12.23. Антиблокировочная система (ABS)
Антиблокировочная система тормозов (Bendix ABS) 1 – электронный управляющий модуль, 2 – гидравлический узел, 3 – узел насоса с электрическим приводом, | 4 – датчики передних колес, 5 – датчики задних колес |
1 – узел насоса с электрическим приводом, 2 – датчик 16,0 МПа, 3 – датчик 18,0 МПа, 4 – датчик 9,0 МПа, 5 – электронный управляющий модуль, 6 – аккумулятор давления, 7 – передатчики давления, 8 – датчики, | 9 – гидравлический узел, 10 – зубчатые колеса, 11 – сигнальная лампочка, 12 – контрольный разъем (М897), А/Е – электрически управляемые впускные-выпускные клапаны, F – тормоза, R – бачок тормозной жидкости |
Принцип работы Во время интенсивного торможения колесо может скользить по поверхности. Окружная скорость колеса в этом случае меньше скорости автомобиля. Скольжение минимальное (0%), когда колесо катится свободно, и максимальное (100%), когда колесо заблокировано. Эффективность торможения наибольшая, когда коэффициент скольжения составляет 15%, что позволяет сохранять хорошие устойчивость и управляемость автомобиля. Роль ABS состоит в ограничении давления в тормозной системе таким образом, чтобы значение коэффициента скольжения было приблизительно равно рекомендуемому. Действие этой системы должно быть немедленное и независимое для каждого колеса. Система должна незамедлительно реагировать на каждое изменение дорожного покрытия и нагрузки на автомобиль. Конструкция ABS состоит из электронных и гидравлических элементов. В ее состав входят следующие части. Размещенный на месте классического главного тормозного цилиндра гидравлический узел, который имеет два передатчика давления, питающие два независимых контура системы типа "Х" и шесть электронно управляемых клапанов модуляции давления. Четыре из них получают электрические сигналы, посылаемые управляющим модулем, и модулируют давление в тормозном контуре. Два остальных клапана предохраняют от внезапных изменений давления в передних тормозах так, чтобы не ухудшить характеристик автомобиля. Четыре датчика (по одному на каждое колесо), которые посылают в управляющий модуль данные о мгновенной скорости каждого колеса. Электронный управляющий модуль (размещенный на стенке переднего левого крыла), который на основе данных от датчиков управляет электрическими клапанами гидравлического узла. Этот модуль оснащен также автодиагностическим приспособлением, которое информирует водителя о возникновении неисправности. Узел насоса с электрическим приводом, который создает необходимое давление в тормозной системе. Три различных типа ABS могут применяться в зависимости от модели автомобиля. СИСТЕМА BENDIX С СОСТАВНОЙ ABS Эта система устанавливалась на некоторые модели до 1993 года как стандартное оборудование. Система приспособлена вместо обычной системы, действие тормозной педали передается на блок гидравлического управления, который заменяет главный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель в обычной тормозной системе. Система работает при очень высоком давлении, обычно от 158 до 183 бар, которое создается электрическим насосом, установленным на модуляторе. Система продолжит работать, даже если датчик, установленный на колесе автомобиля, вышел из строя. В случае общей поломки блок управления возвратит систему к обычному торможению. СИСТЕМА BENDIX С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ABS Система Bendix с дополнительной ABS устанавливается на некоторые модели, ABS приспособлена в дополнение к обычным элементам тормозной системы. Система использует давление, создаваемое обычным главным тормозным цилиндром и вакуумным усилителем. Система продолжит работать в режиме обычного торможения в случае поломки ABS. СИСТЕМА BOSCH 2E С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ABS Система Bosch 2E с дополнительной ABS устанавливается на некоторые модели с 1993 года и подобна Bendix с дополнительной ABS. Функционирование Если один из датчиков регистрирует начало блокирования колеса, то управляющий модуль воздействует на соответствующий электрический клапан, который закрывается и благодаря этому удерживает необходимое давление торможения (для этого колеса). Если все-таки наступит полное блокирование колеса, то электрический клапан соединяет соответствующий тормоз с компенсационным бачком и давление резко падает. Колесо снова начинает вращаться. Это вызывает изменение состояния электрического клапана, благодаря чему снова происходит рост давления. Этот цикл выполняется очень быстро (несколько раз в секунду), а весь процесс длится или до остановки автомобиля, или до ослабления нажатия на педаль. Контроль ABS снабжена соединенным с управляющим модулем устройством автодиагностики, которое в случае возникновения неисправности электронной части системы вызывает загорание контрольной лампочки на комбинации приборов. Эта лампочка не указывает на источник неисправности. Для точного определения причины неисправности следует применить следующий метод.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||
|
Поиск причин неисправности
Кодовым обозначением неисправности является число 51.ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||
|
Код неисправности | Неисправный элемент | Предмет проверки |
14 | Гидравлическое устройство | Уровень тормозной жидкости |
Гидравлическое давление | ||
Управление гидравлическим устройством | ||
23 | Контур сигнальной лампочки ABS | Диод |
Участок электрической цепи между сигнальной лампочкой ABS и предохранителем | ||
24–33 | Датчик заднего левого колеса | Сигнал, идущий от датчика Сопротивление датчика Участок электрической цепи между датчиком и электронным модулем |
25–34 | Датчик переднего правого колеса | |
31–35 | Датчик заднего правого колеса | |
32–41 | Датчик переднего левого колеса | |
42 | Электрически управляемый клапан передний правый | Функционирование электрически управляемого клапана Сопротивление электрически управляемого клапана Участок электрической цепи между электрически управляемым клапаном и электроннным модулем |
43 | Электрически управляемый клапан (ограничение) передний правый | |
44 | Электрически управляемый клапан передний левый | |
45 | Электрически управляемый клапан (ограничение) передний левый | |
51 | Электрически управляемый клапан задний правый | |
52 | Электрически управляемый клапан задний левый |