Содержание [скрыть]
Иногда автовладельцы встречают странные названия деталей и не всегда понимают, о чем идет речь. Одним из таких терминов является ШРУС. Эта статья расскажет, что это за механизм, на каких принципах построена его работа и какие функции выполняет устройство внутреннего ШРУСа.
Что такое ШРУС и его виды
ШРУС (это сокращенное название шарнира равных угловых скоростей) – механизм в приводной системе управляемых автомобильных колес, который транспортирует вращательный момент между полуосями, причем угол между ними составляет меньше 70 градусов. Эта деталь устанавливается на переднеприводные и заднеприводные авто.
ШРУСы были изобретены в 1927 году Альфредом Рцеппом. В простонародье этот механизм так и называют «шарнир Рцеппа», а в водительском сленге для обозначения этой детали используется слово «граната».
На сегодняшний день специалисты различают следующие виды шарниров:
- кулачковые – из-за склонности к перегреву на высоких скоростях, используются на грузовиках;
- кулачково-дисковые – применяются на больших грузовиках, например, «Урал» или «КрАЗ»;
- шариковые – на сегодняшний день являются самыми часто используемыми;
- трипод – в основном выступает в роли внутреннего шарнира, оснащен роликами в виде сфер;
- спаренные карданные – используются на старых американских легковых машинах, внедорожниках, строительной и сельскохозяйственной спецтехнике.
Конструкция ШРУСа и как он работает
Шарниры имеют простое устройство. В них входят следующие элементы:
- корпус сферической формы
- ведущий и ведомый валы;
- внутренняя обойма;
- сепаратор с отверстиями для удерживания подшипников;
- шесть шариков.
Эти элементы шарнира обеспечивают максимально точную передачу вращательного момента. ШРУСы имеют следующий принцип работы:
- число сферических канавок на внутренней обойме и в корпусе такое же, как и число подшипников;
- между кулаком и корпусом расположены подшипники, которые удерживают сепаратор;
- подшипники перемещаются по большему диаметру корпуса и по меньшему диаметру кулака;
- в этот момент возникает вращательный момент, который транспортируется на внутреннюю обойму и ведомый вал;
- после смены угла между полуосями, подшипники транспортируют крутящий момент, плавно двигаясь по внутренним канавкам.
Выбор смазки для ШРУСов
Шарниры испытывают постоянные высокие нагрузки – когда трогается с места, на подъемах, при движении по разбитой дороге и т. д. Поэтому смазка низкого качества не может выдержать серьезные ударные нагрузки и ШРУСы быстро изнашиваются.
Специалисты в области автомобилистики рекомендуют пользоваться пластичной черной смазкой на основе дисульфид молибдена. Для обычных автомобилей подойдет трехпроцентная смазка, а для авто, которые эксплуатируются в тяжелых условиях, лучше выбирать пятипроцентную.
Уход за шарнирами
Для повышения безопасности ШРУСа и сохранения его чистоты, этот механизм накрывается пыльником. В большинстве случаев пыльник представляет собой резиновую накладку, которая защищает механизм от пыли, грязи, воды и других загрязнений.
Чтобы ШРУСы служили как можно дольше необходимо систематически следить за ними и регулярно осматривать резиновый чехол, который защищает механизм от попадания грязи и воды. При обнаружении мелких дефектов в виде трещин и потертостей, при которых сохраняется герметичность чехла, можно ограничиться заменой крепежных хомутов и самого чехла. В противном случае происходит полная замена шарниров.
Общие рекомендации
Так как устройство внутреннего и внешнего ШРУСа постоянно подвергается высоким нагрузкам, то для их изготовления выбирают сверхпрочные материалы. Однако это не обеспечивает вечной функциональности шарнира, так как агрессивный способ езды, попадание в него различных загрязнителей приводит к износу элемента. Чтобы максимально продлить жизнь устройству ШРУСа автомобиля необходимо выполнять следующие рекомендации:
- регулярно проводить осмотр ШРУСов на наличие сколов, трещин и других повреждений;
- периодически менять смазку в шарнирах;
- покупать качественные ШРУСы и смазку для них.
На видео описано устройство наружного ШРУСа автомобиля: