Некоторые автовладельцы думают, что амортизаторы – всего лишь дополнительный способ обеспечения комфортной езды, так как, отвечая на вопрос, какие детали конструкции машины важны для безопасной езды, большинство вспоминает ремни и подушки безопасности, тормоза, рулевое управление, шины, фары, но при этом напрочь забывают об амортизаторах. И зря, потому что функции этого немаловажного элемента подвески автомобиля непосредственно связаны с тем как обеспечивается контакт колеса автомобиля с дорожным покрытием, т. е., с общей управляемостью автомашины и безопасностью всех участников движения.
В каждой подвеске есть упругие элементы, предназначенные для того, чтобы смягчать удары и толчки так, чтобы в дальнейшем они не передавались на кузов автомашины. Это могут быть и торсионы, рессоры, пневматические, резиновые или гидропневматические подушки, но в большинстве случаев это - витые пружины. В более ранних конструкциях автомашин упругими деталями подвески в большинстве случаев являлись листовые рессоры, колебания которых гасились довольно быстро за счет значительного трения между листами. Во второй половине двадцатого века широкое распространение получили пружинные подвески, в которых почти отсутствует внутреннее трение. Когда происходит наезд на какой-либо бугорок, колесо автомашины подбрасывает вверх, и тогда пружина сжимается, поглощая при этом энергию толчка. После этого пружина распрямляется обратно, а в подвеске начинает происходить колебательный процесс, и когда, в конце концов, будет израсходована вся энергия, запасенная пружиной, этот колебательный процесс угаснет. Так как, жесткая пружина сжимается гораздо хуже, то соответственно она поглощает меньше энергии, но при этом сильнее передает толчки на кузов автомобиля, снижая комфортабельность поездки. Соответственно, чем мягче будет пружина, тем больше она будет сжиматься и тем больше поглотит энергии. Если не принимать специальных мер, то энергия, запасенная в пружине, будет расходоваться медленнее и будет идти лишь на то, чтобы преодолеть внутреннее трение в подвеске и пружине. И за это время автомашина успеет наехать на огромное количество новых ямок, бугорков и прочих неровностей; совершенно понятно, что возникающие новые и новые колебания так и не смогут затухнуть, и автомобильное колесо будет беспорядочно подпрыгивать, постоянно теряя контакт с дорожным покрытием. Поэтому и пришлось изобретать особые элементы ходовой части - амортизаторы – для того, чтобы погасить эти колебания. Основная задача амортизаторов рассеивать энергию толчков, которую поглощают пружины. Сейчас гидравлические амортизаторы на современных легковых автомашинах полностью вытеснили пружинные и фрикционные амортизаторы.