1. Установите двигатель на прочные опоры. | | |
| 2. Отверните три гайки крепления стартера. | 3. Снимите стартер. |
| |
4. Отверните три болта и гайку крепления коробки передач к блоку цилиндров. | 5. Аккуратно снимите коробку передач. Следите за тем, чтобы шлицевой конец первичного вала не опирался на лепестки диафрагменной пружины. |
| 6. Вставьте оправку в отверстие нажимного диска Снять сцепление можно и без оправки, но при этом надо придерживать ведомый диск – он может выпасть из кожуха сцепления. Оправку можно изготовить по размерам первичного вала или использовать вместо нее старый первичный вал. |
| | |
7. Отверните шесть болтов крепления кожуха сцепления к маховику, заблокировав маховик отверткой. Для упора отвертки установите подходящий по диаметру болт. | 8. Аккуратно снимите кожух сцепления вместе с ведомым диском. | 9. Снимите верхнюю крышку картера сцепления с установочных штифтов, поверните ее и выньте из-за маховика |
| 10. Отверните шесть болтов крепления маховика, зафиксировав его от проворачивания. Снимите стопорную пластину, придерживая маховик. |
| 11. Снимите маховик с коленчатого вала. |
| 12. Установите поршень первого цилиндра в в.м.т. такта сжатия. Для этого проверните коленчатый вал ключом за болт до совпадения метки на шкиве коленчатого вала с длинной меткой на передней крышке. |
| | |
13. Снимите наконечники проводов со свечей зажигания. | 14. Отсоедините шланг от вакуум-корректора. | 15. Отверните три гайки крепления распределителя зажигания. Снимите кронштейн крепления высоковольтных проводов. |
| | |
16. Снимите распределитель зажигания. | 17. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините шланг от топливного насоса. | 18. Отверните две гайки крепления топливного насоса. |
| | |
19. Аккуратно снимите топливный насос, чтобы не повредить прокладку. | 20. Осторожно снимите теплоизоляционную проставку со штоком, не повредив регулировочные прокладки. | 21. Отверните болт с внутренним шестигранником крепления корпуса привода распределителя зажигания (вспомогательных агрегатов). |
| | |
22. Снимите корпус привода распределителя зажигания (вспомогательных агрегатов). | 23. Отверните три болта крепления передней крышки. | 24. Снимите переднюю крышку. |
| | |
25. Ослабьте затяжку гаек крепления генератора. | 26. Поверните генератор к блоку. | 27. Снимите ремень привода генератора. |
| | |
28. Отверните болт крепления натяжной планки к блоку цилиндров. | 29. Полностью отверните гайку крепления генератора. | 30. Выньте болт, придерживая генератор, и снимите его с двигателя. |
| | |
31. Отверните две колпачковые гайки крепления крышки клапанов. | 32. Аккуратно снимите крышку клапанов вместе с уплотнительной прокладкой. | 33. Ослабьте болт крепления шкива распределительного вала, удерживая его от проворачивания, для чего уприте отвертку в шпильку крепления задней крышки. |
| 1 – натяжной ролик 2 – шкив распределительного вала 3 – ремень привода распределительного вала 4 – шкив генератора 5 – ремень генератора 6 – шкив коленчатого вала 7 – шкив водяного насоса |
| | |
34. Ослабьте гайку натяжного ролика. | 35. Поверните натяжной ролик, ослабив натяжение ремня. | 36. Снимите ремень с шкива распределительного вала, натяжного ролика и шкива водяного насоса. |
| | |
37. Отверните болт крепления шкива распределительного вала и выньте его вместе с шайбой. | 38. Аккуратно, чтобы не повредить сальник, спрессуйте с помощью съемника шкив распределительного вала и снимите его. При отсутствии съемника, воспользуйтесь двумя отвертками. | 39. Снимите заднюю крышку. |
| | |
40. Отверните четыре болта и гайку шпильки крепления задней крышки. | 41. Отверните болт крепления шкива коленчатого вала, удерживая вал от проворачивания. | 42. Снимите шкив коленчатого вала, зубчатый шкив и ремень ГРМ. |
| Чтобы зафиксировать коленчатый вал от проворачивания, заверните два болта крепления маховика в отверстия фланца коленчатого вала и вставьте между ними большую отвертку или монтажную лопатку. |
| | |
43. Отверните гайку крепления и отсоедините кронштейн от подводящей трубы водяного насоса. | 44. Отверните десять болтов крепления головки блока специальным ключом под внутренний шестигранник. | 45. Выньте болты с шайбами. |
| Расположение болтов крепления головки блока. |
| | |
46. Снимите головку блока цилиндров. | 47. Снимите уплотнительную прокладку головки блока цилиндров. | 48. Отверните два болта крепления и снимите подводящую трубу водяного насоса. |
| Предупреждение к операции 46 Не забивайте между головкой и блоком цилиндров отвертку или другие инструменты. Чтобы оторвать головку от блока, вставьте отвертку под выпускной коллектор. Используя ее как рычаг, приподнимите головку. |
| | |
49. Выньте водяной насос, подцепив его отверткой. | 50. Переверните двигатель масляным картером вверх и отверните шестнадцать болтов крепления масляного картера. | 51. Снимите масляный картер и уплотнительную прокладку. |
| Для снятия масляного фильтра воспользуйтесь специальным ключом. Если ключа нет, а фильтр не удается отвернуть руками, пробейте его корпус отверткой и отверните фильтр, пользуясь отверткой как рычагом. |
| | |
52. Отверните масляный фильтр. Отверните два болта крепления приемника масляного насоса к крышке опоры коленчатого вала и болт крепления к масляному насосу. | 53. Выньте трубку приемника из масляного насоса и снимите приемник. | 54. Отверните шесть болтов крепления масляного насоса. |
| | |
55. Снимите масляный насос, сдвинув его с носка коленчатого вала. | 56. Отверните шесть болтов крепления держателя заднего сальника. | 57. Осторожно снимите держатель, отжав его отверткой от блока. |
| | |
58. Отверните гайки крепления крышки шатуна. | 59. Снимите крышку шатуна и вкладыш. Если демонтаж крышки затруднен, сбейте ее несильными ударами молотка. | 60. Протолкните шатун с поршнем внутрь цилиндра так, чтобы шатун не касался его стенок. Иначе можно повредить зеркало цилиндра. |
| Расположение гаек крепления шатунов (стрелки белого цвета) и болтов крепления крышек коренных подшипников (стрелки красного цвета). |
| | |
61. Осторожно выньте поршень в сборе с шатуном и верхним вкладышем из блока, стараясь не повредить зеркало цилиндра. Таким же образом выньте остальные поршни. Если вкладыши остались на валу, снимите их. | 62. Отверните болты крепления крышек коренных подшипников. | 63. Снимите крышки коренных подшипников и нижние вкладыши. Выньте коленчатый вал из блока цилиндров. |
| 64. Выньте верхние вкладыши коренных подшипников из постелей блока цилиндров. Выньте опорные полукольца из средней опоры. При разборке двигателя рекомендуем заменить вкладыши |