2.9. Головка блока цилиндров
Головка блока цилиндров двигателя DOHC (A5D)
1 – болт, 37–52 Н•м; 2 – шпилька, 29–35 Н•м; 3 – болт, 4,9–8,8 Н•м; 4 – крышка головки блока цилиндров; 5 – элементы крышки головки блока цилиндров; 6 – прокладка крышки головки блока цилиндров; 7 – болт, 11,2–14,2 Н•м; | 8 – крышка распределительных валов; 9 – болт, 37–52 Н•м; 10 – распределительные валы; 11 – шпилька, 7,8–12 Н•м; 12 – головка блока цилиндров; 13 – шпилька, 7,8–12 Н•м; 14 – прокладка головки блока цилиндров |
Головка блока цилиндров двигателя SOHC (A3E)
1 – болт, 7,8–11 Н•м; 2 – болт, 19–25 Н•м; 3 – крышка термостата; 4 – термостат; 5 – болт, 19–25 Н•м; 6 – болт, 22–28 Н•м; 7 – гидравлический компенсатор зазоров клапанов; 8 – болт, 22–28 Н•м; 9 – крышка головки блока цилиндров; 10 – болт, 4,9–8,8 Н•м; 11 – вал рычагов; 12 – рычаги; 13 – рычаги; 14 – вал рычагов; | 15 – распределительный вал; 16 – сухари; 17 – тарелка пружины клапана; 18 – пружина клапана; 19 – прокладка; 20 – маслоотражательный колпачок; 21 – направляющая втулка клапана; 22 – шкив зубчатого ремня распределительного вала; 23 – болт, 49–61 Н•м; 24 – головка блока цилиндров; 25 – прокладка головки блока цилиндров; 26 – клапан |
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения и отсоедините верхний шланг радиатора. | 2. Снимите широкий шланг, расположенный между воздушным фильтром и главной крышкой. | 3. Снимите патрубок воздухозаборника. | 4. Снимите вакуумный шланг, шланг подачи топлива и шланг охлаждающей жидкости. | 5. Снимите высоковольтные провода со свечей зажигания. Снятие высоковольтных проводов проводите за свечные наконечники, а не за сами провода. | 6. Снимите катушку зажигания. | 7. Снимите масляный насос усилителя рулевого управления и кронштейн. | 8. Снимите впускной коллектор. | 9. Снимите термозащитный экран и выпускной коллектор в сборе. | 10. Снимите шкив водяного насоса и шкив коленчатого вала. | 11. Снимите кожух зубчатого ремня. | 12. Снимите шкив натяжного механизма зубчатого ремня. | 13. Снимите зубчатый ремень. | 14. Снимите крышку головки блока цилиндров и крышку распределительных валов. | | 15. В определенной последовательности, за 2–3 этапа выверните болты крепления головки блока цилиндров. Снимите головку блока цилиндров и прокладку головки блока цилиндров. | 16. Очистите сопрягаемые поверхности головки блока цилиндров и блока цилиндров от остатков прокладки. | Предупреждение Исключите попадание остатков прокладки в каналы для смазки и цилиндры двигателя. | |
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
Проверьте прокладку головки блока цилиндров на отсутствие утечек, пятен от охлаждающей жидкости или прожогов прокладки между цилиндрами. | |
Проверка головки блока цилиндров
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Осмотрите головку блока цилиндров на отсутствие повреждений, трещин, утечек масла и охлаждающей жидкости. При необходимости замените головку блока цилиндров. | | 2. Металлической линейкой и щупом в шести направлениях проверьте плоскостность головки блока цилиндров. При необходимости перешлифуйте головку блока цилиндров. Максимальное отклонение от плоскостности: Двигатель A5D: 0,03 мм Двигатель A3E: 0,05 мм | Предупреждение Перед установкой головки блока цилиндров проверьте следующие элементы и при необходимости выполните ремонт или замените головку: – состояние и глубину установки седел клапанов; – повреждение сопрягаемых поверхностей впускного и выпускного коллекторов; – зазоры в подшипниках и осевой люфт распределительных валов. | | 3. Металлической линейкой и щупом в двух направлениях измерьте плоскостность сопрягаемых поверхностей коллекторов. Максимальное отклонение от плоскостности: Двигатель A5D: 0,03 мм Двигатель A3E: 0,05 мм | | 4. Измерьте высоту головки блока цилиндров от основания головки блока цилиндров до поверхности установки прокладки крышки головки блока цилиндров. Высота: Двигатель A5D: 127,8–128,0 мм Двигатель A3E: 107,4–107,6 мм | 5. Если высота головки блока цилиндров отличается от номинальных значений, замените головку блока цилиндров. | Предупреждение Если необходимо произвести механическую обработку головки блока цилиндров, предварительно снимите впускной и выпускной коллекторы и проверьте плоскостность сопрягаемых поверхностей коллекторов. | 6. Металлической линейкой и щупом в двух направлениях измерьте плоскостность сопрягаемых поверхностей коллекторов. Отклонение от плоскостности: не более 0,05 мм | 7. Если неплоскостность превышает допустимые пределы, замените головку блока цилиндров. | |
Установка головки блока цилиндров двигателя A5D
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Очистите сопрягаемые поверхности головки блока цилиндров от остатков прокладки. | 2. Установите новую прокладку на блок цилиндров двигателя. При установке прокладки используйте герметик. Не используйте повторно прокладку головки блока цилиндров. Установите головку блока цилиндров. | | 3. В определенной последовательности затяните болты крепления головки блока цилиндров в несколько этапов: а. затяните болты моментом затяжки 49 Н•м; b. в последовательности, обратной затягиванию, ослабьте болты крепления головки блока цилиндров; c. повторно затяните болты моментом затяжки 25 Н•м; d. доверните болты на 90°. | Предупреждение Не проворачивайте коленчатый вал двигателя при снятом зубчатом ремне. Перед установкой убедитесь, что поршни расположены между ВМТ и НМТ. Это исключит соударение поршней и клапанов, которое может привести к деформации клапанов и повреждению двигателя. Два болта (7 и 8) короче других болтов. Не устанавливайте эти болты в другие позиции. Для крепления головки блока цилиндров необходимо использовать новые болты. | 4. Установите шкив механизма натяжения зубчатого ремня. | 5. Установите зубчатый ремень на шкив распределительного вала, при этом убедитесь, что все установочные сетки совмещены с указателями. | 6. Проверьте совмещение установочных меток всех шкивов зубчатого ремня. | 7. Установите крышку головки блока цилиндров и закрепите ее болтами, затянув их требуемым моментом. Момент затяжки: 4,9–8,8 Н•м | 8. Установите кожух зубчатого ремня. | 9. Установите новую прокладку впускного коллектора и впускной коллектор. Закрепите впускной коллектор болтами, затянув их требуемым моментом. | 10. Установите новую прокладку выпускного коллектора и выпускной коллектор. Закрепите выпускной коллектор гайками, затянув их требуемым моментом. | 11. Установите уравнительный резервуар и затяните боты и гайки требуемым моментом. Момент затяжки: Болты и гайки крепления впускного и выпускного коллекторов: 15–20 Н•м Уравнительный резервуар к гайкам и болтам впускного коллектора: 15–20 Н•м | 12. Установите масляный насос усилителя рулевого управления и кронштейн. | 13. Установите катушку зажигания. | 14. Установите патрубок воздухозаборника. | 15. Подсоедините вакуумный шланг, шланг подачи топлива и шланг системы охлаждения. | 16. Установите широкий шланг между воздушным фильтром и главной крышкой. | |
Установка головки блока цилиндров двигателя A3E
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Очистите сопрягаемые поверхности головки блока цилиндров от остатков прокладки. | 2. Установите новую прокладку на блок цилиндров двигателя. При установке прокладки используйте герметик. Не используйте повторно прокладку головки блока цилиндров. | 3. Установите головку блока цилиндров. | | 4. В определенной последовательности затяните болты крепления головки блока цилиндров в несколько этапов: а. затяните болты моментом затяжки 49 Н•м; b. в последовательности, обратной затягиванию, ослабьте болты крепления головки блока цилиндров; c. повторно затяните болты моментом затяжки 25 Н•м; d. доверните болты на 90°. | |