1. Установите поршень в шатун и вставьте поршневой палец через поршень и шатун до фиксации его уже установленным стопорным кольцом. |
Предупреждение Проверьте, чтобы относительное положение поршня и шатуна было таким же, как и до разборки. |
| 2. Установите второе пружинное стопорное кольцо поршневого пальца в канавку с другой стороны поршня. |
| 3. Держите поршень вертикально и проверьте свободу перемещения шатуна. |
| 4. Установите три части маслосъемного кольца на поршень: – смажьте чистым моторным маслом расширитель маслосъемного кольца и верхнюю и нижнюю части кольца; – установите расширитель маслосъемного кольца на поршень так, чтобы концы расширителя были направлены вверх; – установите нижнюю часть маслосъемного кольца на поршень. Кольцо может быть установлено любой стороной вверх; – установите верхнюю часть маслосъемного кольца на поршень. Кольцо может быть установлено любой стороной вверх. |
| 5. Проверьте, что расширитель маслосъемного кольца разделяет верхнюю и нижнюю части маслосъемного кольца и свободно проворачивается на поршне. |
6. Пассатижами для разжатия поршневых колец установите на поршень 2-е компрессионное кольцо. |
7. Пассатижами для разжатия поршневых колец установите на поршень 1-е компрессионное кольцо. |
Предупреждение Метки "R" или "Y" на компрессионных кольцах должны быть направлены к верхней части поршня. |
| |
8. Расположите замки поршневых колец как показано на рисунках. |
9. Установите шатунный вкладыш в шатун |
| 10. Для защиты шейки коленчатого вала от повреждения оденьте на болты крепления крышек шатунов отрезки резиновой или пластиковой трубки. |
11. Установите поршень с поршневыми кольцами над первым цилиндром, при этом метка F на поршне должна быть направлена к передней части блока цилиндров. |
12. Проверните коленчатый вал в такое положение, чтобы шатунная шейка коленчатого вала 1-го цилиндра находилась в нижней мертвой точке. |
| 13. Специальным приспособлением сожмите поршневые кольца на поршне. |
14. Ручкой молотка вдавите поршень в цилиндр так, чтобы нижняя головка шатуна установилась на шейку коленчатого вала. |
15. Установите шатунный вкладыш в крышку шатуна. |
16. Расположите отрезки пластикового измерительного стержня Plastigauge на шейках шатунных подшипников коленчатого вала. |
17. В соответствии с маркировкой установите крышки шатунов и закрепите их гайками. Момент затяжки: 29–34 Н•м |
Предупреждение При установке шатунов совместите метки, нанесенные на шатун и крышку шатуна и правильно сориентируйте шатун по отношению к блоку цилиндров, так как в противном случае будет нарушена подача смазки к шатунным вкладышам. После установки всех поршней поверните коленчатый вал в такое положение, чтобы поршни расположились между ВМТ и НМТ, затем установите головку блока цилиндров. Это исключит соударение поршней и клапанов, которое может привести к деформации клапанов и повреждению двигателя. |
| 18. Выверните гайки и снимите крышку шатуна. |
19. Измерительным шаблоном измерьте ширину деформированного пластикового стержня Plastigauge и определите величину зазора. Удалите деформированный пластиковый стержень Plastigauge с шеек коленчатого вала и вкладышей шатунных подшипников. Номинальный зазор в шатунном подшипнике: 0,026–0,054 мм Предельно допустимый зазор: 0,10 мм |
20. Если зазор превышает предельно допустимое значение, перешлифуйте шейки коленчатого вала и используйте ремонтные вкладыши увеличенного размера. |
| 21. Нанесите тонкий слой моторного масла на шатунную шейку коленчатого вала и шатунный вкладыш в крышке шатуна. |
22. Установите крышку шатуна и закрепите гайками. Момент затяжки: 29–34 Н•м |
| 23. Щупом, вставленным между шатуном и коленчатым валом, измерьте боковой зазор шатуна. Номинальный боковой зазор шатуна: 0,110–0,262 мм Предельно допустимый зазор: 0,30 мм |
Предупреждение Не измеряйте зазор между крышкой шатуна и коленчатым валом. |
24. Если боковой зазор шатуна превышает предельно допустимое значение, замените шатун и крышку шатуна. |