Содержание [скрыть]
К сожалению, даже самые надежные агрегаты и узлы автомобиля рано или поздно выходят из строя. И, каким бы качественным ни был материал, из которого изготовлены комплектующие машины, со временем они изнашиваются по ряду причин.
В данном случае речь пойдет о таком узле, как шарнир равных угловых скоростей, то есть – ШРУС. Этой деталью на сегодня оснащен практически каждый современный автомобиль. ШРУС, по большому счету, отвечает за движение автомобиля. То есть – передает крутящий момент от коробки передач к ведущим колесам. Шарнир имеет довольно длительный срок эксплуатации, но плохие дороги и незнание элементарных принципов правильного управления машиной буквально «убивают» этот узел, и он начинает хрустеть, стучать, а при отсутствии ремонта машина приходит в аварийное состояние.
Зачем нужен ШРУС, и как он устроен
ШРУСы устанавливаются исключительно на переднеприводные автомобили. На ведущем мосту имеется два внешних и два внутренних шарнира, и из строя может выйти каждая из четырех деталей. Внутренние и внешние узлы различаются по своей конструкции совсем незначительно. В целом они имеют следующее устройство:
- корпус, в котором расположены канавки;
- канавки имеют нижнюю и верхнюю часть;
- в корпус вставляется нижняя часть ШРУСа в виде сферического кулачка с ведущим валом;
- сепаратор с шестью шариками.
Простое строение шарнира позволяет добиться максимальной плавности автомобиля во время движения, и одновременно обеспечивает надежность данного узла.
Производители ШРУСов заботятся о том, чтобы эта комплектующая часть автомобиля имела отличные эксплуатационные характеристики, потому все детали узла изготовлены из прочных, качественных материалов. Тем не менее трение и значительные нагрузки приводят к тому, что оставляющие шарнира со временем изнашиваются, что становится причиной его полной замены, или некоторых составляющих ШРУСа.
Признаки поломки ШРУСа
Как показывает практика и рекомендуют специалисты, не нужно ждать критической ситуации и допускать полной поломки узла, так как проблемы в работе ШРУСа при отсутствии ремонта нередко приводит к серьезным неисправностям подвески. В конце концов, автомобиль будет неадекватно реагировать на действия водителя и рано или поздно просто остановиться в дороге.
Многие водители спорят о том, как определить, какой ШРУС хрустит. Сделать это несложно при знании некоторых моментов в работе системы привода. Гораздо важнее ознакомиться с основными признаками неисправности любого из ШРУСов, установленных на переднем мосту подвески автомобиля.
К таким признакам относятся:
- характерный хруст при повороте, резком ускорении, изменении динамики движения;
- незначительные рывки во время ускорения и переключения передач;
- если вручную двигать вал, расположенный между двумя шрусами, ощущается заметный люфт.
Причины поломки
Хруст в ШРУСе – достаточно распространенное явление для отечественных автомобилей, и не стоит удивляться, если в один прекрасный день он появляется, даже если деталь менялась не так давно, или автомобиль имеет только максимально качественные комплектующие от лучших мировых производителей.
Но есть и другие распространенные причины, оп которым эта важная деталь может выйти из строя:
- прорыв пыльника и его несвоевременная замена, в результате чего пыль, влага и мусор с дороги попадают вовнутрь узла. Из-за этого детали изнашиваются в разы быстрее, на их поверхностях появляются царапины и трещины;
- установка некачественных деталей от китайских производителей, иногда и отечественные изготовители грешат производством деталей из дешевых сплавов. Такие комплектующие служат гораздо меньше, особенно – в условиях плохих дорог;
- детали ШРУСа функционируют в условиях повышенных нагрузок, подвержены сильному трению, часто – функционируют при повышенных температурах;
- неправильное управление автомобилем в тяжелых эксплуатационных условиях.
Как определить
Итак, владелец авто уверен в том, что ШРУС подлежит замене, так как присутствуют основные признаки поломки данного узла. Но как определить, какой ШРУС неисправен? Не нужно быть гением для того, чтобы понять: прежде чем ремонтировать или менять деталь, следует определить, какой именно из ШРУСов хрустит.
Именно поэтому следует произвести следующие простые действия, дабы убедиться в том, какой из ШРУСов вышел из строя:
- ставим автомобиль на возвышенность;
- поочередно дергаем ось у каждого из шарниров;
- если при этом наблюдается люфт, именно этот узел неисправен;
- в том случае, когда ШРУС стучит, он подлежит полной замене, так как его выработка является критической.
Дополнительно проверить узлы можно и следующим способом: при движении автомобиля разворачиваем руль в разные стороны. Стучать или хрустеть будет вышедшая из строя деталь, что станет достаточно ощутимо.
Можно ли ездить
Многие задаются вопросом, если ШРУС хрустит: можно ли ездить? Есть два варианта неисправности шарнира:
- ШРУС хрустит только на поворотах. В этом случае ездить можно, но очень аккуратно и недолго, разве что – только до магазина запчастей и механика.
- Если звук слышен и вовремя езды по прямой, ехать на машине нельзя.
Вывод
У хорошего механика замена шарнира займет максимум час. Но не следует доводить деталь до состояния полной поломки, так как в большинстве случаев, как только ШРУС начинает хрустеть, его детали можно заменить частично. Либо – просто поменять в нем смазку, что обойдется автолюбителю на порядок дешевле.