Содержание [скрыть]
Являясь крайне важным элементом автомобильного двигателя, стартер обеспечивает ему возможность пуска поворотом ключа зажигания. Конечно, если он полностью исправен, а аккумулятор заряжен. Естественно, что, как и любой электродвигатель, автомобильный стартер требует достаточно бережного отношения и периодического проведения профилактических мероприятий. Так, в процессе эксплуатации следует помнить о кратковременном режиме его работы – не более 15 секунд, а при неудачной попытке пуска перерыв должен составлять не менее 30 секунд.
Достаточно важное значение в конструкции принадлежит такому элементу, как бендикс, в случае выхода которого из строя завести двигатель окажется невозможно. О поломке свидетельствует характерный металлический звук при попытке завести двигатель. Несмотря на то, что электромотор находится в полностью исправном состоянии, поломка бендикса делает пуск двигателя невозможным. Как правило, ремонт бендикса проводить нецелесообразно, и при возникновении проблем с ним куда проще осуществить его замену на новый – это предотвратит разбалансировку внутренних механизмов и существенно продлит срок его эксплуатации.
Зачем стартеру бендикс
Бендикс, или обгонная муфта, служит для передачи вращения от стартера к коленчатому валу двигателя и его раскрутки. Конструкция бендикса такова, что после успешного пуска двигателя и начала его самостоятельного вращения, его шестеренка разъединяется с коленвалом, и работа стартера прекращается. Несмотря на качественную сталь, из которой изготавливается бендикс, его зубья со временем изнашиваются, что приводит к трудностям при попытках завести автомобиль – шестеренка просто проскальзывает, и оказывается не в состоянии зацепить маховик коленвала.
О проблемах с бендиксом красноречиво свидетельствует такая ситуация, когда при повороте ключа зажигания стартер начинает вращение, но коленвал остается неподвижным, и запуска двигателя не происходит. Для самостоятельной диагностики обгонной муфты многие автовладельцы применяют простой, но неординарный метод. После демонтажа стартера и его фиксации в тисках он подключается к аккумулятору. Берется деревянный брусок и упирается в бендикс работающего стартера. Если он полностью работоспособен, брусок начнет стачиваться, если же бендикс застопорится, а стартер продолжит вращение, обгонную муфту придется заменить на новую.
Замена бендикса своими руками
Если принято решение менять обгонную муфту самостоятельно, следует быть готовым к определенным трудностям. Первое, что может вызвать некоторое затруднение – демонтаж стартера. Он крепиться к двигателю в трех точках, к одной из которых можно добраться только снизу автомобиля. Для этого потребуется либо подъемник, либо яма. После того, как стартер снят, потребуется сбить обе стопорных шайбы. Манипуляция это достаточно трудоемкая, и даже профессионалы, «вооруженные» большим количеством специального инструмента тратят на это немало времени и сил.
Пытаться ремонтировать старый бендикс на стартере не стоит. Это связано с тем, что ресурс работы всех деталей в одном узле примерно одинаковый, и, если износилась одна из шестеренок, практически гарантировано следом «полетит» и следующая. К слову, стоимость бендикса не так велика. Алгоритм действий при замене бендикса на стартере следующий:
- раскрутить крепеж на корпусе стартера и разъединить его корпус;
- открутить реле, извлечь шайбу, резиновую вставку, сердечник реле;
- демонтировать непосредственно бендикс, для чего потребуется освободить стопор, конструкция которого может отличаться на разных стартерах;
- после этого старый бендикс снимается, и на место устанавливается новый;
- собирается конструкция в обратной последовательности.
Более подробно об этой процедуре рассказано на видео:
Диагностика бендикса – как выполнить ее правильно
Понять, что именно обгонная муфта является причиной трудностей с запуском двигателя не всегда бывает легко. Снимать каждый раз стартер для его проверки неразумно и слишком трудоемко, а причиной трудного пуска мотора может стать не только неисправность бендикса, но и проблемы с втягивающим реле или стершаяся втулка, на которую насажен вал стартера – замена муфты в этом случает проблему не решит. Диагностика бендикса требует демонтажа стартера, и многие специалисты предпочитают проверять его на специальных стендах, тестирующих его в двух режимах – под нагрузкой и без нее.
Иные способы проверки этого узла не могут дать точного ответа на вопрос почему периодически возникают трудности с пуском. Для этого процесса имеет значение буквально все – от степени заряда аккумуляторной батареи до состояния самого электромотора. Если опыта у автовладельца маловато, то пытаться самостоятельно продиагностировать стартер не стоит, поскольку несмотря на внешнюю простоту, его конструкция отличается достаточной сложностью, и любые непрофессиональные действия могут окончиться необходимостью полной его замены, который низкой стоимостью не отличается.
Особенности самостоятельной замены
Поскольку для того, чтобы заменить бендикс, стартер необходимо демонтировать, целесообразно провести его полную проверку. Для этого, помимо визуального осмотра следует использовать мультиметр, а также провести замер длины щеток, которые должны быть не менее 12 мм. Кроме этого, следует соблюдать некоторые несложные правила.
- Стартер ни в коем случае нельзя ронять, а также допускать механические воздействия на корпус – необходимо помнить о том, что это сложно устроенный электрический прибор, повредить внутренние части которого достаточно легко.
- Перед демонтажем стартера для проведения диагностики следует проверить заряд аккумуляторной батареи, поскольку достаточно часто ее слабый заряд может ошибочно приниматься за проблемы с бендиксом стартера.
- Пластиковая шайба может быть сильно изношенной или треснутой, поэтому ее лучше сразу заменить.
- Отправляясь в магазин за новым бендиксом обязательно следует иметь при себе старый, поскольку они могут незначительно отличаться мелкими деталями, визуально запомнить которые практически невозможно.
- Если стартер разбирается самостоятельно впервые, все этапы следует записывать на бумагу – это поможет избежать ошибок при его последующей сборке.
Стоит иметь ввиду, что может потребоваться замена втулки бендикса стартера, или, к примеру, щеток, если они сильно изношены. Поэтому будет неплохо, если под рукой окажутся все необходимые запасные части – это позволит выполнить все необходимые работы максимально оперативно. Перед тем, как самостоятельно диагностировать или ремонтировать стартер автомобиля, следует внимательно ознакомиться с руководством по эксплуатации авто или его технической документацией, поскольку признаки его неисправности можно перепутать с другими проблемами двигателя. Кроме этого, не помешает консультация и более опытного автовладельца.