Содержание [скрыть]
Интересно то, что система выпуска отработанных газов в любом автомобиле является одной из самых важных. Причём входит в неё множество различных узлов. И она напрямую связана с электронной системой управления (ЭСУД).
Эти сложности, происходят в первую очередь из-за повышенных требований к экологичности автомобиля. «Приора» в этом плане вполне европейский вариант. Токсичность её выхлопа соответствует стандарту Евро-4.
Основные узлы выхлопной системы Приоры
Как уже упоминалось, это не один элемент, а несколько:
- Выпускные клапаны ГРМ (газораспределительной системы).
- Выпускной коллектор с сажевым фильтром (катализатором).
- Датчик кислорода (Лямбда-зонд) 2 штуки.
- Средняя часть с резонатором.
- Хвостовая часть с глушителем.
Каждую из этих частей нужно рассматривать отдельно.
Выпуск газов в головке блока
Эта часть работы газораспределительного механизма. Полное описание этого механизма, это отдельный вопрос работы двигателя. Здесь достаточно упомянуть, что 8 выпускных клапанов открываются в режиме выпуска, и поршень вталкивает отработанные газы в систему. А именно в выпускной коллектор.
Катализатор, или сажевый фильтр в выпускном коллекторе
Это один из самых сложных и дорогостоящих узлов всей системы выпуска отработанных газов. По сути, это устройство для дожигания несгоревших частиц бензина при помощи катализа. Для этого, тонкие стенки продольных сот фильтра, выполнены из специального материала. Контактируя с ними, бензин сгорает (образно). На выходе получается обычная вода.
Комплект Лямбда-зондов для системы Евро-3
Что такое стандарт Евро-3? По факту, это уровень очистки выхлопных газов автомобиля. Именно по уровням допуска машин в Европу и распределяются эти системы. Существует несколько уровней:
- Уровень Евро.
- Порог Евро-2.
- Евро-3 (основной для «Приоры»).
- Евро-4 (Последующие модели и последние «Приоры»).
- Евро-5.
На первом варианте, в выхлопную систему добавили сажевый фильтр. О нём сказано выше. А вот в системе №2, уже подключили контроль электроники. Был разработан специальный, довольно сложный и дорогой, датчик. Лямбда-зонд или датчик кислорода. Благодаря специальному покрытию, его сопротивление меняет номинал в зависимости от насыщения выхлопных газов окисью углерода. То есть угарным газом.
Для более точного понимания смысла действия Лямбда-зонда, стоит вкратце описать историю стандартов Евро. Итак.
Для снижения токсичности в выхлопную систему был установлен дожигатель (сажевый фильтр описанный выше). Это и была система Евро. Далее, с развитием электронной составляющей системы управления, пришла идея контроля качества выхлопа. И установили 1 датчик кислорода. Его поставили в системе сразу в коллектор. Перед дожигателем. Это позволило внести в программу таблицы корректировки по насыщенности газами. Система с одним датчиком, называлась Евро-2.
Однако ушлые автомобилисты быстро сообразили, что снижающий мощность мотора сажевый фильтр можно просто выкинуть. Что и начали с успехом делать. Тогда, в систему, после дожигателя, врезали ещё один Лямбда-зонд. И он у же сообщал компьютеру, что фильтр не работает. И тот соответственно, опять урезал топливо. Это стало новым стандартом Евро-3.
Ну а Евро-4 и 5, это всего лишь доработка программного обеспечения и замена топлива под европейский уровень соответственно. Последнее, если ничего не помешает, должно быть проведено в России к концу 2017 года.
Вот для чего служат датчики кислорода в выхлопной системе «Приоры».
Для чего служит резонатор в выхлопном устройстве Приоры
Его называют ещё — вспомогательный глушитель. Он представляет собой трубу выхлопной системы загнутую под углом, и имеющую в одном месте расширенный участок. Это позволяет первично сглаживать звуковые колебания, вырывающиеся из двигателя при выпуске газов.
Расположен вспомогательный глушитель сразу за коллектором и катализатором. А сразу за ним идёт уже сам глушитель.
На некоторых моделях «Приоры», две части, резонатор и основной глушитель, выполнены единым узлом. Но разборная схема более удобна и в эксплуатации, и в ремонте.
Основной глушитель Приоры
Это овальный бочонок, разделённый внутри специальными перегородками. Соединён с патрубком резонатора и трубкой выхлопа, выходящей из-под «Приоры» сзади. Благодаря внутренним перегородкам и вставкам практически сглаживает звук выхлопа до лёгкого урчания. Как и резонатор, крепится к днищу на гибких подвесках.
Поэтому они закреплены на специальной гибкой подвеске, и имеют небольшую свободу в движении как относительно кузова, так и друг от друга.
Главные неисправности выпускного тракта «Приоры»
В связи с тем, что работа этих узлов связана с высокими температурами, наиболее частой поломкой является прогорание какой-нибудь части. Это может быть и прокладка под коллектор, и стенка глушителя, катализатора или резонатора. Отдельной частью идут неисправности сажевого фильтра, или дожигателя. Но они входят в раздел ремонта инжекторной части автомобиля, как и датчики кислорода «Приоры». В остальных случаях это или механическое повреждение либо банальная ржавчина.
Появление лишних отверстий в системе определяется сразу и наверняка. Просто выхлоп мотора становится громким и неприятным. Появляется треск и звуки, отдалённо напоминающие стрельбу. В этом случае, надо заезжать на смотровую яму, находить прореху и менять испорченный узел.
Подходящее видео по данной теме: