Содержание [скрыть]
Блокировкой дифференциала оснащается большинство новых авто. Некоторые из старых моделей тоже имеют данный механизм, но, в основном, это внедорожники и грузовые автомобили. Зато на сегодняшний день каждый уважающий себя производитель для большей проходимости автомобиля по пересеченной местности и в плохих погодных условиях, дополняет систему привода данным механизмом.
Как правило, она устанавливается на заднюю ось, но все чаще можно встретить авто с блокировкой передних и задних колес. Модной тенденцией стала электронная блокировка дифференциала. Пользу системы переоценить невозможно, не зря многие автолюбителя устанавливают ее на автомобили, изначально не оборудованные механизмом. Чтобы загореться этой идеей, достаточно на своем опыте ощутить разницу езды с ограничением крутящего момента и без него. Или хотя бы увидеть, как будут эти автомобили вести себя в сложных дорожных условиях.
Но для начала следует более подробно узнать о том, что такое блокировка дифференциала, и какую роль она играет в осуществлении привода от коробки передач к колесной оси.
Что такое дифференциал
Не многие из водителей знают, что правое и левое колесо проходят разное расстояние при езде. Обусловлено это явление тем, что при поворотах колеса прокручиваются под разным углом по отношению к полуоси. Внешнее на повороте проходит большее расстояние, чем внутреннее. Дифференциал распределяет крутящий момент между обоими колесами в зависимости от движения каждого из них. Если одно из колес по каким-то причинам перестает совершать обороты, его нагрузка идет на соседнее.
Неведущие оси не имеют между собой никакой связи, потому колеса вращаются независимо друг от друга. Соединены между собой полуоси ведущих колес. Привод устроен таким образом, что одна полуось и трансмиссия могут прокрутить оба колеса. На ровной дороге с хорошим покрытием – это практически не ощущается. А вот на пересеченной местности, скользкой или мокрой дороге отсутствие системы равномерного распределения крутящего момента дает знать о себе сразу. Дифференциал без блокировки вращает только ту полуось, на которой находится меньшее сопротивление.
Грубо говоря, дифференциал – это узел агрегата, распределяющий крутящий момент на колеса по полуосям.
Принцип действия
Система ограничения имеет следующие основные составляющие:
- непосредственно сам дифференциал;
- планетарная шестерня или, в простонародье, планетарка;
- хвостовик, который подходит к карданному валу.
Деталь соединяется с полуосью. Как правило, она устанавливается именно в задней части автомобиля. Конечно, в самом дифференциале имеется набор шестеренок и других деталей, но данного списка будет достаточно, чтобы понять, как работает механизм.
Если изначально дифференциал не оснащен ограничителем, буксирующее колесо будет брать на себя всю нагрузку, вращающий момент при этом не будет передаваться на второе.
Блокировка может активироваться вручную или автоматически. В любом случае колеса, оснащенные системой, будут при активации иметь одинаковую скорость вращения, что упрощает движение автомобиля.
Можно установить самостоятельно либо ручную, либо автоматическую систему. Главное, что процесс не займет много времени. С ним сможет справиться любой автолюбитель, обладающий базовыми навыками в ремонте автомобилей.
Где устанавливать
Если автомобиль заднеприводный, блокировку лучше устанавливать именно на заднем приводе. Но что делать в случае, когда внедорожник имеет полный привод. Эксперты утверждают, что и в этом случае блокировка будет более уместной именно на задней оси.
Но для увеличения сцепления колес с дорожным покрытием в наиболее сложных условиях, устанавливается блокировка заднего и переднего дифференциала.
Какой тип выбрать
Если вы решили установить блокировку дифференциала на свой автомобиль, следует определиться с ее типом. Существует два вида блокировки:
- полная;
- частичная.
Полная блокировка может осуществляться как вручную, так и автоматически. Частичная – только автоматически.
Частичная блокировка
Она является оптимальной для водителей со спокойной манерой езды по нормальным дорогам. Данный тип является более щадящим и для самого автомобиля, так как при его использовании осуществляется меньшая нагрузка на трансмиссию, нежели в случае с полной блокировкой. Она более удобна при езде, ведь в нужный момент включается самостоятельно без участия водителя.
Такая система может осуществляться при помощи следующих деталей:
- фрикционных дисков;
- косозубных шестерен.
Частичная блокировка имеет некоторые преимущества. Дело в том, что на бездорожье будет отмечаться некоторая степень пробуксовки колес. На ровной дороге полная пробуксовка будет приводить к преждевременному износу резины. К тому же придется дополнительно устанавливать еще и систему привода, которая будет принудительно приводить механизм в действие.
Данная система позволит частично увеличить сцепление при сложных дорожных условиях. Полная блокировка обеспечивает одинаковую скорость вращения полуосей. Кнопка будет обеспечивать управление блокировкой. После ее нажатия активизируется внешний источник, входящий в сцепление с замком.
Ручная блокировка
Преимущества ручной системы заключаются в том, что при обычном режиме с выключенным механизмом езда никак не изменяется. Водитель сам решает, когда ему включать систему ограничения крутящего момента. Это позволяет управлять автомобилем более точно в сложных дорожных условиях.
К недостаткам можно отнести следующие факторы:
- для включения блокировки приходится снимать с руля одну руку;
- своевременное отключение блокировки обязательно, в противном случае можно повредить весь дифференциал;
- установка отдельной системы включения блокировки вручную выльется в значительные затраты.
Автоматическая блокировка
Автоматическая система блокировки имеет свои нюансы, в частности – это необходимость настраивать ее под индивидуальною манеру езды водителя. Но отмечаются и следующие преимущества данного типа блокировки дифференциала:
- при включении механизма обе руки будут находиться на руле, при этом вождение осуществляется в обычном режиме, а блокировка работает только в нужные моменты без участия водителя;
- самостоятельная установка блокировки дифференциала будет осуществляться проще, чем в случае с ручной системой.
Но стоит отметить и наличие минусов такой системы. К ним относится лишний шум на дороге во время прохождения поворотов, а также, присутствие определенного щелчка каждый раз, когда срабатывает блокировка.
Какой тип выбрать
Если вы ездите в основном по городским дорогам, достаточно будет купить вискомуфту или дисковую муфту. Если езда часто является экстремальной и приходится продвигаться по пересеченной местности – нужно устанавливать принудительную полную блокировку. Этот вариант является наиболее дорогим. Но самостоятельная установка системы поможет значительно сэкономить средства.
Установка
Помимо самой системы блокировки придется покупать дополнительные аксессуары, а также некоторые изношенные детали, если речь идет об установке системы на не новое авто. Но каждый автолюбитель, у которого есть навыки в ремонте машины, сможет установить блокировку самостоятельно, что снижает стоимость примерно в два раза.
Для начала потребуются следующие инструменты:
- регулировочные кольца разных диаметров;
- измерительный инструмент для автомобиля.
Далее выполняем действия в следующем порядке:
- Устанавливаем машину над ямой и закрепляем домкратами.
- Откручиваем колеса.
- Снимаем барабаны.
- Откручиваем и вытягиваем полуоси.
- Затем – кардан.
- Демонтируем редукторы.
- Устанавливаем блокировку и проделываем все действия в обратном порядке.
Установка блокировки дифференциала в РФ является полностью законной, потому ее безбоязненно можно применять для повышения проходимости автомобилей различной массы.
Многие водители все чаще устанавливают системы на авто независимо от их модели и комплектации. Данный вариант эффективно устраняет недостатки механизма привода при распределении крутящего момента на колеса.
Вот видео, которое поможет установить систему самостоятельно на автомобиле: