Содержание [скрыть]
Электролит в аккумуляторе отвечает за создание нужной среды для накапливания энергии. От его качества зависит, сколько циклов выдержит зарядный элемент перед тем, как выйти из строя.
Некоторые аккумуляторы продаются без этого вещества, и водителю приходится самому его докупать или же делать самостоятельно. Процесс создания электролита не отличается особой сложности, но требует времени.
По своей сути электролит для аккумулятора представляет раствор серной кислоты в дистиллированной воде. Во время смешивания плотность химического реагента должна быть 1,4.
Готовить вещество лучше всего в деревянной, эбонитовой или керамической бочке, обложенной свинцом. Стеклянная тара непригодна для серной кислоты. Она быстро покрывается трещинами и приходит в негодность.
Консервация электролита для аккумулятора важная и ответственная задача. Дело в том, что при его производстве в 90% случаев образуются излишки. Выливать драгоценный раствор неразумно, поэтому его нужно бережно слить в стеклянные сосуды с последующим опечатыванием. При этом необходимо наклеить на бутылку соответствующую надпись, где будет указана дата создания.
Процесс изготовления
Возьмите электролит плотностью в 1,4 г/см3 и налейте его в специальный бак, обложенный свинцовыми листами. Долейте дистиллированной воды, не торопясь, перемешайте полученную субстанцию.
Важным моментом приготовления электролита для аккумулятора является сам процесс смешивания реагентов. Ни при каких обстоятельствах нельзя добавлять воду в серу. Сначала наполните ёмкость дистиллированной водой, и потом, постепенно вливайте серную кислоту.
Необходимо, чтобы H2SO4 лилась тоненькой струйкой, это обеспечит стабильность реакции и станет главной предпосылкой создания качественного электролита для аккумулятора. Если же делать наоборот, то раствор вскипит. Будет огромный выброс тепла. При таком раскладе в разы повышается вероятность попадания химического реагента на кожу.
Попадание серной кислоты на кожу вызывает резкое жжение и раздражение. Если жидкости слишком много, то она может вызвать химический ожог 2—3 степени. Именно поэтому так важно соблюдать правила безопасности.
К сожалению, водителям не всегда удаётся отыскать дистиллированную воду, и тогда они используют первую попавшуюся жидкость прозрачного цвета. Этого ни при каких обстоятельствах делать нельзя. Дело в том, что посторонние минералы, присутствующие в минеральной воде препятствуют химической реакции, тем самым делая электролит для аккумулятора менее эффективным.
В крайнем случае возьмите простую воду из-под крана и дайте ей отстояться. Это самый малозатратный вариант, но по времени он занимает не менее двух дней. Значительно практичнее использовать дистиллированную жидкость.
В процессе создания электролита для аккумулятора нужно внимательно отслеживать плотность раствора и температуру. Во время приготовления оптимальной считается температура в 15 градусов по Цельсию.
Очень важно рассчитать хотя бы приблизительный объём АКБ. Обычно он варьируется в диапазоне от 2,5 до 4 литров. Бывают, конечно, и исключения. Но этот канон редко нарушается. Данный показатель верен только для легковых автомобилей, с ёмкостью аккумуляторов в диапазоне от 55 до 60 А*ч.
Замена электролита в аккумуляторе
Подготовка
Перед тем как осуществить замену электролита в аккумуляторе необходимо позаботиться о подборе подходящего для этой задачи инструментария, вам понадобится:
- зарядное устройство;
- полиэтиленовая воронка;
- серная кислота;
- аэрометр или денсиметр;
Зарядное устройство должно быть мощностью в 12 В. Это оптимальный показатель для легковых автомобилей. Перед тем, как заменить электролит в аккумуляторе, его необходимо промыть. Мало того, емкость нужно хорошо потрусить. Данная процедура позволит избавиться от грязи, прилипшей к внутренним стенкам.
Устраните отложения солей на электродах. На этом подготовка к заливке электролита в аккумулятор считается завершённой. Сам процесс не отличается особой сложностью и не требует какой-либо особенной подготовки.
Процесс замены
Чтобы со стопроцентной гарантией заполнить аккумулятор вам понадобится как минимум четыре литра. С излишками вы знаете, что делать. После того как раствор приготовлен, возьмите полиэтиленовую воронку. Именно через неё нужно заливать полученный электролит в аккумулятор.
Жидкость должна быть выше пластин на 10—15 миллиметров. Перед тем как установить аккумулятор обратно в машину, подождите несколько часов, пока электролит впитается.
После того как электролит залит в аккумулятор, пришло время его зарядить. Для этого нужно использовать ток, мощность в 10 раз меньше от номинальной величины зарядного элемента.
Для измерения плотности электролита используется специальный прибор денсиметр, достаточно погрузить его в жидкость, как он выдаст вам нужные показания. При этом перед погружением его необходимо тщательно протереть и очистить от любой грязи, так как посторонние элементы сильно искажают выдаваемые показатели.
Плотность электролита в аккумуляторе зимой и летом
Среди автомобильных экспертов всех мастей уже давно идут бурные дискуссии о том, какова должна быть плотность электролита в аккумуляторе зимой и летом. Дело в том, что однозначного ответа на этот вопрос просто не существует. Каждый аккумулятор — это уникальная конструкция, имеющая индивидуальные параметры. Рекомендованные же показатели указываются в идущем в комплекте мануале.
В инструкции можно найти много полезной информации, к примеру, нуждается ли аккумулятор в доливке воды или же является полностью самообслуживаемым. Мало того, технологии изготовления разных компаний сильно отличаются друг от друга, как и материалы, используемые в конструкции.
От плотности электролита во многом зависит работоспособность всего аккумулятора. Причём ощутимый вред может нанести как заниженная, так и завышенная плотность. Мало того, при определённых обстоятельствах жидкость внутри просто замерзает.
Ёмкость и плотность аккумулятора имеют прямую связь. Соответственно, если она низкая, то батарею придётся чаще подзаряжать. Слишком высокий показатель плотности также ни к чему хорошему не приведёт, даже наоборот, он будет способствовать скорейшему разрушению накопителя.
Повышенная плотность электролита в аккумуляторе ведёт к тому, что он начинает активно разрушаться. Дело в том, что молекулы находятся слишком близко друг к другу, из-за этого химический процесс не прекращается ни на секунду.
Как видите, подобрать подходящую плотность электролита в аккумуляторе не так-то уж и просто. Больше всего данная задача усложняется с приходом зимы. Нужно найти оптимальную консистенцию, которая сохранит работоспособность автомобиля в сильный мороз и при этом не разрушит аккумулятор.
Для каждой климатической зоны есть свои уникальные показатели, которых нужно придерживаться. Если вы находитесь на Крайнем Севера, показатель плотности должен быть на уровне 1,29 г/см3. Мало того, необходимо учитывать не только климатическую зону, но и данные по критическим температурам в области.
Если же брать общий показатель плотности электролита в аккумуляторе по РФ, то он лежит в диапазоне от 1,26 до 1,27 г/см3. Тем не менее есть некоторые граничные цифры, ниже которых плотность не должна проседать, а именно 1,23 г/см3.
Практические советы о том, как добиться нужной плотности электролита
Годовой диапазон температур для каждой области разный, поэтому подбирая плотность электролита в аккумуляторе для зимы и лета в первую очередь нужно ориентироваться на граничные показатели. Также есть ряд рекомендаций, которые помогут поддерживать работоспособность устройства в любую пору года:
- Зимой электролит может сильно охлаждаться, поэтому перед поездкой лучше прогреть его. Для этого достаточно включить дальний свет
- При сезонном понижении температуры нужно контролировать состояние клемм. Если плотность электролита в аккумуляторе уменьшается, то увеличивается внутреннее сопротивление, как результат сила пускового тока становится меньше.
- Чтобы долить в электролит аккумулятора воды необязательно снимать его с машины, это можно сделать, просто открыв капот.
Если долив воды внутрь резервуара, для понижения плотности — вполне распространённая практика, то использовать таким же образом серу ни при каких обстоятельствах нельзя. Это не только не повысит плотность субстанции, подобное действие полностью выведет из строя деталь.
Уровень электролита в АКБ
Обслуживание аккумулятора не представляет собой особенной сложности, достаточно время от времени проверять его состояние и при необходимости доливать воды. Также нужно со вниманием относиться к сроку службы устройства.
Большинство современных аккумуляторов являются необслуживаемыми. Всё что нужно от водителя — это периодически заряжать батарею. Но если вам всё же повезло наткнуться на старую модель, тогда за ней придётся внимательно следить. Это позволит в значительной мере продлить срок её эксплуатации.
Обслуживаемые батареи можно легко отличить по пробкам на отсеках. Крышки банок лучше всего откручивать обычной монетой. Отвёртка может легко повредить поверхность, нанеся серьёзный вред детали. После этого начинается диагностика, она состоит из трёх взаимосвязанных процедур:
- проверки плотности,
- проверки уровня,
- проверка заряда.
Внимательно осмотрите корпус аккумулятора. Там должна быть специальная пометка, указывающая на рекомендованный уровень электролита. Точнее, это целая шкала, которая обозначает допустимый диапазон наполнения ёмкости для корректной работы устройства.
К сожалению, некоторые аккумуляторы не обладают шкалой измерения электролита. В таком случае можно воспользоваться простой пластиковой трубкой, и по ней определить заполнение ёмкости.
Возьмите трубочку и опустите её внутрь аккумулятора с электролитом. При этом отверстие необходимо заткнуть пальцем, после чего нужно вытащить приспособление и оценить, сколько жидкости поместилось внутри.
При зарядке аккумулятора кипит электролит
Когда во время зарядки аккумулятора автомобилист видит, как начинает кипеть электролит — это действительно пугает. В действительности ничего страшного здесь нет. Это вполне нормальный процесс, обозначающий, что устройство уже зарядилось.
Кипение электролита в аккумуляторе и близко не является данным процессом. Температура жидкости не доходит до нужной для кипения отметки. Это просто пузырьки воздуха, появляющиеся в жидкости в результате электролиза. Проще говоря, через субстанцию проходит ток, разлагая вещество на молекулярном уровне.
Итоги
Электролит для аккумулятора крайне важный расходный материал, от которого зависит качество работы батареи, её мощность, объём заряда и устойчивость к погодным условиям. При необходимости конфигурацию жидкости можно менять, добавляя воды.
Рассчитывая подходящую плотность электролита в аккумуляторе нужно в первую очередь брать показатели граничных температур в данном сезоне и на их основе менять конфигурацию субстанции.