ВАЗ-2108 - легковой автомобиль малого класса с приводом на передние колеса и поперечным расположением двигателя. Выпускается Волжским автомобильным заводом. Автомобиль ВАЗ-2108 впервые появился в 1984 году. Эта модель с трехдверным кузовом хэтчбек стала воистину эпохальным событием не только для Волжского автозавода, но и для отечественных автолюбителей. Предложено было именовать ее на внутреннем рынке -"Спутником", но название не прижилось и в конце концов утвердилось экспортное - "Самара". Модель ВАЗ-2108 Спутник/Lada Samara положила начало массовому выпуску в стране переднеприводных легковых автомобилей. Автомобиль получился, конечно, более надежный в управлении, безопасный и экономичный по сравнению с классическими "Жигулями". Коррозионная стойкость кузова также стала объективно лучше. В новинку было все: переднеприводная компоновка, кузов хэтчбек, поперечное расположение двигателя, бесконтактная система зажигания, передняя подвеска типа McPherson, реечное рулевое управление, тросовый привод сцепления, пластмассовые энергопоглощающие бамперы. Автомобили первых выпусков страдали, как принято, "детскими болезнями", которые завод изживал прямо по ходу производства, на потребителях. Особенно досаждали тогда недолговечные и жутко дефицитные компоненты системы электронного зажигания (особенно ранняя модель коммутатора 36.3734). Впрочем, и карбюраторы типа -"Солекс" особо расслабиться не давали (и не дают до сих пор), не говоря уже о текущих стойках, износе чехлов и самих ШРУСов, "гремящих" передней панели и обивке салона и ненадежной конструкции замков дверей. Частично с некоторыми неисправностями на более поздних выпусках смогли справиться, например, с самоотворачиванием гаек передних ступиц и обрывом троса сцепления, но большинство проблем благополучно продолжают отравлять жизнь владельцам "Самар". Впрочем, скрипы и треск, которые издают обивка и панели, могут говорить и о неправильной эксплуатации (с перегрузкой, от которой повело кузов) или о неплотном прилегании панелей обивки к правленому после аварии кузову. Несмотря на широкие двери, выход и вход на заднее трехместное сиденье затруднены. Это обстоятельство, как правило, толкуется в пользу некоего имиджа молодежной спортивности, хотя во всем мире это, скорее, признак "автомобиля для домохозяек" (дешевле и безопаснее при перевозке маленьких детей - не вывалятся). Салон комплектуют гобеленовыми анатомическими сиденьями с достаточным запасом по регулировкам в трех направлениях, обивка дверей дефектами не страдает, как и прочая периферия в салоне (хотя и начинают "аккомпанировать" уже после небольшого пробега). Среди досадных мелочей встречаются такие, как отсутствие подголовников для задних сидений и пепельницы, неудобство доступа к ремням безопасности передних сидений (слишком далеко сдвинута назад стойка кузова), высокое расположение кромки багажника. Запасное колесо расположено в нише багажника. Вместимость багажника увеличивается при сложенной спинке заднего сиденья (к сожалению, она не складывается по частям и не принимает до конца горизонтальное положение, что не позволяет перевозить действительно громоздкие предметы). Машина оснащается рядными 4-цилиндровыми бензиновыми двигателями. Первоначально базовым двигателем на ВАЗ-2108 был взят 1,3-литровый 65-сильный (ВАЗ-2108) с четырехступенчатой коробкой передач. Его отличает, при правильном и своевременном техническом обслуживании, достаточная надежность. Он способен без проблем пройти 150 тыс. км (при условии не гоночного темперамента владельца). Единственное, с чем придется мириться, так это с частой заменой масляного фильтра и необходимостью обслуживания зажигания и регулировки клапанов только на СТО. Модификация ВАЗ-21083, выпускаемая с 1987 года, оснащается карбюраторным двигателем рабочим объемом 1,5л. ВАЗ-21083i - инжекторным двигателем рабочим объемом 1.5л. Несколько позже, для экспорта в некоторые страны, начали производство модификации ВАЗ-21081 с рядным 4-цилиндровыми бензиновым 1,1-литровым 53-сильным не слишком темпераментным двигателем. В 1996 году выпуск этой модификации завершили. В 1990 году был проведен рестайлинг передней части, в результате которого "восьмерка" приобрела иную форму крыльев и избавилась от пресловутого "клюва". На рынке версии с отдельным "клювом" в передке и "коротким крылом" (до 1991 года выпуска) уступают место моделям ВАЗ-21083 с "длинным крылом". Достаточно много предложений о продаже ВАЗ-21081 и ВАЗ-21083 с велюровым салоном и более удобной панелью "люкс" с тахометром и маршрутным компьютером (стандарт для седанов ВАЗ-21099 и версий с инжекторными двигателями), которые также устанавливают на автомобили, побывавшие в аварии (чтобы подороже спихнуть). Следует настороженно относиться к предложениям молодых автовладельцев о продаже нестандартных машин 6-7-летней давности, начиненных различными аксессуарами и "музыкой". Тем не менее за последние годы возникло множество небольших тюнинговых фирм, вовсю превращающих "восьмерку" в "почти купе". Особенно популярна замена серийных стоек на импортные газонаполненные, доработка двигателей и т.д. В свое время неудачный дизайн "клюва" вызвал к жизни целую прослойку мелких фирм и фирмочек, которые пытались выпускать различные накладные детали оформления, менявшие неудачную внешность "восьмерки". Существует еще ряд моделей, которые по своим характеристикам не отличаются от базовых моделей, но из за разницы в расположении узлов и агрегатов получили собственные индексы. Экспортные варианты, выпускаемые для Великобритании - ВАЗ-21086, ВАЗ-21087, ВАЗ-21088. Это аналоги соответственно моделей ВАЗ-2108, ВАЗ-21081, ВАЗ-21083, но с правосторонним расположением рулевой колонки. Соответственно изменено расположение педалей управления и вакуумного усилителя тормозов. Изменен алгоритм движения дворников ветрового стекла. Они двигаются слева направо, что обусловлено 'зеркальным' механизмом привода дворников. По объявлениям изредка встречаются кабриолеты западного производства с инжекторными двигателями (Natasna, Bohemia Cabrio). Иногда предлагают модели с правым рулем из Великобритании (такие машины носят заводские индексы: 21086 с двигателем 1,3 л; 21087 - 1,1 л; 21088- 1,5 л). Попадается также двухместный фургон ВАЗ-2108Ф (ВАЗ-1706) Челнок (название говорит само за себя) с высокой пластиковой крышей (общая высота 1900 мм) и грузовым отсеком объемом в 2,2 куб.м. Его грузоподъемность 450 кг, а погрузочная высота за счет оригинальной конструкции задней двери понижена до 550 мм. Сейчас можно выбрать варианты с различными панелями приборов ("высокая" или "низкая"), с системой впрыска топлива и различным доплнительным оборудованием. Последняя новинка - устанавливаемая на заводе на часть выпуска системы защиты автомобиля от угона. Этот, в целом удачный автомобиль, даже после более 15 лет выпуска остается популярным у покупателей, в основном благодаря низкой цене, хорошим ездовым свойствам и доступности ремонта. В 1998 году на базе моделей 21083 и 21213 был разработан внедорожник ВАЗ-210834 Лада Тарзан, в 2000 году ВАЗ-210832 Спутник / Cамара. С 2001 г. была принята новая программа комплектации моделей: варианты исполнения для автомобилей с карбюраторным двигателем: "стандарт" (ВАЗ-21083-00), "норма" (ВАЗ-21083-01) и "люкс" (ВАЗ-21083-02). В модельном ряду АО "АВТОВАЗ" 2001-2002 гг. представлены модификации ВАЗ-21083 с карбюраторным и впрысковым двигателями.
Описание автомобиля
- 1. Описание автомобиля
- Подкапотное пространство
- Общие данные
- Технические характеристики
- Паспортные данные
Эксплуатация автомобиля
- 2. Эксплуатация автомобиля
- Боковые двери
- Дверь задка
- Открытие и закрытие капота
- Багажное отделение
- Замена и обслуживание щеток стеклоочистителя
- Регулировка передних сидений
- Органы управления
- Вентиляция и отопление салона
- Устранение запотевания или обмерзания стекол
- Ремни безопасности
- Заправка автомобиля
- Что необходимо иметь в автомобиле
- Подготовка автомобиля к выезду
- Проверка колес
- Проверка уровня и доливка охлаждающей жидкости
- Проверка уровня и доливка масла в систему смазки
- Проверка уровня и доливка жидкости в бачок омывателя
- Проверка уровня и доливка масла в коробку передач
- Проверка уровня и доливка тормозной жидкости
- Пуск двигателя
- Отключение и подключение аккумуляторной батареи
- Снятие и установка аккумуляторной батареи
- Замена колеса
- Проверка и очистка радиатора
- Поднятие автомобиля
- Буксировка
- Замена предохранителей
- Эксплуатация в гарантийный период
- Обкатка
Техническое обслуживание автомобиля
- 3. Техническое обслуживание автомобиля
- Проверка герметичности системы охлаждения
- Проверка герметичности топливной системы
- Замена охлаждающей жидкости
- Замена масляного фильтра и масла в двигателе
- Проверка и регулировка стояночного тормоза
- Замена фильтрующего элемента воздушного фильтра
- Проверка и регулировка ремня привода генератора
- Замена ремня привода генератора
- Очистка и промывка деталей системы вентиляции картера
- Проверка и замена свечей
- Замена фильтра тонкой очистки
- Проверка терморегулятора воздушного фильтра
- Замена масла в коробке передач
- Проверка привода передних колес и шарнира тяги переключения передач
- Проверка состояния элементов передней и задней подвесок, их резинометаллических шарниров, втулок и подушек
- Проверка люфта рулевого колеса
- Проверка состояния рулевых тяг, их защитных колпачков, защитных чехлов механизма рулевого управления
- Замена тормозной жидкости
- Проверка и замена колодок тормозного механизма переднего колеса
- Проверка и замена колодок тормозного механизма заднего колеса
- Прокачка тормозной системы
- Проверка эффективности работы тормозной системы
- Проверка герметичности тормозной системы
- Проверка работы вакуумного усилителя
- Проверка регулятора давления
- Проверка и регулировка свободного хода педали тормоза
- Проверка системы выпуска отработавших газов
- Обслуживание аккумуляторной батареи
- Проверка работы элементов электрооборудования
- Регулировка света фар
- Замена ламп
за автомобилем
- 4. Уход за автомобилем
- Уход и восстановление лакокрасочного покрытия кузова
- Смазка кузова
- Прочистка дренажных отверстий
- Хранение автомобиля
- Подготовка к зимней эксплуатации
- Советы по пуску двигателя в сильный мороз
- Что полезно купить к зиме
- Советы по зимней эксплуатации автомобиля
Неисправности в пути
- 5. Неисправности в пути
- Неисправности системы впрыска
- Проверка электрооборудования
- Появились посторонние стуки
- Вибрация и удары на рулевом колесе
- Проблемы с тормозами
- Прокол колеса
Ходовая часть
Рулевое управление
Тормозная система
Электрооборудование
- Электрооборудование
- Генератор
- Стартер
- Освещение и световая сигнализация
- Отопитель
- Стеклоочистители
- ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
- Система зажигания
- Панель приборов (высокая)
- Панель приборов (низкая)
Кузов
- 10. Кузов
- Замена заднего буфера
- Замена облицовки радиатора
- Замена переднего крыла
- Cнятие и установка капота
- Регулировка капота
- Регулировка замка капота
- Боковая дверь
- Дверь задка
- Переднее сиденье
- Заднее сиденье
- Ремни безопасности
Двигатель и его системы
- 11. Двигатель и его системы
- Регулировка зазоров в приводе клапанов
- Система питания
- Снятие масляного насоса
- Радиатор и вентилятор с кожухом
- Система выпуска отработавших газов
- Полная разборка двигателя
- Блок цилиндров. Осмотр, дефектовка и ремонт
- Поршень с шатуном. Разборка, дефектовка и сборка
- Головка блока цилиндров
- Сборка двигателя
- Замена масла в двигателе и масляного фильтра
- Замена и регулировка натяжения ремня привода генератора
- Замена и регулировка натяжения ремня привода распределительного вала
- Регулировка карбюратора
Трансмиссия
- 12. Трансмиссия
- Снятие коробки передач
- Установка коробки передач
- Регулировка привода сцепления
- Разборка коробки передач
- Осмотр и дефектовка деталей коробки передач
- Вторичный вал коробки передач
- Первичный вал коробки передач
- Дифференциал
- Синхронизатор
- Механизм переключения передач
- Сборка коробки передач
- Рычаг переключения передач
- Замена масла в коробке передач
- Замена сцепления
- Привод сцепления
- Привод передних колес