2.39. Замена вкладышей
Измерение зазора коренного подшипника Монтаж упорных подшипников коленчатого вала | 1. УПОРНЫЕ БУРТИКИ СРЕДНЕГО КОРЕННОГО ПОДШИПНИКА 2. ДЕРЕВЯННЫЙ БРУСОК |
Измерение осевого зазора коленчатого вала Измерение боковых зазоров шатунов В зависимости от технического состояния шеек коленчатого вала замена вкладышей может быть произведена как без демонтажа двигателя, так и после снятия двигателя с автомобиля. Если двигатель снят с автомобиля, замену вкладышей следует производить в соответствии с приведенными ниже инструкциями и с учетом особенностей конкретного типа двигателя. Перед заменой надо проверить состояние коренных подшипников. На снятом с автомобиля и перевернутом двигателе коленчатый вал лежит на верхних опорах. Замерить зазоры в коренных подшипниках между нижними опорами и шейками вала. Если зазоры определяются на двигателе без его демонтажа с автомобиля, необходимо приподнять коленчатый вал вверх, чтобы выбрать зазоры между валом и верхними коренными опорами, и измерить зазоры между шейками и нижними вкладышами.
Замена вкладышей с демонтажом коленчатого вала ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Демонтировать крышки коренных подшипников с вкладышами. Вынуть вкладыши. | 2. Демонтировать коленчатый вал. Проверить состояние шеек вала. | 3. Вынуть вкладыши из коренных опор блока цилиндров. | 4. Смазать несущие поверхности новых вкладышей нужного размера и установить в постели коренных опор блока и в крышки подшипников. | 5. Установить коленчатый вал, закрепить крышки коренных подшипников. | |
Замена вкладышей без демонтажа коленчатого вала ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Снять масляный поддон, масляный насос, вывинтить свечи зажигания. Демонтировать крышку коренного подшипника, нуждающегося в замене вкладышей. Вынуть вкладыш из крышки. | 2. Установить монтажное приспособление для вкладышей в отверстии масляного канала шейки коленчатого вала. Если приспособление отсутствует, использовать шплинт, согнув его по месту. | 3. Повернуть коленчатый вал по часовой стрелке, если смотреть спереди двигателя. При этом вкладыш, находящийся в постели коренной опоры, повернется вместе с валом и выйдет наружу. | 4. Смазать новый вкладыш и вставить его гладкой стороной (без замка) между шейкой вала и коренной опорой блока со стороны расположения углубления под замок вкладыша. Повернуть вкладыш на место и вынуть монтажное приспособление из масляного канала в шейке. | 5. Смазать новый вкладыш и установить его в крышку коренного подшипника. | 6. Установить крышку подшипника. Стрелка на крышке должна быть направлена к передней части двигателя. | 7. Затянуть болты крышек коренных подшипников моментом 50 Нм + (40–60°). | |
Проверить ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Поверхности трения подшипников на наличие: – износа; – канавок; – внедренных инородных частиц. Если имеются подобные дефекты, установить вид этих частиц и их происхожде ние. Осмотреть отстой и осадок в масляном поддоне. | 2. Наружные поверхности подшипников на наличие: – износа. Следы износа свидетельству ют или о перемещениях вкладыша, или о наличии значительных неровностей на сопрягаемых деталях. – следов перегрева; – следов ослабления посадки и проворачивания (деформированный выступ замка, кольцевые канавки). | 3. Упорные поверхности (средний коренной подшипник) на наличие: – износа; – кольцевых канавок. Канавки вырабатываются из-за неровностей упорных торцов коленчатого вала. Предупреждение При обнаружении дефектов вкладышей, кроме нормального эксплуата ционного износа, требуется внимательно осмотреть сопрягаемые детали: коленчатый вал, коренную опору, крышку подшипника, шатун. | 4. Болты крепления крышек подшипников. Если болты растянуты, их следует заменить. | |
Измерить Для того чтобы правильно определить размер вкладышей, нужно тщательно измерить зазоры в подшипниках. Можно использовать любой из описанных ниже способов измерения. Однако способ А предпочтительнее, так как обеспечивает более надежные результаты.
Предупреждение В методе А измерения используются для расчетного определения зазора. Метод В предполагает непосредственное измерение зазора. Кроме того, метод В отличается тем, что не позволяет определить биение подшипника.
Не допускается установка вкладышей различного номинального размера в один коренной подшипник.
МЕТОД А ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Измерить с помощью микрометра диаметр коренной шейки вала. Измерения производить в нескольких местах по длине шейки в сечениях, отстоящих друг от друга на 90 градусов. Осреднить результаты измерений. | 2. Измерить конусность и овальность. | 3. Измерить внутренний диаметр вкладышей с помощью микрометра. При замене вкладышей измерения производить с новыми вкладышами. Предупреждение При измерениях болты крышек подшипников должны быть затянуты номинальным моментом. Если размеры шеек и отклонения от формы находятся в допустимых пределах, следует подобрать комплект вкладышей подходящего размера. В случае недопустимого износа шеек необходимо прошлифовать шейки коленчатого вала на ремонтный размер и установить комплект вкладышей уменьшенного размера. | |
МЕТОД В ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Установить вкладыши в опоры блока цилиндров и коленчатый вал. | 2. Наложить измерительный пластиковый вкладыш на всю длину коренного подшипника. | 3. Посадить крышку подшипника на место, осторожно постукивая по крышке сверху. Предупреждение Во избежание повреждений блока цилиндров и/или крышек коренных подшипников следует использовать молоток с латунным или свинцовым бойком или киянку с кожаной насадкой. Запрещено сажать крышку на место затягиванием крепежных болтов. Пренебрежение этими указаниями может привести к повреждению блока цилиндров или крышек подшипников. | 4. Затянуть болты номинальным моментом. Предупреждение Не проворачивать коленчатый вал. | 5. Снять крышку подшипника, оставив пластиковый вкладыш на месте. | 6. Измерить максимальную ширину деформированного пластикового вкладыша с помощью шкалы, нанесенной на упаковке вкладышей, см. рис. Измерение зазора коренного подшипника. | 7. Удалить полностью пластиковый вкладыш. | 8. Подобрать комплект вкладышей, который обеспечит требуемые зазоры в подшипнике. | |
Установить или присоединить
Предупреждение Вкладыши коренных подшипников не должны иметь царапин, рисок от напильника и должны устанавли ваться в постели без дополнительных прокладок. Не следует браться руками за поверхности трения вкладышей, иначе жировые выделения пальцев могут оставить следы на покрытии вкладыша.
Следует убедиться в чистоте отверстий крышек и сопрягаемых поверхностей крышек и опор блока. Описание монтажа уплотнения в крышке заднего коренного подшипника приведено ниже.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Опустить болты крышек в моторное масло. | 2. Вставить вкладыши подшипников в коренные опоры блока и крышки. Предупреждение Верхние и нижние вкладыши могут различаться. Следует проверить совпадение отверстий масляных каналов. Запрещено перекрывать любые масляные каналы. Вкладыши немного выступают наружу, когда установлены в свои гнезда. Проверить, чтобы вкладыши выступали одинаково на обеих сторонах. Убедиться в правильном положении замков вкладышей. | 3. При монтаже упорного коренного подшипника смазать упорные поверхности. | 4. Смазать поверхности трения подшипников чистым моторным маслом. | 5. Коленчатый вал. Предупреждение Следует остерегаться повреждений шеек коленчатого вала. Рекомендуется использовать защитные колпачки для болтов головок шатунов или направляющие пальцы. | 6. Крышки подшипников. Осторожно посадить крышки на свои места, слегка постукивая по ним подходящим инструментом. Предупреждение Во избежание повреждений блока цилиндров и/или крышек коренных подшипников следует использовать молоток с латунным или свинцовым бойком или киянку с кожаной насадкой. Запрещено сажать крышку на место затягиванием крепежных болтов. Пренебрежение этими указаниями может привести к повреждению блока цилиндров или крышек подшипников. | 7. Ввинтить болты крышек подшипников. Равномерно затянуть болты, затем отвернуть на один оборот и затянуть требуемым моментом. | 8. Установить упорный коренной подшипник, см. рис. Монтаж упорных подшипников коленчатого вала. Сдвинуть вал поочередно в обе стороны, чтобы выровнять упорные буртики вала относительно среднего коренного подшипника. | |
Проверить ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
Свободу перемещений шатунов и отсутствие заеданий. При необходимости ослабить болты крышек коренных подшипников и затянуть их снова. | |
Измерить ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Осевой зазор коленчатого вала, см. рис. Измерение осевого зазора коленчатого вала. | 2. Боковые зазоры шатунов, см. рис. Измерение боковых зазоров шатунов. | |