Содержание [скрыть]
Основная часть автовладельцев весьма ревностно следит за состоянием своей машины – как внешним, так и внутренним. Поэтому внезапно увеличившийся расход различных рабочих жидкостей обнаруживается достаточно оперативно. Не является исключением и масло в двигателе. Кроме регулярных проверок при помощи щупа, у многих выработана привычка проверять место стоянки – таким образом сразу же определяется наличие утечки. Если расход масла в двигателе внезапно увеличивается, а внешних признаков его утечки обнаружить самостоятельно не удается, водитель, как правило, начинает паниковать и судорожно искать, куда уходит масло в двигателе.
Когда пора насторожиться
Стоит осознавать тот факт, что масло – это не топливо, для которого установлен и определен точный расход. Так, модели автомобилей со старыми двигателями по определению расходуют больше масла, а современному авто впору обходиться совсем без масла, настолько минимален расход. Конечно возраст машины не является основным критерием для паники. Существует масса других причин, когда можно начинать беспокоиться, конечно, если все это вовремя замечается.
Главным поводом, который служит основанием для визита в автосервис, является значительное и постоянно продолжающееся падение уровня масла в двигателе, вынуждающее автовладельца постоянно его подливать, что говорит о его утечке. Для своевременной и самостоятельной диагностики такой серьезной проблемы требуется постоянно проверять уровень масла в двигателе – некоторые специалисты рекомендуют делать это перед каждым выездом на автомобиле. Нетрудно понять, что на практике этого практически никто не делает, поэтому утечка его из двигателя может обнаруживаться не сразу. Чем грозит такая невнимательность к собственному двигателю показано на видео:
Причины повышенного расхода
По большей части причина «пропажи» масла связана с банальной его утечкой, и тому, как правило, становятся нижеперечисленные детали:
- Деформированная прокладка блока цилиндров. Такая ситуация фиксируется, если после ремонта/сборки двигателя крепежные элементы оказываются стянуты "с перекосом". В результате из-за возникшей деформации о качественном прилегании деталей говорить не приходится. Следствием этого становятся масляные подтеки на двигателе, заметные невооруженным глазом. При этом сам факт утечки масла не является особо страшным. Куда хуже, что у тосола появляется возможность попасть в цилиндры – «потерянный» двигатель практически гарантирован. Отчасти поможет замена прокладки, но оптимально будет после этого полностью заменить масло.
- Сильный износ сальников коленвала. Несмотря на легкость определения такой проблемы – масляные следы после стоянки авто, устранить ее не так просто. Стандартные резиновые сальники и сами по себе не отличаются долговечностью, а если заливается некачественное масло, срок их службы сокращается еще быстрее. В результате страдают их кромки, теряется герметичность и начинается потеря масла. Для того, чтобы обезопасить себя от повторения подобной ситуации в будущем, имеет смысл приобретать более дорогие сальники для экстремальных условий, а масло покупать лишь в крупных торговых точках и известных брендов.
- Утечка масла из двигателя часто вызывается непрофессиональной заменой прокладки масляного фильтра. На практике это означает либо фильтр был попросту недокручен, либо, наоборот, перетянут, что и вызвало деформацию прокладки. В ряде случаев виноват и сам фильтр.
- На верхней части головки блока расположены специальные маслосъемные колпачки. Само их расположение подразумевает высокие температурные нагрузки. Поэтому даже термостойкая резина, из которой они изготовлены, долго не выдерживает, теряет свою эластичность и становится не в состоянии справляться со своей задачей. Вытекающее масло достаточно быстро покрывает выпускные клапаны отложениями. Еще один вариант – некачественная установка, использование бракованного изделия, а также экстремальная езда.
- Коксование колец на поршнях. В норме они обладают хорошей подвижностью и прекрасно справляются со своими обязанностями. Но если они сильно загрязнены, свою функцию выполнять не в состоянии. Кроме попадания масла в цилиндры, в них снижается компрессия, что неизбежно приводит к ухудшению работы двигателя. Чтобы попробовать обойтись без сложного ремонта можно использовать специальную химию, а в случае удачи потребуется полностью обновить смазку.
Другие причины большого расхода масла:
- езда в режиме "экстрим" автомобиля. У таких водителей очень часто уходит масло из двигателя, причем в достаточно больших количествах. Мотор в этом случае работает с высокими перегрузками, очень сильно нагревается, не успевают «отдохнуть» и поршни. Устранить проблему можно либо переходом на нормальное вождение, либо постоянными ремонтами и доливами масла;
- неотрегулированное зажигание, приводящее к позднему сгоранию, также приводит к увеличенному расходу масла, поскольку провоцирует повышение температуры в двигателе;
- некачественное масло с неадекватной вязкостью.
Все вышеописанные ситуации, при должном опыте можно устранить самостоятельно. Следует помнить о том, что без специального образования заниматься ремонтом в таких ситуациях не совсем разумно, поскольку последствия такого устранения утечки могут быть еще хуже.
Когда помощь специалиста необходима
Поскольку постоянное наличие достаточного количества качественного масла необходимо для нормальной работы двигателя, его постоянная нехватка, когда отмечалась утечка, не может пройти бесследно. Даже если причина утечки масла из двигателя своевременно установлена самим автомобилистом, далеко не всегда возможен ремонт своими руками.
Большой износ цилиндров
Если начинается износ этой детали двигателя, утечка масла наблюдается еще в большем объеме, нежели при проблемах с кольцами. Расточка может в определенной степени убрать затруднение, но не устранит то, которого не видно – маленькие, неприметные сколы и микротрещины. Как правило, подобных дефектов можно обнаружить достаточно много. В процессе работы двигателя все они "втягивают" смазку. В итоге каждодневной эксплуатации потери масла оказываются весьма заметны, а собственноручно устранить такую проблему невозможно.
Деформированные цилиндры
Нечасто встречающаяся проблема, в основе которой лежат конструктивные особенности самих цилиндров двигателя. Если они деформированы, значит при их монтаже, для которого использовались специальные анкерные шпильки, был допущен небольшой перекос, незаметный невооруженным глазом. Это сильно влияет на функционирование колец, которые пропускают много масла, не в состоянии гарантировать "правильного" прилегания. Установка мягких колец решает затруднение лишь отчасти, и утечка из двигателя продолжиться.
Маслосъемные поршневые кольца
Это достаточно значимый элемент каждого двигателя, который обеспечивает прохождение к компрессионным кольцам строго лимитированной порции смазки, которая рассчитывается инженерами завода-производителя. Последние в этом случае трудятся с увеличенной нагрузкой, поскольку смазки им «отпускается» намного меньше, чем некоторым другим деталям авто. В результате быстрого износа, который наблюдается в ряде случаев, в очень больших количествах уходит масло, что неизбежно замечает более-менее внимательный автомобилист. Своими руками утечка не устраняется, а без вмешательства специалистов с профессиональным оборудованием не обойтись.
Перемычки между клапанами
Отдельно стоит отметить, что уходить масло из двигателя может и вследствие недостаточной вентиляции картера, куда постоянно прорывается некоторая часть выхлопных газов, особенно при сильном износе мотора. Соответственно в нем создается большее давление чем то, на которое он рассчитан. Вот для этого и была создана система вентиляции. Если она работает не эффективно, большое давление, не находя выхода, начинает выжимать смазку из двигателя, и расход его ощутимо возрастает.