Содержание [скрыть]
Как сделать сабвуфер своими руками в автомобиль? Дело довольно простое. если разобраться в его назначении и комплектующих. Сабвуфер - это такая акустическая система, при которой воспроизводятся низкие частоты в диапазоне звука 20-120Гц. Он необходим для создания полного объемного звучания, особенно актуального для танцевальной и рок-музыки. Среднестатистическая акустическая система не способна воспроизвести этот диапазон, так как человеческим ухом он не распознается в полной мере.
Мы слышим басы, чувствуем вибрации, в общем - для автомобиля это самое оно, установить можно в любом месте. Однако, рекомендуем использовать багажное место, там и места вдовольи мешать никому не будет. Размеры будущего сабвуфера определяются динамиками, которые вы подобрали. Как правило, они имеют довольно большой диаметр.
Сделать самодельный сабвуфер для авто не сложно: собрать коробку и установить в нее динамик, главное в этом деле - подобрать динамик. Мы советуем прислушаться к этой информации. Она поможет достичь качества звука и труды будут не напрасными.
Изготовление сабвуфера своими руками включает в себя такие этапы:
- определение с динамиком;
- расчет и проектирование коробки для сабвуфера;
- изготовление такого короба;
- декоративное оформление изделия;
- установка в автомобиль.
Выбор динамика
Определитесь с размерами. Сейчас на рынке доступны следующие модели:
- Динамики на сабвуфер 6 дюймов обычно выступают в роли дополнительного источника средних басов. С ними получится довольно скромное устройство по глубине звучания. Подойдут для небольшого салона со средней акустической системой;
-
динамики для сабвуфера на 8 дюймов: их используют для дополнительных фронтальных басов. Так же не самый роскошный вариант для этих целей;
-
идеальные динамики для сабвуфера в машину - на 10 и более дюймов. Они действительно качественно звучат, наполняя пространство приятной и мощной звуковой вибрацией. Помещенные в компактный корпус закрытого типа (“закрытый ящик”), который обеспечивает хорошее звуковое давление - простой ответ на то, как сделать сабвуфер своими руками. Самый оптимальный вариант для машины - все же на 12 дюймов, их можно использовать в коробе объемом до 35 литров;
-
15 дюймов - реальный вариант для больших салонов автомобиля, но мало воплотим в жизнь, так как коробка для динамика такого диаметра должна составлять около девяноста литров, можно оглохнуть слегка, и занять все багажное отделение.
Поповоду мощности динамиков, традиционно давно ведутся споры, однозначно констатировать что-то сложно. Есть только одно правило: мощность динамика должна превосходить мощность усилителя. Почему? Все просто: ни один динамик долго не протянет, работая на предельной мощности, поэтому ему необходим “запас прочности” в виде такой разницы. Если всеже у вас уже есть и динамик и усилок, советуем определить эту разницу и сделать пометку на регуляторах усилителя с максимально допустимой громкостью для сабвуфера. Ни один динамик не сохранит качество звука на максимальной громкости, со временем (иногда и сразу) нарушенный баланс будет ужасно резать слух.
Планировка ящика для сабвуфера
Сейчас не требуется самостоятельно проводить сложные расчеты, мы советуем воспользоваться программой WinISD 0.44. В ней будет создаваться виртуальный образ сабвуфера для автомобиля, на основе следующих данных о динамике (найти можно на ярлычке), именуемые параметрами Тиля-Смолла:
- добротность динамика (Qts) - самый важный параметр для проектирования ящика для сабвуфера. По нему определяется соотношение частоты Fs к горизонтальным частотам (горизонтальна их амплитудно-частотная характеристика), то есть тех, которые выше частот Fs. Проще говоря, это эффективность работы динамика. Такие параметры сильно отличаются на разных видах, особенно зависит от страны производителя. Во время расчета пространства сабвуфера, необходимо сравнить все возможно допустимые параметры, поэтому легче воспользоваться программой;
- частота резонанса на открытом пространстве (Fs);
- эквивалентный объем (Vas);
Далее необходимо ввести в программу такие значения, которые указаны в маркировке динамика:
- сопротивление (Z);
- предельная шумовая мощность (Ре);
- механическая добротность (Qms);
- электрическая добротность (Qes);
- диаметр диффузора (dia).
После введения параметров, выбираем опцию ЗЯ - закрытый ящик и можете самостоятельно настроить частоты фазоинвертов или воспользоваться стандартными параметрами.
По всем введенным параметрам вы получаете эскиз короба, если придерживаться проекта при изготовлении сабвуфера своими руками, вы получите наиболее оптимальный и возможно допустимый звук для вашего динамика.
О материалах для самостоятельной сборки сабвуфера
Практика показывает, что идеальный материал - это MDF (средней плотности древесностружечная плита), сгодится на крайний случай и качественная фанера. Также используют и ДСП, но по всем трем характеристикам оно значительно проигрывает. Как сделать сабвуфер в домашних условиях и не потратиться? Использовать подручные материалы. В принципе, при должном обустройстве, подойдут и дверцы старой советской мебели, наверняка оставшейся у каждого в чулане.
Сабвуфер для автомобиля обязательно должен обтягиваться (кроме передней панели - она - дело вкуса) звукоизолирующим материалом, хорошо подходит обыкновенный ковролин офисного типа.
Помните - пластик смотрится красиво на сабвуферах, но это будет серьезная ужимка качеству звука. Необходимо решить, сабфвуфер станет модным комплектующим салона, или качественным дополнением к акустической системе.
Изготовление и монтаж короба
Итак, мы подготовили виртуальный макет, определились с материалом и местом в автомобиле.
Далее - есть два пути. Первый - воспользоваться оптимальным виртуально-спроектированным макетом или приспособить конструкцию под свой автомобиль так, чтобы она удобно “легла”.
При втором варианте, мы советуем сделать макет будущей конструкции из картона, соединенного обыкновенным скотчем, а затем, как выкройку, перенести на материал будущего сабвуфера.
Сборка короба:
- По заранее приготовленным параметрам (виртуальному или реальному макету) выкраиваем материал;
- Делаем сборку ящика. оставляя открытой заднюю панель, через нее будет удобнее делать спайку контактов;
- Монтируем динамик.
- Делаем спайку контактов;
- Ящик обязательно проходим шпатлевкой, особенно по трещинам и зазорам, их не должно остаться;
- Этап шлифовки;
- Этап покраски (если передняя панель не будет закрыта, тщательно проходим алкидным лаком, красивая зеркальная поверхность достигается после пяти слоев лака, с промежутком нанесения в сутки и легкой шлифовкой). Если передняя панель будет закрыта обивочным материалом - красим и ее в один слой любой краской;
- Этап обивки звукоизолирующим материалом;
- Этап для сабвуфера с плавными контурами: такой плавный объем достигается при помощи монтажной пены, излишки которой удаляются при помощи острого резака или ножа.
Монтаж готового сабвуфера
Для того, чтобы самостоятельно установить и подключить готовый сабвуфер в автомобиль необходим следующий расходный материал: проводка, включая тюльпаны и провода для подключения к усилителю, предохранители, изолирующая лента и один конденсатор.
Аккуратно устанавливаем готовый сабвуфер на приготовленное заранее место. При помощи стяжки можно его зафиксировать. На этом, собственно, и все, осталось его подключить.
Сабвуфер присоединяется к усилителю, а он - к автомагнитоле. Именно усилитель распределяет по высокочастотным колонкам и сабвуферу сигналы магнитолы. Будьте готовы протянуть провода, спрятав их под сидениями, через весь салон из багажника, где и установлен усилок и сабвуфер (как правило), подсоединив провода к магнитоле и аккумулятору.
Оригинальный “усилок” для сабвуфера
Бывает такое, что усилитель просто отсутствует в авто. а даже качественно собранный своими руками сабвуфер не даст должного эффекта без его наличия. Мы предлагаем альтернативу покупке - самодельный усилитель для сабвуфера.
Это схема для сборки усилителя для автомобиля.
Необходимые компоненты:
- одна микросхема TDA 2030 A;
- два электрические конденсатора 2200 мкф 25 В;
- три конденсатора 0,1 мкф;
- резистор напр. 2.2 Ом;
- два резистора 22 ком;
- резистор на 680 Ом;
- один конденсатор электрический 22 мкф в 25 В;
- пленочный конденсатор 4,7 мкф.
Также подготовьте корпус для усилка, рабочий выключатель, провода, разъемы для тюльпанов и радиатор.
Для того, чтобы правильно и быстро все сделать, рекомендуем к просмотру видео урок как сделать сабвуфер для авто в домашних условиях: