Содержание [скрыть]
Автомобильный аккумулятор или точнее, автомобильная аккумуляторная батарея (АКБ) – это элемент электропитания, который уже довольно долго применяется в мото- и автотранспорте. Он используется в качестве вспомогательного источника электропитания бортовой сети автомобиля при неработающем моторе или для запуска двигателя, и время от времени нуждается в подзарядке.
Виды аккумуляторных батарей
В легковых машинах в большинстве случаев устанавливают щелочные, кислотные или гелевые АКБ. Существуют также и литий-ионные, которые из-за своих особенностей не в состоянии запустить автомобильный силовой агрегат, но они вполне пригодны для использования в качестве дополнительного источника питания.
В щелочных аккумуляторах установлены никель-железные или никель-кадмиевые пластинчатые электроды, свободное пространство между которыми заливается специальным раствором едкого калия. Аккумуляторы подобного типа редко устанавливаются на легковом автотранспорте, поскольку сила тока в них меньше, чем у кислотных батарей.
Для кислотных АКБ пластины производятся из свинца с особыми примесями. Свинец используется для производства электродов потому, что он обладает хорошей энергоемкостью и может за довольно малое время выдать большой ток. В качестве электролита в кислотных аккумуляторах применяют специальный раствор. Этот тип АКБ, чаще всего используется для установки на автомобилях.
Гелевый тип аккумуляторов появился сравнительно недавно и в принципе является кислотной батареей, в которой используется желеобразный электролит. Подобные АКБ считаются перспективными, но из-за своих технических характеристик не могут пока широко применяться, да и стоят они недешево.
Кроме того, АКБ разделяют на обслуживаемые и необслуживаемые батареи. Аккумуляторы кислотного типа бывают только обслуживаемыми, благодаря тому, что в процессе химической реакции из раствора испаряется часть воды. Для того чтобы электролит в аккумуляторе не терял необходимую плотность, время от времени требуется проводить ревизию и если нужно, то доливать воду, после чего подзарядить батарею.
Гелевые аккумуляторы относятся к необслуживаемому виду, поскольку имеют полностью герметичный корпус. Во время химической реакции испарений не происходит, а, следовательно, нет необходимости в доливке воды.
Причины разрядки
Разрядка автомобильного аккумулятора может произойти по многим причинам, но остановимся на основных из них:
- невнимательность владельца авто, который может надолго оставить включенными на длительное время энергопотребляющие приборы при выключенном двигателе – габаритные огни, освещение салона, магнитолу и так далее;
- неполадки генераторного привода;
- неполадки в самом генераторе;
- утечки в автомобильной электросети;
- большие нагрузки на бортовую электросеть автомобиля;
- несвоевременное обслуживание автомобильного аккумулятора;
- короткие поездки.
Виды зарядных устройств
После того как рассмотрены виды АКБ и причины их разрядки можно теперь перейти к тому, как правильно заряжать автомобильные аккумуляторы. Однако еще немного времени стоит уделить зарядным устройствам (ЗУ).
Устройство для зарядки аккумуляторов – это, по сути, преобразователь электроэнергии. Наиболее простой схемой ЗУ считается понижающий трансформатор в комбинации с диодным мостом. Принцип действия зарядного устройства заключается в том, что переменное напряжение от сети в 220V, проходя через блок трансформатора с диодным мостом, преобразуется в постоянное напряжение14-16V, которое и необходимо для того, чтобы нормально заряжать аккумулятор.
Довольно часто можно видеть «зарядки» со встроенными дополнительными контрольными приборами – вольтметром и амперметром, предохранителями, а также регуляторами силы тока и напряжения. Уже выпускаются ЗУ, автоматически подбирающие напряжение и силу тока для каждого типа аккумулятора.
Проверяем аккумулятор
Перед тем как заряжать аккумулятор, необходимо при помощи нагрузочной вилки или мультиметра проверить заряд АКБ или же ареометром замерить плотность электролита. Если аккумулятор заряжен на полную, то показатель плотности должен составлять 1,28 гр/см³, полуразряженная батарея выдаст 1,2 гр/см³, а значение не более 1,1 гр/см³ означает, что АКБ приказал долго жить. Плотность необходимо замерять во всех банках, а если разница составляет 0,1 гр/см³ и более, то, скорее всего, имеются проблемы и требуется проверить саму батарею.
Аккумулятор можно заряжать, предварительно демонтировав его с машины или оставив на месте. Существенной разницы нет, просто необходимо придерживаться простейшей техники безопасности. Перед отсоединением клемм, чтобы заряжать аккумулятор, нужно прежде хорошо очистить его и осмотреть на предмет внешних повреждений и течи. Надев резиновые химически стойкие перчатки необходимо открыть пробки аккумулятора и проверить цвет электролита. В том случае, если жидкость темная и с хлопьями, то, скорее всего, это следствие межэлектродного постоянного или короткого замыкания. Тогда потребуется полная замена батареи, а если все нормально, то присоединяем клеммы и можно начинать подзарядку аккумулятора.
Виды подзарядки
Автомобилисты прибегают к одному из трех видов зарядки – посредством постоянного тока или напряжения, а также комбинированным способом.
Подзарядка постоянным током
Используя этот вид подзарядки необходимо постоянное присутствие и контроль, поскольку требуется регулировка ампеража во время всего зарядного процесса. АКБ в 60A необходима зарядка током в 6A в течение 20 часов, после чего снизить до 3A, а при получении 15V – 1,5A. На завершающем этапе зарядки происходит образование газа в большом количестве. Поэтому недостатком такого способа можно назвать необходимость постоянного контроля и обильное газообразование.
Зарядка постоянным напряжением
При данном способе подзарядки АКБ существует непосредственная зависимость степени заряда и значения зарядного напряжения. Это наиболее щадящий и безопасный способ, не требующий постоянного присутствия владельца автомобиля. После того как батарея будет полностью заряжена, загорится соответствующий индикатор, и ЗУ можно отключить. Напряжение заряженного и исправного аккумулятора должно составлять 14,4V.
Комбинированный способ
Именно на комбинированном способе зарядки основано большинство современных зарядных устройств. В первую очередь происходит подзарядка аккумулятора постоянным током, а после, уже постоянным напряжением. Это полностью автоматические ЗУ, что исключает участие человека в процессе подзарядки. После того как аккумулятор полностью зарядится, устройство самостоятельно отключается.
Быстрая и полная зарядка
Довольно часто возникает острая необходимость выполнить быструю зарядку аккумулятора, но часто прибегать к такому варианту нельзя, поскольку это не лучшим способом скажется на батарее. Вначале потребуется снять с АКБ автомобильные клеммы, почистить их и подсоединить к аккумулятору клеммы зарядного устройства со строгим соблюдением полярности. Выставить ампераж до максимума на 20 минут, после чего аккумуляторную батарею отсоединить, установить на свое место, подключить и можно заводить двигатель. Однако если аккумулятор разряжен более чем наполовину, то данный вариант не поможет.
В том случае, если время позволяет, то лучше всего провести полную зарядку АКБ, поскольку это будет самый щадящий вариант. Уровень тока на ЗУ выставляется на минимальное значение приблизительно на 10 часов. Срок подзарядки может быть снижен или наоборот, увеличен, это зависит от типа ЗУ и непосредственно самой батареи, температуры воздуха, степени разряженности и много другого. Полная зарядка аккумулятора определяется посредством различных средств индикации.
Грамотное «прикуривание»
Бывают ситуации, когда требуется срочно ехать, а аккумулятор полностью сел. В этом случае многие автомобилисты предпочитают заряжать батарею с помощью «прикуривания» от другого автомобиля. Но и здесь нужно знать, как правильно выполнять эту процедуру.
- В первую очередь, необходимо расположить машины недалеко друг от друга, но на таком расстоянии, чтобы не допустить между ними возникновения электрического контакта.
- Автомобили поставить на «ручник» и обязательно выключить все имеющиеся в них электроприборы.
- Соединить проводом плюсовые полюса обоих аккумуляторных батарей.
- Вторым проводом соединяем минусовый полюс «донора» и любую неокрашенную поверхность «спасаемой» машины. Прямое соединение обеих «минусов» категорически запрещено, поскольку в таком случае пострадает и второй аккумулятор.
- Проверить, что все провода не касаются друг друга и подвижных частей.
- На 5-10 минут запустить силовой агрегат машины - «донора», после чего заглушить его и проверить ожила ли разряженная аккумуляторная батарея. Если нет, то повторить процедуру, а в случае успеха можно отсоединять провода, благодарить спасителя и ехать по своим делам.
Нельзя во время «прикуривания» касаться проводов, чтобы не получить ожогов.
«Прикуривание» возможно лишь в случае полной уверенности в исправности разрядившегося АКБ, иначе может произойти взрыв батареи.
Не стоит мощный автомобиль заряжать от небольших машин, так как это попросту «убьет» их аккумулятор.
Для того чтобы заряжать аккумулятор с помощью процедуры «прикуривания» следует приобрести специальные провода.
Техника безопасности
На протяжении всего процесса подзарядки аккумулятора требуется придерживаться элементарных мер безопасности, поскольку в ней находится кислота.
При зарядке АКБ обязательно стоит использовать резиновые перчатки и защитные очки.
Во время подзарядки аккумуляторной батареи нельзя курить рядом с ней, поскольку в это время выделяется водород, образующий при взаимодействии с кислородом взрывоопасную смесь.
Для того, чтобы нормально и безопасно заряжать аккумулятор, питающая сеть должна иметь систему автоматического отключения на случай короткого замыкания.