Содержание [скрыть]
Весь принцип работы сцепления автомобиля заключается в передаче крутящего момента. Всё начинается с коленвала и посредством работы сложного механизма КМ передаётся на первичный вал. В свою очередь, фрикционная муфта прерывает сигнал.
При этом принцип работы трансмиссии позволяет плавно возобновить соединение, когда это будет нужно. Чтобы лучше понять, как это происходит, рассмотрим основные элементы конструкции. Их всего два: привод и собственно сам механизм, обеспечивающий сцепление.
Конструкция сцепления
Привод
Для того чтобы лучше понять принцип работы сцепления, необходимо подробно рассмотреть основные конструкционные узлы устройства. Начнём с основного. Для передачи усилия необходим целый ряд взаимосвязанных механизмов. Чтобы понять принцип работы привода сцепления и коробки передач нужно представить следующую ситуацию. Вам постоянно нужно что-то открывать и закрывать. Для передачи усилия проще всего использовать обычную палку или же определённый дистанционный механизм.
Но рассмотрим более простой вариант с палкой. Её будет лучше всего привязать одним концом к двери, а другим к руке. Таким образом, вы создадите самый простой привод, который только можно придумать. Само собой, что его принцип работы более, чем ясен.
В конструкции автомобиля у каждого узла есть свой привод. Именно благодаря ему, водителю удаётся заставить двигаться тот или иной механизм. Само устройство может состоять из множества деталей. Мало того, оно способно работать как за счёт механики, так и за счёт гидравлики.
В качестве примера рассмотрим устройство, работающее благодаря гидравлической силе. Данный механизм состоит из таких элементов:
- ведомого диска;
- кожуха;
- маховика;
- пружин;
- рычагов;
- подшипников;
- коленвала;
- нажимного диска;
- труб;
- шестерни;
- педали;
- картеров двух типов;
- первичного вала;
- вилки;
- цилиндров.
Взаимодействие этих элементов позволяет управлять муфтой, что, в свою очередь, гарантирует нормальный разгон и движение транспортного средства. Когда нажимается педаль — за основу берётся усилие, создаваемое человеком, сидящим за рулём. Оно посредством штока и поршня воздействует на жидкость, которая отвечает за то, чтобы этот импульс был передан на рабочий поршень.
В системах с рабочей механикой всё работает немного по-другому. Педаль при помощи троса крепится к вилке. Естественно, такая конструкция не отличается особенной надёжностью.
Механизм сцепления
Именно в этом устройстве осуществляется передача КМ. Происходит это благодаря силе трения. В конструкцию устройства входят такие основные элементы:
- нажимной диск;
- картер;
- кожух;
- ведомый и ведущий диски.
За счёт работы пружин ведомый диск плотно прижимается к маховику. Между всеми деталями внутри конструкции происходит трение, то только при работе мотора и когда нажимается педаль. При этом неважно стоит или едет машина.
Работа сцепления становится возможной только тогда, когда ведомый диск прижат. Само собой, он связан с ведущими колёсами и маховиком. Тем не менее, с инженерной точки зрения — это непростая задача, так как маховик может делать порядка 25 оборотов в секунду. При этом ведущие колёса вовсе могут не двигаться.
Принцип работы сцепления
Для наглядности рассмотрим принцип работы однодискового сцепления. Во-первых, оно постоянно включено. Во-вторых, его работа становится возможной только благодаря приводу. Вилка перемещается при нажатии водителем на падаль. В результате чего задействуется подшипник. Он оказывает давление на лепестки пружины. Пружина представляет собой часть нажимного диска. Она меняет свою форму так, что наружный край отъезжает и происходит освобождение.
Чтобы до конца понять принцип работы сцепления необходимо рассмотреть, что происходит с тангенциальными пружинами. Именно они обеспечивают отжимание нажимного диска. После этого действия крутящий момент перестаёт передаваться.
Когда педаль сцепления опускается, диафрагменная пружина заставляет его двигаться и контактировать с ведомым диском. Только благодаря этой связи происходит контакт с маховиком.
Как работает сцепление:
Как правильно эксплуатировать фрикционную муфту
Опираясь на принцип работы сцепления, можно выработать оптимальный алгоритм взаимодействия с этой деталью, условно его можно поделить на три этапа:
- Пропустите педаль. Автомобиль начнёт медленно двигаться.
- Задержите рычаг на несколько секунд в одном положении. Это необходимо для выравнивания скорости элементов, работающих внутри конструкции.
- Полностью отпустите педаль. Это можно будет сделать после того, как автомобиль поедет нормально.
Как видите, алгоритм довольно прост. Эти три действия позволят вам без проблем трогаться с места и увеличат срок эксплуатации транспортного средства.
Сцепление — это важная часть автомобиля. Благодаря ему можно быстро и легко набирать скорость, но, чтобы это стало возможным, данную деталь необходимо правильно эксплуатировать, а для этого важно знать принцип, на основе которого она функционирует.