Содержание [скрыть]
Более 90% современных легковых автомобилей выпускаются с приводом на передние колеса. Такая система широко распространена в различных типах транспорта: от малолитражек и машин гольф-класса до полноразмерных седанов, легковых универсалов и микроавтобусов.
Переднеприводные автомобили проще и дешевле в изготовлении, обладают высокой курсовой устойчивостью, менее склонны к заносам, а тяжелая передняя часть машины надежней прижимает ведущие колеса к дорожному полотну, повышая управляемость.
В переднеприводных автомобилях крутящий момент от двигателя внутреннего сгорания через дифференциал (коробку передач) передается на два передних колеса с помощью осей, на которых установлены шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы). Структурно шарнир состоит из чашеобразного корпуса, в котором расположены сепаратор с подшипниками и внутренняя обойма. Такая конструкция ШРУСа обеспечивает стабильную передачу вращательного движения независимо от угла, на который повернуты колеса.
Однако негативной особенностью конструкции являются повышенные нагрузки на элементы и узлы привода, что в итоге приводит к более частым ремонтам. В частности, под постоянными серьезными нагрузками находятся ШРУСы. И хотя они изготовлены из особо прочных металлов и обладают значительным запасом надежности, из-за трения и ударов, приходящихся на переднюю подвеску, ШРУСы периодически выходят из строя.
Диагностика неисправностей
Для проверки состояния ШРУСов следует вывернуть передние колеса на максимально возможный угол, после чего нужно тронуться с места. Если будет слышен резкий металлический хруст — шарнир требует неотложной замены. Также признаком скорого ремонта ШРУСов являются рывки автомобиля во время разгона при прямолинейном движении.
Другим способом диагностики шарниров является визуальный осмотр узла и проверка люфта приводов на поддомкраченной или вывешенной на подъемнике машине.
Причины неисправности ШРУСов
Помимо естественного износа деталей, срок службы шарниров резко сокращается по следующим причинам:
- Неправильная установка деталей при очередном ремонте;
- Недостаток смазки или использование неподходящих смазочных материалов;
- Замена оригинальных деталей на аналоги сомнительного качества;
- Попадание в узел пыли и грязи через поврежденные защитные пыльники;
- Регулярное передвижение по разбитым дорогам;
- Неаккуратный и агрессивный стиль вождения.
Кроме того, при покупке нового шарнира, к сожалению, нельзя исключить случаи возникновения заводских дефектов: иногда новый ШРУС начинает хрустеть сразу после замены.
Замена пыльников
От негативных воздействий внешней среды шарниры защищены специальными пыльниками, которые представляют собой гофрированный чехол из резины или гибкого полимера. Материал пыльника устойчив к воздействию влаги, отрицательных температур, а также к растяжению и скручиванию, однако именно эта деталь оказывается самым слабым местом узла. Необходимо регулярно проводить визуальный осмотр пыльников внешних и внутренних шарниров. Трещины и разрывы защитной гофры недопустимы, ведь малейшее попадание пыли, воды и грязи значительно ускорит выход ШРУСа из строя. Также поводом для замены пыльника являются брызги и потеки смазки, свидетельствующие о потере герметичности соединения.
Стоимость защитного пыльника невелика, однако, для его замены требуется демонтаж шарнира, а для внутренней стороны еще и привода в сборе, что увеличивает цену ремонта на станциях техобслуживания.
Подходящим вариантом может стать самостоятельная замена пыльника ШРУСа, которая выполняется в следующей последовательности:
Автомобиль фиксируется стояночным тормозом, под задние колеса устанавливаются упоры. Ослабляется ступичная гайка, после чего машина поднимается на домкрате. Снимается переднее колесо, откручиваются болты крепления шаровой опоры к поворотному кулаку. Ступица вместе с передней стойкой аккуратно отводится в сторону и цапфа наружного ШРУСа вынимается из отверстия ступицы.
Замена пыльника наружного шарнира производится прямо на автомобиле, в случае с внутренним пыльником необходимо снять привод полностью, отсоединив его от коробки скоростей.
Для замены пыльника требуется демонтаж соответствующего ШРУСа, что дает возможность оценить состояние гранаты и при необходимости заменить деталь.
Получить наглядное представление о процедуре замены ШРУСов и их пыльников можно из следующего видеоматериала:
Замена внешнего ШРУСа
Для демонтажа наружного шарнира защитный чехол снимается со ШРУСа и передвигается на вал (при значительных повреждениях пыльник уместнее срезать по частям). С помощью деревянной проставки или специальной выколотки наружный шарнир сбивается с вала.
Эту операцию значительно упрощает использование специального съемника. С помощью фиксирующего крепежа он устанавливается на вал, затем за счет вращения выталкивающих болтов ШРУС стягивается с привода.
После того как шарнир снят, оценивается состояние стопорного кольца и при необходимости устанавливается новое. Если планируется использование имеющегося ШРУСа, он промывается в керосине или бензине и проверяется на отсутствие дефектов.
Иногда при попытке демонтажа граната рассыпается, и корпус шарнира или его часть остается на валу привода. В этом случае может потребоваться применение ножовки по металлу или болгарки для удаления детали. После применения таких инструментов нужно обязательно проверить геометрию вала, отсутствие механических повреждений и дефектов на шлицах.
Когда ШРУС полностью демонтирован, на вал надевается защитная гофра, в шарнир и пыльник набивается специальная смазка.
ШРУС устанавливается на вал и аккуратными ударами молотка через проставку набивается на полуось. На установленный шарнир надевается пыльник, после чего затягиваются фиксирующие хомуты. Цапфа ШРУСа вставляется в отверстие ступицы, затем в обратном порядке устанавливаются детали подвески: запрессовывается наконечник рулевой тяги, шаровая опора крепится к поворотному кулаку, затягивается новая ступичная гайка, устанавливается переднее колесо.
Замена внутреннего ШРУСа
Для такого ремонта необходимо полностью демонтировать соответствующий привод.
Перед этой операцией потребуется слить из КПП трансмиссионное масло. Альтернативным вариантом является использование специальных пластиковых заглушек, которые вставляются вместо снятой внутренней гранаты. При таком способе можно отделаться минимальными потерями масла из дифференциала.
После того как наружный шарнир вынут из ступицы, следует, удерживая приводной вал, выдернуть его из коробки передач. При возникновении трудностей можно аккуратно отжать внутренний ШРУС от КПП с помощью плоской монтировки.У некоторых автомобилей правый (более длинный) привод имеет дополнительный узел крепления к задней части блока двигателя, который также необходимо открутить.
Приводной вал фиксируется в тисках, раскрываются хомуты, и снимается защитный пыльник внутреннего шарнира. Вынимается стопорное кольцо и внутренняя граната сбивается с вала.
Исправная деталь очищается от старой смазки для последующей установки, если обнаружены дефекты – необходимо заменить шарнир. В ШРУС и надетый на вал новый пыльник обильно закладывается смазка, после чего шарнир устанавливается на полуось до фиксации с характерным щелчком. Защитный пыльник надевается на гранату и тщательно закрепляется новыми хомутами.
Собранный привод устанавливается на автомобиль, затем монтируются элементы передней подвески, рулевого управления и передние колеса. После окончания сборки в КПП заливается масло соответствующего типа.
Замена пыльника без снятия ШРУСа
Пыльники приходят в негодность значительно быстрее, чем остальные элементы привода. Необходимость трудоемкой разборки практически всей передней подвески для замены одной защитной резинки вызывает много негативных эмоций.
Современные инженерные решения привели к разработке альтернативного способа замены пыльников без демонтажа самих ШРУСов.
Главным инструментом для такого ремонта является пневматический съемник оригинальной конструкции. Если имеется возможность применить данное оборудование, то замена защитных пыльников внешних и внутренних гранат выполняется гораздо проще.
На отсоединенном конце привода снимаются хомуты, и срезается старая гофра. ШРУС промывается прямо на валу и заполняется новой смазкой. Новый пыльник надевается на спицы пневмосъемника, который под давлением около 9 атмосфер растягивает резиновую деталь. Растянутый пыльник через ШРУС одевается на вал, после чего лепестки инструмента сводятся и он вынимается наружу. В установленный пыльник добавляется смазка, и он фиксируется на гранате хомутами. Такой метод ориентирован, в первую очередь, на владельцев автомобилей с неразборными шарнирами равных угловых скоростей.
Однако есть некоторые сомнения в способности обычных пыльников из автомагазина успешно переносить такие растяжения. Возможно, для этого варианта замены потребуются защитные чехлы определенного производителя, разработанные специально для подобной методики ремонта. Особенности использования пневматического съемника пыльников ШРУСов можно посмотреть в следующем видео:
Хотя производители заявляют для новых автомобилей гарантийный срок службы ШРУСов до 100 тысяч километров пробега, практика показывает, что данные элементы выходят из строя гораздо чаще (особенно это касается внешних гранат). Регулярный осмотр и профилактические мероприятия позволяют отдалить необходимость замены, но не исключают полностью возможность внезапной поломки.
Понимание процедуры замены шарниров равных угловых скоростей и защитных пыльников может быть полезно в разных ситуациях:
- если авторемонтные мастерские по какой-либо причине недоступны;
- в случае ограниченных финансовых возможностей (ведь стоимость работ по замене ШРУСа добавляет несколько тысяч рублей к цене самих деталей);
- когда требуется проконтролировать правильность выполнения работ и качество ремонта.
Работа по замене ШРУСов не отличается особой сложностью и при учете всех особенностей и наличии необходимого инструмента вполне выполнима собственными руками в гаражных условиях.