Система антиблокировки тормозов (ABS) - общая информация и коды неисправностей
Когда транспортное средство оборудовано тормозной системой обычного типа, резкое выжимание педали ножного тормоза приводит к блокировке колес. При этом нарушается сцепление протектора с дорожным покрытием, и автомобиль может пойти юзом, теряя управляемость. Система антиблокировки тормозов (ABS) предотвращает преждевременную блокировку колес, непрерывно управляя скоростью их вращения во время торможения за счет модуляций давления гидравлической жидкости в каждом из тормозных механизмов. ABS состоит из двух основных подсистем: электрической и гидравлической. В электрическую часть системы входят четыре датчика скорости вращения колес, процессор управления и комплект соединительной электропроводки. Гидравлическая часть включает в себя модулятор давления, суппорты дисковых тормозных механизмов и соединяющие компоненты гидравлические линии. Принцип функционирования системы достаточно прост. Каждое из колес оборудовано индивидуальным датчиком оборотов. Датчик состоит из ротора (кольца с равномерно расположенными по его периметру зубцами) и чувствительного элемента в виде подмагниченной катушки. Чувствительный элемент датчика фиксирует моменты прохождения мимо него зубьев ротора и преобразует получаемую информацию в электрические сигналы, непрерывно передаваемые на процессор управления ABS. По результатам обработки поступающих сигналов процессор получает информацию об относительной скорости вращения каждого из колес. Пока все четыре колеса вращаются с одинаковой частотой, ABS пребывает в пассивном состоянии. Как только любое из колес начинает блокироваться, процессор фиксирует изменение входящего сигнала и вырабатывает команду на срабатывание модулятора, мгновенно сбрасывающего давление гидравлической жидкости в тормозном механизме соответствующего колеса. Как только нормальное вращение колеса восстанавливается, процессор приостанавливает функционирование модулятора. В действительности схема функционирования ABS намного сложнее, чем это может показаться, поэтому составители настоящего Руководства не рекомендуют владельцам автомобилей производить попытки самостоятельного выполнения ремонта системы. В случае возникновения неполадок разумнее всего будет обратиться к специалистам автосервиса.Считывание кодов неисправностей ABS
При запуске двигателя контрольная лампа ABS на приборном щитке автомобиля должна кратковременно включиться и почти сразу вновь погаснуть. Если по причине какого-либо нарушения лампа остается включенной после осуществления запуска двигателя, процессор ABS записывает в память блока самодиагностики соответствующий цифровой код. Считывание кодов производится при помощи специального сканера, подключаемого к 16-контактному диагностическому разъему, расположенному под передней накладкой порога водительской двери автомобиля. В отсутствии под рукой сканера автомобиль следует отогнать для считывания памяти и выполнения необходимого восстановительного ремонта на станцию техобслуживания. Ниже приведена идентификационная карта кодов неисправностей ABS.Выполнение любого восстановительного ремонта следует поручать специалистам автосервиса. |
Обозначение кода | Возможный источник нарушения |
11 | Датчик правого переднего колеса (обрыв или короткое замыкание в цепи) |
12 | Датчик правого переднего колеса (электрические помехи, либо нарушение стабильности сигнала) |
13 | Датчик левого переднего колеса (обрыв или короткое замыкание в цепи) |
14 | Датчик левого переднего колеса (электрические помехи, либо нарушение стабильности сигнала) |
15 | Датчик правого заднего колеса (обрыв или короткое замыкание в цепи) |
16 | Датчик правого заднего колеса (электрические помехи, либо нарушение стабильности сигнала) |
17 | Датчик левого заднего колеса (обрыв или короткое замыкание в цепи) |
18 | Датчик левого заднего колеса (электрические помехи, либо нарушение стабильности сигнала) |
21 | Ротор датчика правого переднего колеса |
22 | Ротор датчика левого переднего колеса |
23 | Ротор датчика правого заднего колеса |
24 | Ротор датчика левого заднего колеса |
31 | Входной электромагнит датчика правого переднего колеса |
32 | Выходной электромагнит датчика правого переднего колеса |
33 | Входной электромагнит датчика левого переднего колеса |
34 | Выходной электромагнит датчика левого переднего колеса |
35 | Входной электромагнит датчика правого заднего колеса |
36 | Выходной электромагнит датчика правого заднего колеса |
37 | Входной электромагнит датчика левого заднего колеса |
38 | Выходной электромагнит датчика левого заднего колеса |
41 | Блокировка правого переднего колеса |
42 | Блокировка левого переднего колеса |
43 | Блокировка правого заднего колеса |
44 | Блокировка левого заднего колеса |
51 | Блокировка мотора |
52 | Мотор остается выключенным |
53 | Мотор остается включенным |
54 | Реле предотвращения отказов |
61 | Чрезмерно низкое напряжение зажигания |
62 | Чрезмерно высокое напряжение зажигания |
71 | Шины различного диаметра |
81 | Диагностика блоков центрального процессора и ROM/RAM |
Очистка памяти процессора ABS
После устранения выявленных неполадок в системе память процессора должна быть очищена. Для очистки памяти снова понадобится сканер, при отсутствии которого под рукой автомобиль придется отогнать на станцию техобслуживания. Более подробная информация по сканерному считывателю приведена в Главе Управление двигателем.