2.9. Проверка двигателя
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Очистите все компоненты двигателя. | 2. Удалите с блока цилиндров двигателя остатки прокладок, герметика, грязи, масла, смазочного материала и другие инородные материалы. | |
Проверка головки блока цилиндров
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Осмотрите головку блока цилиндров на отсутствие повреждений, трещин, утечек масла и охлаждающей жидкости. При необходимости, замените головку блока цилиндров. | | 2. Металлической линейкой и щупом в шести направлениях проверьте плоскостность головки блока цилиндров. При необходимости, перешлифуйте головку блока цилиндров. Максимальная перешлифовка: 0,1 мм | 3. Если неплоскостность превышает допустимые пределы, замените или перешлифуйте головку блока цилиндров. Замените или отремонтируйте головку блока цилиндров при наличии следующих дефектов: – прогоревшие седла клапанов; – повреждение сопрягаемой поверхности для установки впускного и выпускного коллекторов; – повреждение гнезд для установки масляных уплотнительных колец распределительных валов. | 4. Измерьте высоту головки блока цилиндров от нижней поверхности головки до поверхности установки прокладки крышки головки блока цилиндров. | | 5. Если высота головки блока цилиндров отличается от номинальных значений, замените головку блока цилиндров. Высота: TED: 133,9–134,1 мм BFD: 133,8–134,0 мм | | 6. Металлической линейкой и щупом в двух направлениях измерьте плоскостность сопрягаемых поверхностей коллекторов. Отклонение от плоскостности: не более 0,20 мм | 7. Если неплоскостность превышает допустимые пределы, замените головку блока цилиндров. | 8. Металлической линейкой и щупом в шести направлениях проверьте плоскостность сопрягаемой поверхности блока цилиндров. Отклонение от плоскостности: не более 0,20 мм | |
Проверка клапанов
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Осмотрите каждый клапан на выявление следующих дефектов: – повреждения или деформация стержня клапана; – повреждения тарелки клапана; – повреждения или неравномерный износ торца стержня клапана. | | 2. При необходимости, отремонтируйте или замените клапан. Высота кромки клапана: TED: 1,2 мм BFD: 1,0 мм | | 3. Измерьте длину каждого клапана. Длина клапана: Впускные клапана: TED: 10,2,92 мм BFD: 105,29 мм Выпускные клапана: TED: 101,42 мм BFD: 105,39 мм | | 4. Микрометром, в нескольких местах по высоте, измерьте диаметр стержня клапана. Диаметр клапана: Впускные клапана: 5,970–5,985 мм Выпускные клапана: 5,965–5,980 | | 5. Нутромером, в нескольких местах, измерьте внутренний диаметр направляющих втулок клапанов. Внутренний диаметр направляющих впускных и выпускных клапанов: 6,01–6,03 мм | | 6. Вычислите зазор между направляющей втулкой и стержнем клапана. Для этого вычтите наружный диаметр стержня клапана от внутреннего диаметра соответствующей направляющей втулки клапана. Зазор: Впускные клапана: TED: 0,050–0,060 мм BFD: 0,040–0,045 мм Выпускные клапана: TED: 0,030–0,065 мм BFD: 0,045–0,050 мм Предельно допустимое значение: 0,020 мм | 7. Если зазор превышает предельно допустимое значение, замените клапан и/ или направляющую втулку клапана. | | 8. Измерьте высоту выступания каждой втулки клапана. При необходимости, замените направляющую втулку клапана. Впускные клапана А: TED: 13,7–14,3 мм BFD: 16,8–17,4 мм Выпускные клапана: TED: 16,7–17,3 мм BFD: 18,1–18,7 мм | |
Предупреждение Направляющие втулки впускных и выпускных клапанов различны.
Проверка седла клапана ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
| 1. Проверьте рабочую поверхность и фаски седла клапана на отсутствие следующих дефектов: – шероховатость; – прогорание; – точечная коррозия; – трещины. | | 2. Специальным режущим инструментом под углом 45° восстановите рабочую кромку седла клапана. | | 3. Нанесите специальный состав синего цвета на рабочую фаску клапана и клапан и дайте высохнуть составу. | 4. Установите клапан в седло клапана, прижмите и проверните на 360°. Если синий состав не полностью удален с рабочей фаски клапана, замените клапан. Если синий состав не полностью удален с рабочей фаски седла клапана, повторно обработайте седло клапана. | | 5. Измерьте ширину рабочей фаски клапана. Ширина: TED: 1,98–2,69 мм BFD: 0,8–1,4 мм | | | 6. Проверьте глубину расположения рабочей поверхности седла клапана, измеряя ее в центре фаски клапана. Если клапан, установленный в седло клапана расположен слишком высоко, обработайте седло клапана разверткой с углом 63°, затем разверткой с углом 45°. Если клапан, установленный в седло клапана расположен слишком низко, обработайте седло клапана разверткой с углом 0°, затем разверткой с углом 45°. | 7. Используя специальный абразивный порошок, притрите клапана и седла клапанов. | | 8. Очистите клапана и седла клапанов от остатков абразивного порошка. | | 9. Установите клапан в головку блока цилиндров и измерьте выступание (размер L) стержня клапана по отношению к месту установки нижней части пружины клапана. | |
Проверка пружины клапана
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Осмотрите каждую пружину клапана на отсутствие трещин и повреждений. | | 2. Измерьте длину пружины в свободном состоянии. Установите пружину на плоскую горизонтальную поверхность и измерьте отклонение верхней части пружины от вертикальной плоскости. Длина пружины в свободном состоянии: TED: 46,7 мм BFD: 45,6 мм Предельно допустимое отклонение пружины от вертикальной плоскости: TED: 1,63 мм BFD: 1,59 мм | Проверка распределительного вала | 1. Установите первую и последнюю шейки распределительного вала на V-образные блоки. | 2. Установите измерительную головку индикатора часового типа на среднюю шейку подшипника распределительного вала и установите шкалу индикатора на 0. | | 3. Проверните распределительный вал и измерьте его биение. Предельно допустимое биение распределительного вала: 0,03 мм | 4. Проверьте распределительный вал на отсутствие неравномерного износа, трещин или повреждений. | | 5. В двух точках измерьте высоту каждого кулачка распределительного вала. Высота кулачков распределительного вала впускных клапанов: TED: 41,6949 мм BFD: 40,888 мм Высота кулачков распределительного вала выпускных клапанов: TED: 42,2369мм BFD: 40,688 мм | 6. В двух перпендикулярных направлениях измерьте диаметр каждой шейки распределительного вала. Номинальный диаметр: TED: 26,940–26,965 мм BFD: 25,940–25,965 мм Минимально допустимый диаметр: TED: 26,910 мм Предельно допустимая овальность: 0,05 мм | 7. Если износ шеек подшипников распределительного вала превышает предельно допустимое значение, замените распределительный вал. | 8. Измерьте зазор в подшипниках распределительных валов с удаленными гидравлическими компенсаторами клапанов. | 9. Очистите от смазки шейки подшипников распределительных валов, крышки подшипников и подшипники в головке блока цилиндров. | 10. Установите распределительные валы на головку блока цилиндров. . | 11. Для измерения зазора используйте пластиковый калиброванный круглый стержень Plastigage. Стержень Plastigage сжимается между подшипником и шейкой распределительного вала. После снятия крышки подшипника распределительного вала, деформированный пластиковый стержень Plastigage измеряется специальным шаблоном, который имеется в комплекте. Отрежьте кусочки пластикового стержня и расположите их на шейки распределительного вала | 12. После установки пластикового стержня не проворачивайте распределительный вал. | 13. В соответствии с маркировкой, установите крышки подшипников распределительных валов. | | 14. Установите болты крепления крышек подшипников и затяните их за 5–6 этапов. Момент затяжки: 11,3–14,2 Н•м | | 15. В определенной последовательности за 5–6 этапов выверните болты крепления крышек подшипников распределительных валов. | 16. Снимите крышки подшипников распределительных валов. | | 17. Измеряя шаблоном ширину деформированного пластикового стержня, определите зазоры в подшипниках распределительного вала. Номинальный зазор: 0,035–0,081 мм Предельно допустимый зазор: 0,15 мм | 18. Если зазор превышает предельно допустимое значение, замените головку блока цилиндров. | 19. Установите распределительные валы в головку блока цилиндров. | 20. Установите измерительный наконечник индикатора часового типа на торец распределительного вала. | 21. Переместите распределительный вал вдоль оси до упора в одну сторону. | 22. Установите стрелку индикатора часового типа на 0. | 23. Переместите распределительный вал вдоль оси до упора в другую сторону. | | 24. Прочтите показания на индикаторе часового типа, который показывает величину осевого люфта распределительного вала. Номинальный осевой люфт: 0,08–0,10 мм Предельно допустимый зазор: 0,20 мм | |
Проверка гидравлических компенсаторов зазоров клапанов
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Проверьте лицевую сторону гидравлических компенсаторов зазоров клапанов на отсутствие износа или повреждений и, при необходимости, замените их. | | 2. Заполните гидравлические компенсаторы зазоров клапанов чистым моторным маслом и сожмите их с двух сторон. Если гидравлический компенсатор зазоров клапанов сжимается, замените его. Никогда не пытайтесь восстанавливать или ремонтировать гидравлический компенсатор зазоров клапанов. | | 3. В диаметрально противоположных направлениях, измерьте диаметры цилиндров для гидравлических компенсаторов зазоров клапанов. Диаметр: 30,000–30,025 мм | 4. В диаметрально противоположных направлениях, на двух уровнях, измерьте диаметры гидравлических компенсаторов зазоров клапанов. Диаметр: 29,959–29,975 мм | | 5. Вычислите зазор между цилиндров гидравлического компенсатора зазоров клапанов и гидравлическим компенсатором. Если зазор превышает предельно допустимый, замените гидравлический компенсатор зазоров клапанов и/ или головку блока цилиндров. Номинальный зазор: 0,025–0,066 мм Предельно допустимый зазор: 0,180 мм | |
Проверка блоков цилиндров
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Проверьте блок цилиндров на отсутствие следующих повреждений: – местные повреждения или утечки; – трещины; – выработка цилиндров. | | 2. Металлической линейкой и щупом в шести направлениях проверьте плоскостность сопрягаемой поверхности блока цилиндров. Отклонение от плоскостности: 0,15 мм | | 3. Если неплоскостность превышает допустимые пределы, перешлифуйте блок цилиндров. Максимально допустимая перешлифовка: 0,20 мм. | 4. Если необходима перешлифовка блока цилиндров, на большую величину, замените блок цилиндров. | Предупреждение Перед перешлифовкой блока цилиндров измерьте высоту блока цилиндров от оси коленчатого вала до верхней сопрягаемой поверхности. | | 5. Измерьте диаметры цилиндров в диаметрально противоположных направлениях, в трех плоскостях по высоте цилиндров. Диаметр цилиндра: Номинальный: TED: 81,006–81,019 мм BFD: 78,006–78,019 мм Ремонтный +0,25 мм: TED: 81,256–81,269 мм BFD: 78,256–78,269 мм Ремонтный +0,50 мм: TED: 81,506–81,519 мм BFD: 78,506–78,519 мм | | 6. Для определения конусности цилиндра, измерьте диаметр цилиндра в верхней, средней и нижней частях. Предельно допустимая конусность: TED: 0,019 мм BFD: 0,15 мм Овальность: 0,019 мм | Проверка распылителей для охлаждения поршней | | 7. Подавая сжатый воздух в отверстие А распылителя, проверьте, что воздух выходит из отверстия В. Если воздух не проходит, замените распылитель. Давление воздуха: 245,3–301,4 кПа | 8. Проверьте наконечник распылителя масла на отсутствие загрязнения внутренних каналов. При необходимости, замените наконечник распылителя. | |
Проверка поршней
Предупреждение При замене поршня, также необходимо заменить поршневые кольца.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
| 1. Проверьте наружную поверхность поршня на отсутствие повреждений, выработки или неравномерного износа. При необходимости, замените поршень. | | 2. Измерьте наружный диаметр каждого поршня род углом 90° к поршневому пальцу, на расстоянии 21,5 мм в двигателе TED и на расстоянии 17,6 мм в двигателе BFD от нижнего края маслосъемного кольца. Диаметр поршня TED Номинальный 80,9540–80,9720, мм 1-й ремонтный (+0,25) 81,204–81,222, мм 2-й ремонтный (+0,50) 81,454–81,472, мм BFD Номинальный 77,954–77,974, мм 1-й ремонтный (+0,25) 78,204–78,224, мм 2-й ремонтный (+0,50) 78,454–78,474, мм | | 3. Вычислите зазор между поршнем и стенкой цилиндра, вычитая диаметр поршня от наибольшего диаметра цилиндра, в каждом цилиндре. Номинальный зазор: TED: 0,040–0,053 мм BFD: 0,032–0,065 мм Предельно допустимый зазор: 0,15 мм | 4. Если зазор превышает предельно допустимое значение, замените поршни на больший ремонтный размер и расточите цилиндры. | |
Проверка поршневых колец
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
| 1. Вставьте новое поршневое кольцо в канавку поршня и, щупом, измерьте зазор между поршневым кольцом и стенкой канавки. Зазор между поршневым кольцом и канавкой в поршне, 1-е компрессионное кольцо TED: 0,04–0,08, BFD: 0,030–0,065 Предельно допустимый зазор – 0,15 2-е компрессионное кольцо TED: 0,03–0,070, BFD:030–0,065 | 2. Если зазор превышает предельно допустимое значение, замените поршень. | 3. Проверьте поршневые кольца на отсутствие повреждений, износа или поломки. | 4. При необходимости, замените поршневые кольца. | 5. Измерьте зазор в замке поршневых колец, вручную вставив поршневое кольцо в цилиндр двигателя. | | 6. Днищем поршня протолкните поршневое кольцо в нижнюю часть цилиндра. | | 7. Щупом измерьте зазор в замке поршневого кольца. Зазор в замках поршневых колец: Первое компрессионное кольцо: 0,15–0,30 мм Второе компрессионное кольцо: 0,30–0,45 мм Маслосъемное кольцо: 0,20–0,70 мм Предельно допустимый зазор: 1,0 мм | 8. Если зазор превышает предельно допустимое значение, замените поршневые кольца. | |
Проверка поршневых пальцев
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
| 1. Измерьте диаметры отверстий для поршневого пальца в поршне, в двух диаметрально противоположных направлениях, четырех плоскостях. Диаметр: TED: 19,994–20,002 мм BFD: 19,998–20,000 мм | | 2. Измерьте диаметр каждого поршневого пальца, в двух диаметрально противоположных направлениях, четырех плоскостях. Диаметр: TED: 19,987–19,993 мм BFD: 19,974–19,980 мм | 3. Определите зазор поршневого пальца в поршне, вычитая диаметр поршневого пальца из диаметра отверстия для поршневого пальца. Зазор: TED: 0,001–0,015 мм BFD: 0,008–0,026 мм | 4. Если зазор превышает номинальное значение, замените поршень и поршневой палец. | |
Проверка шатунов
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
| 1. Измерьте внутренний диаметр головки шатуна. Внутренний диаметр головки шатуна: TED: 20,003–20,013 мм BFD: 19,943–19,961 мм | 2. Определите зазор поршневого пальца в шатуне, вычитая диаметр поршневого пальца из диаметра отверстия головки шатуна. Зазор: TED: 0,010–0,027 мм BFD: 0,013–0,037 мм | 3. Если зазор превышает номинальное значение, замените втулку в верхней головке шатуна. | | 4. Проверьте изгиб каждого шатуна. | 5. При необходимости, замените шатуны. Замену шатуна проводите совместно с крышкой шатуна. | |
Проверка коленчатого вала
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Проверьте шейки коренных и шатунных подшипников коленчатого вала на отсутствие износа и выработки. | 2. Проверьте смазочные отверстия коленчатого вала на отсутствие засорения. | 3. Установите первую и последнюю шейки коренных подшипников коленчатого вала на V-образные блоки. | | 4. Установите измерительную головку индикатора часового типа на среднюю шейку подшипника коленчатого вала и установите шкалу индикатора на 0. Проверните коленчатый вал и измерьте его биение. Если биение превышает номинальное биение, замените коленчатый вал. Биение: 0,04 мм | | 5. Микрометром измерьте диаметры шеек коленчатого вала в двух диаметрально противоположных направлениях. | 6. При наличии выработки или овальности, перешлифуйте коленчатый вал. | 7. Перешлифовку шеек коленчатого вала проводите только до следующего ремонтного размера. | 8. Если коленчатый вал перешлифован на ремонтный размер +0,50 мм, проведите термообработку вала для увеличения его долговечности. Диаметры шеек коренных подшипников коленчатого вала: 1-й ремонтный размер (+0,25 мм): TED: 54,688–54,706 BFD: 49,688–49,706 2-й ремонтный размер (+0,50 мм): TED: 54,438–54,456 BFD: 49,438–49,456 3-й ремонтный размер: (+0,75 мм): TED: 54,188–54,206 BFD: 49,188–49,206 Диаметры шеек шатунных подшипников коленчатого вала: 1-й ремонтный размер (+0,25 мм): TED: 44,690–44,708 BFD: 39,960–39,706 2-й ремонтный размер (+0,50 мм): TED: 44,440–44,458 BFD: 39,440–39,456 3-й ремонтный размер (+0,75 мм): TED: 44,190–44,208 BFD: 39,190–39,206 | |
Проверка шатунных и коренных вкладышей
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
| Проверьте шатунные и коренные вкладыши на отсутствие местной коррозии, выработки и других повреждений. При необходимости, замените вкладыши. | |
Проверка зубчатого ремня
Предупреждение Сильно не перегибайте зубчатый ремень и не меняйте направление его вращения. Не позволяйте маслу и смазочному материалу входить в контакт с зубчатым ремнем, так как это приведет к его разрушению.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
| 1. Замените зубчатый ремень, если он загрязнен маслом или смазочным материалом. | | 2. Проверьте зубчатый ремень на отсутствие повреждений, износа, расслоения, трещин на зубьях и в основании зубьев, а также на дефекты на торцах и обратной стороне ремня. При наличии дефектов, замените зубчатый ремень. | |
Механизм натяжения зубчатого ремня и направляющий ролик
Предупреждение Не проводите чистку ролика механизма натяжения или направляющего ролика зубчатого ремня с использованием очищающих жидкостей. Допускается притирание роликов чистой мягкой ветошью. Не поцарапайте рабочие поверхности роликов, так как это приведет к преждевременному износу зубчатого ремня.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
| | Проверьте ролик механизма натяжения и направляющий ролик на плавность вращения и отсутствие шума при вращении. При необходимости, замените ролик механизма натяжения или направляющий ролик. | |
Пружина механизма натяжения
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
| Измерьте длину пружины механизма натяжения в свободном состоянии. Если длина пружины отличается от номинального значения, замените ее. Длина пружины в свободном состоянии TED: 35.6 мм BFD: 59,5 мм | |
Шкифы распределительных валов
Предупреждение Не проводите чистку шкивов с использованием очищающих жидкостей. При необходимости, используйте для их очистки чистую мягкую ветошь. Не поцарапайте рабочие поверхности шкивов, так как это приведет к преждевременному износу зубчатого ремня.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
| Проверьте зубья шкивов на отсутствие износа и повреждений. При необходимости, замените шкивы. | |