление на ремонт. В случае принятия поправки страховая компенсация будет возможна только в форме ремонта, причем в том сервисе, с которым у страховой компании заключен договор.
Однако в предлагаемых в одной из редакций дополнениях описан ряд ситуаций, в которых у пострадавшего есть возможность получить на руки деньги. Во-первых, если в сервисе, куда был направлен автомобиль, работы не были начаты в установленные сроки – можно потребовать от страховой деньги. Во-вторых, если автомобиль все еще на гарантии, а сервис не является авторизованным производителем вашего автомобиля – выплачивается денежная компенсация за ремонт. И, в-третьих, наличные будут выплачиваться в тех случаях, когда сумма ремонта превышает сумму максимальной страховой выплаты (для ОСАГО эта сумма составляет 400 тысяч рублей).
Еще одна важная поправка, которая не прошла во втором чтение, в отличие от первой обрадовала бы многих автомобилистов. Касалась она увеличение максимальной суммы возмещения при оформлении дорожно-транспортного происшествия по так называемому европротоколу с 50 тысяч рублей до 100 тысяч рублей.
Предлагалась также система штрафов за попытку выехать за границу без оформленной международной страховки, более известной как Green card или «Зеленая карта». Наложением штрафов должна была заняться российская таможенная служба.
Не были приняты в новой редакции и поправки, касающиеся списка лиц, на которых нельзя подавать иски о дополнительной компенсации нанесенного ущерба, который не был покрыт выплатами по ОСАГО. Сейчас в списке таких лиц значатся:
- пешеходы, виновные в ДТП, которые в результате ДТП получили увечья, травмы или погибли;
- родственники и наследники погибших в ДТП виновников происшествия.
Изменения 2017
Не успели вступить в силу последние дополнения к закону об ОСАГО, а 26 декабря 2016 года уже обсуждается возможность внесения новых (а точнее, еще свежих в памяти старых, июльских) поправок. Основной поправкой предлагаемой редакции, ради которой вся эта шумиха и затевается, является переход к «натуральной» компенсации, безальтернативной для пострадавшего водителя. Инициатором нового законопроекта о выплатах по ОСАГО является депутат Государственной Думы Емельянов. Однако никто не верил в возможность принятия его редакции законопроекта, так как тот был
раскритикован и правовым управлением Государственной думы, и администрацией президента. Но благодаря заинтересованности Центробанка в принятии данной поправки, удалось убедить принять законопроект в первом чтение. Таким образом, второе чтение 10 января 2017 года.
Выше мы уже писали о ситуациях, в которых пострадавшему могут быть выплачены денежные средства, а не произведен ремонт автомобиля. К таковым в предлагаемой редакции добавилось и еще одно, названное «тяжелой жизненной ситуацией». Как поясняет представитель Центрального банка, это ситуация, в которой клиент не заинтересован в ремонте автомобиля, а, например, нуждается в средствах для восстановления здоровья от травм, полученных в ДТП. Не совсем ясно, как именно пострадавший должен доказывать тяжесть своей ситуации и что помимо причинённого вреда здоровью к ним относится. Также в новой редакции не сказано, насколько страховые компании обязаны соблюдать эти условия выплаты наличных денежных средств. Хотя следить за этим процессом будет специально организованная для этого комиссия из членов Российского Союза Автостраховщиков.
В связи с возможным введением исключительно «натуральных» страховых выплат у автомобилистов возник резонный вопрос: как быть с коэффициентом, учитывающим износ поврежденных деталей? Неужели мастера в автосервисах будут подбирать на автомобиль бывшие в употребление детали примерно схожие по состоянию с поврежденной? Или же владельцам транспортных средств придется оплачивать разницу из своего кармана? Или эти затраты лягут на плечи виновника ДТП? В Министерстве финансов заявили, что все опасения напрасны, и автовладельцы ничего не будут должны. Амортизация запасных частей также учитываться не будет, а будут устанавливаться новые запчасти, что будет указано в окончательной редакции законопроекта.В случае принятия законопроекта, изменения будут внесены и в 12 статью закона об ОСАГО. Согласно поправке при непредъявлении потерпевшим автомобиля для осмотра экспертом страховой компании в назначенный согласованный с ним день, у него будет одна неделя (7 дней) на повторное предоставление автомобиля на осмотр. В случае если через 7 дней осмотр так и не будет произведен, заявление будет возвращено потерпевшему без рассмотрения. Начало отсчета 7 дней начинается со дня, когда должен был состояться первый осмотр автомобиля.
В предлагаемой редакции статья 15 закона содержит список требований, которые Банк России надеется установить для организации ремонтного процесса:
- Автосервис, где будет производиться ремонт, должен быть как можно ближе к месту жительства потерпевшего или к месту ДТП (при невозможности передвижения автомобиля естественным способом).
- Регламентированы будут также и сроки ремонта. Деление будет основано на различных повреждениях и их совокупности для автомобилей разных классов.
- Если автомобиль находится на гарантии, то ремонт должен производиться только в авторизованных автосервисах.
Если у вас еще остались вопросы о возможных нововведениях и дополнениях, посмотрите следующее видео: