Содержание [скрыть]
Одной из наиболее важных характеристик всегда была поворачиваемость автомобиля. Смысл термина предполагает уровень сопротивляемости автомобиля выполнению маневра поворота. Чем выше характеристика, тем меньше усилий необходимо для изменения траектории движения машины. Если использовать технически точные определения, то это зависимость глубины входа в поворот от приложенной боковой силы, приложенной к колесам.
Зачем оценивать поворачиваемость автомобиля
Прежде всего, от правильной регулировки поворачиваемости зависит устойчивость машины, особенно на высокой скорости при движении по траектории с глубокими поворотами. В таких условиях боковые возмущающие усилия возрастают пропорционально скорости движения, и запаса статической устойчивости уже не хватает.
Автомобиль начинает рыскать, и по достижении определенной критической скорости даже подработка рулем не может удержать его на заданной линии движения. Малейшая ошибка приведет автомобиль с избыточной поворачиваемостью к резкому уменьшению радиуса поворота, далее следует занос и опрокидывание.
Различают несколько основных типов поворачиваемости, принципиально влияющих на поведение автомобиля:
- избыточная поворачиваемость автомобиля, как правило, авто поворачивает быстрее и глубже, чем предполагалось поворотом рулевого колеса;
- недостаточная поворачиваемость автомобиля выражается в незначительной реакции, слабом изменении курса в ответ на такой же поворот руля.
- нейтральная степень поворачиваемости в чистом виде, подвеска автомобиля полноценно отрабатывает перемещение рулевой рейки.
Заднеприводные машины потенциально имеют склонность к недостаточной поворачиваемости. Несмотря на дополнительное подруливание, кривизна поворота увеличивается недостаточно. Задние колеса отстают и проходят поворот по дуге с более коротким радиусом. Сцепление переднего моста с поверхностью асфальта хуже заднего.
Переднеприводные машины, благодаря изменению наклона осей поворотных колес, склонны к повышенной или избыточной поворачиваемости. Более нагруженный передок благодаря функции ведущей-тянущей пары дополнительно изменяет наклон колес в сторону условного центра дуги поворота и быстрее набирает необходимую кривизну движения.
На практике поворачиваемость зависит от нескольких факторов:
- Угла установки развал-схождения передних колес.
- Величины угла кастора.
- Направления реакции шин и подвески на поперечный крен кузова автомобиля.
Положительный угол развал – схождения при повороте компенсирует смещение, вызванное боковой силой.
Крен кузова заставляет стойку выворачивать задние и передние колеса с внутренней стороны по соответствующей дуге, тем самым резко увеличивает радиус кривизны траектории движения машины.
Методы установки недостаточной поворачиваемости автомобиля
Стандартными способами при проектировании автомобиля в конструкцию закладываются нормы недостаточной поворачиваемости. Благодаря этому, усилие на рулевой колонке выше и, соответственно, чувствительность к ошибкам управления или неровностям на дороге значительно меньше.
В первую очередь угол кастора выбирается в оптимальных пределах, как правило, не более 1,6о, при более высоких углах подвеска передних колес требует применения специальных компенсационных механизмов. Но такие решения тоже применяются, например, в автомобилях концерна Mercedes-Benz кастор может достигать 10-12о.
Следующим способом избавиться от излишней поворачиваемости стало снижение высоты положения центра тяжести с одновременным увеличением радиуса колес и уменьшением клиренса автомобиля. Таким образом, точка приложения силы реакции опоры относительно горизонтальной линии, проходящей через центр тяжести, сместилась в область отрицательных значений, что позволило избавиться от креновой компоненты увеличения поворачиваемости.
Если конструкцией авто было невозможно выполнить вышеприведенные мероприятия, использовали более радикальный метод. Ради увеличения управляемости машины пришлось жертвовать комфортом и устанавливать более жесткие пружины и амортизаторы. Вдобавок увеличенная жесткость подвески предупреждала продольное и поперечное раскачивание кузова на высоких скоростях и даже помогала входить в поворот с искусственно вызванным заносом, что повышало маневренность авто даже с пониженной поворачиваемостью.
Как можно снизить поворачиваемость автомобиля собственными руками
В автомобилях с пробегом повышенная поворачиваемость вызывается не конструктивными дефектами машины, а значительным износом основных узлов подвески, в том числе шаровых опор, пальцев и поворотных шарниров рулевых реек.
Кроме перечисленного, большой вклад в повышенную поворачиваемость вносит снижение жесткости пружин, рессор, деформация балки поперечного стабилизатора.
Но в целом для снижения избыточной поворачиваемости признано эффективным:
- снижение высоты клиренса установкой более коротких и жестких пружин;
- замена штатных амортизаторов на усиленные варианты;
- ревизия и восстановление полноценной работы рулевого механизма с редуктором и рейкой.
В завершение
Ликвидировать избыточную поворачиваемость возможно только при отсутствии деформаций силовых элементов кузова. Бороться с избыточной поворачиваемостью следует только при полностью исправных и отрегулированных узлах подвески. Но сама задача не столь сложна, как может показаться с первого взгляда.
Еще немного информации найдете на видео: