Содержание [скрыть]
«Чери-Амулет» — легковой автомобиль китайской компании Chery Automobile Co. Ltd., выпускаемый в России с 2006 года.
Наружный ШРУС «Чери-Амулет»
В общем случае ШРУС (шарнир равных угловых скоростей) — это один из основных элементов ходовой части любого переднеприводного автомобиля вообще, а «Чери-Амулет» — в частности. При этом различают ШРУС:
- наружный;
- внутренний.
Всего в автомобиле имеется по 2 ШРУСА каждого вида (в обиходе их называют «гранатами»), причем наружный шарнир отвечает только за угловые перемещения соединяемых валов. В автомобиле «Чери-Амулет» установлены наружные ШРУСы типа «Бирфильд».
ШРУС «Бирфильд»
Шарнир равных угловых скоростей «Бирфильд» разработан на базе классической конструкции ШРУСа «Рцеппа», запатентованного еще в 1927 году.
Конструктивно ШРУС «Рцеппа» состоит из:
- сферической чашки с ведомым валом (корпус);
- сферического кулака с ведущим валом (внутренняя обойма);
- сепаратора, который удерживает 6 шариков;
- делительного рычажка.
На внутренних поверхностях внутренней обоймы и корпуса выполнены полукруглые меридианальные канавки, по которым перемещается 6 шариков. При повороте колес валы наклоняются, делительный рычажок поворачивает сепаратор и шарики устанавливаются в биссекторной плоскости. «Граната» с делительным рычажком функционирует при углах наклона валов до 37 градусов. Шесть шариков дают возможность небольшому по размерам шарниру передавать на ведущее колесо достаточно большой крутящий момент. Кроме того, эта конструкция отличается высоким коэффициентом полезного действия (КПД). Именно эти качества сделали шарнир «Рцеппа» наиболее популярным среди разработчиков легковых автомобилей.
Шарнир «Бирфильд» представляет собой усовершенствованную конструкцию ШРУСа «Рцеппа». В нем пропорциональное перемещение сепаратора с шариками относительно корпуса и обоймы достигается за счет того, что канавки:
- имеют переменную глубину;
- центры их радиусов смещены в разные стороны относительно плоскости, в которой расположены шарики.
Кроме того, в поперечном сечении каждая канавка представляет собой не окружность, а эллипс, что предохраняет их кромки от повреждения.
В результате внесенных усовершенствований конструкторам удалось увеличить:
- рабочие углы поворота валов до 45 градусов;
- КПД узла до 95...99% (зависит от углов поворота валов).
Недостатком этой конструкции является ее стоимость, которая обусловлена высокой точностью механической обработки всех деталей.
Эксплуатация и ремонт
Конструкция наружного ШРУСа «Чери-Амулет» отличается высокой степенью надежности в процессе работы. При надлежащем уходе его ресурс составляет не менее 150...200 тыс. км. Пробега и в отдельных случаях сопоставим со сроком эксплуатации автомобиля. Несмотря на это наружный ШРУС «Чери-Амулет» часто требует ремонта из-за повреждения защитных чехлов (пыльников). Повреждение пыльника приводит к попаданию пыли, грязи и влаги внутрь узла. При этом из-за воздействия абразивных частиц песка и пыли нарушается конфигурация канавок, что может привести к заклиниванию шариков и полной блокировке колес автомобиля. Этому способствует и вытеснение смазки из внутренней полости узла через места повреждения пыльника.
Признаки неисправностей наружного ШРУСа
Первым признаком неисправности «гранаты» является характерный хруст, возникающий при резком поворачивании колес автомобиля. Для того чтобы убедиться в том, что неисправен именно ШРУС необходимо:
- поочередно вывернуть руль до упора влево и вправо;
- проехать по кругу, постепенно увеличивая скорость, что позволит увеличить нагрузку на «гранату».
Если хруст шариков будет слышен при движении автомобиля вправо, то поврежден правый ШРУС, если при движении влево — то левый. В любом случае «граната» (в лучшем случае — пыльник) подлежит замене.
Причин, которые могут вызвать неисправность «гранаты», существует очень много: от агрессивной манеры вождения авто до банального повреждения пыльника.
Особенности ремонта
В наружных ШРУСах типа «Бирфильд» используются шарики, селективно подобранные друг к другу. В связи с этим ремонтировать узел, меняя отдельные детали нельзя. Для ремонта неисправного узла необходимо приобретать полный комплект деталей. Кроме того, в случае повреждения пыльника, можно приобрести малый ремкомплект, в состав которого входят:
- пыльник;
- стопорное кольцо;
- хомуты крепления пыльника;
- смазку.
В качестве смазки для наружного ШРУСа «Чери-Амулет» используют специальный состав с дисульфидом молибдена, например, ШРУС-4, которым заполняют полость шарнира.
Приступая к ремонту наружного ШРУСа «Чери-Амулет» необходимо помнить, что:
- на автомобиле может быть установлен как разборный, так и неразборный узел;
- заменить пыльник или полностью ШРУС невозможно без разборки привода ведущих колес.
Если на автомобиле установлена неразборная «граната», то ее придется разрезать. Как это сделать, хорошо видно на этом видео:
Выбить наружный ШРУС на «Чери-Амулет» невозможно.
Если же на «Чери-Амулет» установлен наружный ШРУС разборной конструкции, то для того, чтобы его снять нужно выполнить следующие операции:
- Демонтировать привод переднего колеса.
- Проверить работоспособность узла. «Граната» исправна, если ее проворачивание осуществляется с небольшим усилием без рывков и заеданий. Кроме того, должны отсутствовать осевой и радиальный люфты. Иначе узел подлежит замене.
- Осматривают пыльник. Он не должен иметь разрывов или трещин. При их наличии пыльник меняют.
- Для того чтобы снять пыльник или непосредственно сам наружный ШРУС «Чери-Амулет», необходимо снять большой крепежный хомут пыльника и сдвинуть его с корпуса.
- Затем разжимают стопорное кольцо и сдвигая «гранату» по шлицам вала привода, снимают ее. Стопорное кольцо также снимают.
- Разжав малый крепежный хомут, снимают пыльник. Важно! Крепежные хомуты, пыльник и стопорное кольцо одноразовые. При сборке необходимо установить новые детали.
- Замена деталей ШРУСа осуществляется в обратном порядке. При этом предварительно необходимо заполнить смазкой внутреннюю полость корпуса «гранаты» (около 100 г.), а остаток смазки равномерно нанести на внутреннюю поверхность гофрированного пыльника.