Одна из основных систем в устройстве автомобиля - система охлаждения. Ее назначение - поддерживать оптимальную температуру масла, воздуха, отработанных газов в заданных производителем пределах и охлаждать детали агрегата, нагревающиеся при его работе.
Она, как правило, включает в себя радиатор рециркуляции газов и отопления, расширительный бачок, насос охлаждающей жидкости, датчик температуры, масляный радиатор, термостат и некоторые другие детали.
Причины возможных неисправностей и способы их устранения
Обязательно требуется проводить диагностику и, возможно, ремонт в следующих перечисленных случаях. Если появились трещины или прогорела прокладка блока цилиндров. Засорился радиатор в результате образования в нем накипи, ржавчины или попадания грязи извне. В случае если нарушена герметичность системы, ослаб приводной ремень насоса, не работает вентилятор радиатора, неисправны термостат или датчики температуры, уровень жидкости в системе упал ниже нормы.
Если система охлаждения дала сбой, необходимо выявить причину. Основные проблемы, которые могут возникнуть:
- Перегрев двигателя. В этом случае происходит падение давления моторного масла, большая его часть начинает выгорать, цилиндры и поршневая группа быстрее изнашиваются. необходимо проверить уровень охлаждающей жидкости по индикатору или визуально и довести его до нормы. Если двигатель долго работает при температуре выше нормы, поршни может заклинить и потребуется дорогостоящий ремонт агрегата. Как только будет замечен перегрев двигателя, необходимо безотлагательно проверить уровень охлаждающей жидкости по индикатору или визуально и довести его до нормы.
- Переохлаждение двигателя. Наиболее частой причиной снижения нужной температуры является неисправность термостата. Если мотор будет работать при таких условиях, это, опять же, приведет к более быстрому износу составляющих его деталей и потере мощности из-за ухудшения смазки. Обычно термостат не ремонтируют, а заменяют на новый.
- Увеличение расхода антифриза. Если жидкость, которая используется для охлаждения, расходуется больше положенного, то двигатель может прогореть, а из-за повреждения радиатора она может быстро вытекать.
- Протечка охлаждающей жидкостьи. Течь может быть внешней и внутренней. К первой относится течь через прокладку цилиндра, уплотнения регулятора холостого хода. В случае отсутствия герметичности соединений патрубков и шлангов, эта поломка исправляется путем подтяжки или замены их креплений. Их заменяют тогда, когда есть даже небольшая поломка.
- Если перестал работать вентилятор, необходимо проверить проводку и реле.
- Если радиатор перестал охлаждать жидкость, а наиболее часто это происходит из-за его засорения, необходимо почистить соты от пыли и грязи.
- Если пробуксовывается ремень привода насоса, вероятнее всего, что натяжение слабое или, наоборот, чрезмерное, да еще и замасленное. Во втором случае нужно почистить ремень. Для этого достаточно протереть ее ветошью, предварительно смоченной в бензине. При слабом натяжении ремня он будет быстро изнашиваться, нагреваться и расслаиваться, а при сильном начнут приходить в негодность подшипники генератора и насоса, перекачивающего жидкость. Сам ремень растянется и станет не пригодным.
- Если датчики зашкаливают, необходимо в ту же минуту заглушить двигатель и открыть крышку капота для того, чтобы он быстрее остыл. Не нужно сразу открывать радиатор, потому что горячая охлаждающая жидкость может нанести ожоги. Следует подождать минут двадцать, а не поливать двигатель холодной водой! Из-за этого может треснуть головка блока цилиндров. Прежде, чем приступать непосредственно к ремонту, убедитесь в том, что в системе охлаждения нет давления. После этого нужно долить до нормы антифриз в систему, проверить показания датчиков, работу вентилятора, равномерность нагрева шланга радиатора.
Советы, которые помогут содержать систему охлаждения в рабочем состоянии
Для того чтобы избежать дорогого капитального ремонта системы охлаждения своего автомобиля, необходимо следовать следующим рекомендациям:
- Ежедневно перед выездом куда-либо необходимо проверять уровень охлаждающей жидкости.
- Во время движения не забывать следить за показаниями датчиков и, в случае необходимости, сразу принимать меры по выявлению и устранению неполадок.
- Охлаждающая жидкость требует своевременной замены два раза в году или каждые 60 тысяч километров пробега транспортного средства.
- Один раз в год необходимо проверять в каком состоянии находятся приводные ремни.
- Каждый день проверять двигатель на появление утечек охлаждающей и других жидкостей.
- Ежегодно продувать радиатор, очищая его от накипи и отложений.