Содержание [скрыть]
С того момента, как на дороги вышли автомобили с электронной системой управления двигателем (ЭСУД), то есть автомобили, управляемые компьютером, основой ремонта систем зажигания и подачи топлива стала диагностика. То есть подключение напрямую к электронному блоку управления (ЭБУ) и считывание с него показаний. Проверка информации об ошибках и неисправностях. И с того же момента каждый водитель начал мечтать о возможности делать это самостоятельно, ведь сеанс такой диагностики компьютера, удовольствие недешёвое.
Да и не везде доступное. Со временем, разработчики создали линейку бортовых компьютеров (БК). По сути, это диагностическая приставка, связанная с ЭБУ. Она имеет различные функции. Для «Приоры» бортовые компьютеры имеются двух типов:
- Встроенные в комбинацию приборов.
- Устанавливаемые отдельно.
О них сейчас и речь.
Бортовые компьютеры, устанавливаемые в панель
Самая большая трудность в установке таких устройств на «Приору» заключается в отсутствии штатной проводки. Все предыдущие «инжекторные» модели ВАЗ начиная с ВАЗ-2110, имели в районе часов на панели приборов, специальный разъём. Он был адаптирован для установки бортового компьютера. То есть достаточно вытащить часы из «бороды», достать уложенный за ними разъём под БК, и подключив его вставить на это место уже компьютер.
Увы, на «Приоре» так просто решить проблему не получиться. Придётся подключать каждый, ну почти каждый, провод, адресно. Выручает то, что выпускаемые в настоящее время переходники с разъёмом изготовлены по одному стандарту.
Наиболее популярным на данный момент, является БК «Мультитроникс RI-500» Вот его установку и стоит рассмотреть. Размещается этот аппарат в специальном отсеке, прямо под магнитолой. Он отлично туда входит. Необходимо только проделать отверстие в задней пластмассовой стенке. И распределить провода. Итак.
- Диагностический провод синего цвета из колодки вставить в гнездо «В» разъёма диагностики. Он находится на задней стенке «бардачка» (перчаточного ящика).
- В отверстие «1» разъёма, подключить жёлтый провод от БК.
- И вывести зелёный провод от колодки, до отсека предохранителей, подключив его к розовому проводу 31-го контакта. Это датчик топлива.
- Чёрный провод на «массу» машины.
На «Приоре» нет нужды выводить датчик температуры в салоне. Для этого есть штатное устройство. Провод от него вывести к БК.
Когда подключение окончено, не вставляя прибор на место, включить его. Завести «Приору» проверить выдаваемые параметры, согласно инструкции. Ну и если всё соответствует нормам, заглушить машину и установить бортовой компьютер «Приоры» в нишу. Хорошо закрепить. Вот и всё.
Таким же образом, ставится и БК ставится и бюджетный вариант «Матрикс». Сложность в том, что он устанавливается на место штатных часов. А для этого, придётся демонтировать всю верхнюю часть панели в центре «торпеды» Выкрутив несколько саморезов. Зато, удобнее подключить питание БК от колодки часов. В остальном, порядок тот же что и у предыдущей модели.
Бортовой компьютер в комбинации приборов
Ну и немного об интересном варианте. Стоит предупредить сразу. Это дорогое удовольствие. Ведь придётся поменять не просто комбинацию, которая сама по себе стоит дорого, а на ещё более дорогую. Примерно на 25—30%. Это комбинация приборов «Приоры» марки «Гамма».
Но оно того стоит. Дело в том, что, по сути, «Приора» имеет в штате примитивный БК. Он только не может считывать данные с электронного блока управления. А в остальном, довольно удобен. В окошке дисплея можно выбрать следующие параметры:
- Время.
- Пробег.
- Расход топлива.
- Прогнозируемый пробег.
- Зарядка аккумулятора.
- Суточный пробег.
- Температура воздуха.
Управляется всё это клавишами на подрулевом переключателе дворников. Это очень удобно. Благодаря такому раскладу всё что понадобится при замене штатной панели, это вывести всего один провод на разъём диагностики. И можно наслаждаться комфортным движением.
Небольшое, полезное видео, по установке «Мультитроникс»: