Содержание [скрыть]
- Что такое пневматическая подвеска
- Принцип работы пневматической подвески
- Что входит в пневматическую подвеску УАЗа Хантер
- Компрессор для пневматической подвески
- Система труб для подачи сжатого воздуха в подвеску
- Ресивер
- Газовые стойки и пневмобаллоны для подвески
- Манометр для пневматической подвески
- Система управления и электрический клапан для пневматической подвески
- Неисправности пневматической подвески
Основная зона движения для УАЗа Хантер — это бездорожье. И тут нужна качественная система амортизации неровностей дороги — подвеска , иначе езда по таким местностям превратится в нескончаемую пытку, выдержать которую под силу не каждому любителю экстрима. И здесь прекрасно показывает себя система пневматической подвески Хантера. Пусть она и не превращает рытвины и ухабы в подобие ровного шоссе, но всё же значительно сглаживает потрясения от их преодоления.
Что такое пневматическая подвеска
Если говорить простым языком, то это устройство, позволяющее менять клиренс легкового, и не только, автомобиля.
Для современных внедорожников, а именно к этому классу относится УАЗ Хантер, такая подвеска, это весьма полезная вещь. И вот почему, во время движения в местах, не имеющих никакого покрытия, ни асфальтного, ни бетонного, ни даже простой гравийной насыпи, очень часто есть риск попасть в «колею». Это раскатанная колёсами машин парная траншея. Посредине идёт «вал». Если клиренс недостаточный, то всегда присутствует возможность «сесть брюхом» на этот вал. И столкнуть оттуда тяжёлый вездеход очень трудно. А пневматическая подвеска увеличивает этот дорожный просвет и сводит этот риск к минимуму.
В то же время на хорошей трассе большой клиренс вездеходу только мешает:
- Ухудшается аэродинамика, и следовательно расход горючего.
- Понижается устойчивость на высокой скорости, то есть увеличивается риск опрокидывания автомобиля.
И вот тут снова приходит на помощь пневматическая подвеска. Давление снижается и машина опускается. Можно двигаться по трассе.
Принцип работы пневматической подвески
Здесь задействован принцип поршня, толкаемого газом (воздухом). Регулируется давление в этом «шприце» специальным клапаном который увеличивает или понижает в нём давление. При увеличении автомобиль «поднимается» и соответственно, если давление становится ниже, машина «садится». Подача воздуха осуществляется с ресивера, в который давление нагнетает компрессор.
Что входит в пневматическую подвеску УАЗа Хантер
Вся система пневматической подвески состоит из нескольких основных узлов. Это:
- компрессор;
- система трубопроводов;
- ресивер;
- исполнительные элементы (пневмобаллоны и газовые стойки);
- электроклапан;
- система управления;
- манометр.
Каждый из этих узлов играет свою важную роль в регулировке дорожного просвета.
Компрессор для пневматической подвески
Вообще, есть два варианта установки нагнетателя воздуха в ресивер. Это:
- Электрический компрессор.
- Механический агрегат.
Сразу нужно уточнить, в качестве механического нагнетателя устанавливается компрессор от армейских модификаций техники. При всей надёжности этих устройств имеется огромное «но». Очень трудно встроить механический компрессор в систему привода от коленчатого вала УАЗ Хантер. Кроме того, это очень большая дополнительная нагрузка на двигатель. Поэтому этим вариантом установки нагнетателя пользуются очень редко.
Наиболее распространённым вариантом является установка электрического компрессора, используемого обычно для подкачки колёс. Это более приемлемый вариант. Компрессор обычно ставится в моторном отсеке в районе аккумуляторной батареи. Кнопка включения выводится в салон на панель приборов. Это действительно удачный вариант. Многие водители рекомендуют ставить агрегат марки «Беркут 20» от Российской компании «ТАНИ».
Система труб для подачи сжатого воздуха в подвеску
Для монтажа системы пневматической подвески УАЗ Хантер используются медные трубопроводы от пневмоусилительной системы тормозов и системы АБС. Можно использовать и резиновые шланги высокого давления. И тот и другой вариант установки имеет как свои плюсы, так и минусы. На медные трубки, легче установить соединительные штуцера, с резиновыми это труднее, и соединения менее надёжны.
В то же время резиновые трубки лучше переносят тряску, которая происходит при движении вне дорог, и поэтому прослужат дольше.
Ресивер
Это устройство для накопления воздуха под давлением. В качестве ресивера для пневматической подвески УАЗ Хантер часто используют переделанные огнетушители, ведь они изначально предназначены для длительного сохранения находящегося под давлением газа. Иногда в ход идут баллоны из-под бытового газа небольшого объёма. К ёмкости присоединяются входной и выходной патрубки. На выходном ставится электрический клапан. Кроме того, на ресивере есть выход для манометра.
Газовые стойки и пневмобаллоны для подвески
Здесь тоже есть разные варианты решения проблемы:
- Пневмобаллоны.
- Газовые стойки.
Второй вариант менее распространён. Эти устройства отличаются от стандартных пневматических амортизаторов наличием специального патрубка для подачи воздуха из ресивера. Чаще всего используют стойки от других моделей автомобилей, имеющих пневматическую подвеску изначально. После небольших доработок их ставят на УАЗ Хантер и подключают к смонтированной заранее системе воздухопроводов.Пневмобаллоны или «подушки в пружины. Это самый часто встречающийся способ. Обычно используют специальные «подушки» с входным клапаном от производителей из США, обычно это Air Lift и Firestone. Их устанавливают в пружины механической подвески. Пневмобаллоны увеличивают клиренс на 6-8 сантиметров.
Манометр для пневматической подвески
За состоянием давления в системе необходимо постоянно следить. Для этого в ресивер встраивается специальный измеритель давления манометр. Они бывают 2 типов:
- Электрические.
- Механические.
Манометр с электрической основой состоит из датчика и указателя в салоне. При увеличении давления меняется сопротивление датчика, и соответственно стрелка указателя покажет значение водителю. У этой системы надёжность значительно ниже чем у простой механической. Там всё очень просто. Указатель на панели является одновременно и датчиком. Он связан с ресивером отдельной трубкой. Внутри указателя трубчатая пружина из меди, которая распрямляется под действием нагнетаемого воздуха. Она и двигает стрелку. Именно такой манометр и предпочитают ставить большинство любителей УАЗ Хантер.
Система управления и электрический клапан для пневматической подвески
Сюда входят следующие элементы:
- выключатель на панели;
- провода;
- клапан электрический;
Иногда ставится система аварийных датчиков на каждую стойку. В этом случае устанавливается своеобразный, электронный, управляющий блок. Но вообще, такая система менее надёжна чем обычный механический набор.
Итак, на панели установлен переключатель который подаёт при включении, ток, на мотор компрессора и на электроклапан ресивера.
Электрический клапан. Фактически именно этот узел и обеспечивает «поднятие» автомобиля. То есть, он открывает доступ сжатому воздуху из ресивера в пневматическую подвеску УАЗ Хантер. Тут есть много различных вариантов подключения. Самые популярные из них 2:
- Клавишей с панели.
- Через датчик давления.
В первом случае водитель после того как набралось давление в ресивере включает клапан.
А во втором, «+» на катушку устройства подаётся вместе с сигналом на компрессор. А вот «-» проходит через специальный датчик на ресивере. При поднятии давления до нормы цепь замыкается и клапан открывается. И начинается процесс «поднятия» автомобиля.
Очень важно не перегрузить компрессор., поэтому и удобно ставить 4 контактный датчик хладагента. На разных парах он отключает агрегат как при низком, так и при высоком давлении в ресивере пневматической подвески УАЗ Хантер.
Неисправности пневматической подвески
Итак, можно перечислить поломки исходя из имеющегося списка деталей и узлов системы.
По порядку:
- Компрессор чаще всего выходит из строя от перегрузки. Очень редко ломается электромотор. Чаще всего портятся клапана и ещё чаще детали привода поршня. Всё это можно починить самостоятельно купив нужные детали.
- Трубопроводы для воздуха. Здесь главное герметичность. При наличии выхода воздуха на стыках или входах нужно менять резиновые прокладки или вальцевать трубки. Если прохудилась сама труба, то только замена всего участка от штуцера до штуцера.
- Электроклапан. Чаще всего случается обрыв или замыкание управляющей катушки. Здесь всё зависит от типа установленного устройства. Если есть возможность просто заменить катушку. Если нет — весь узел.
- Ресивер, это самый надёжный узел. Его поломка, это только возможность разъедания ржавчиной. Заменить.
- Пневмобаллоны. Здесь только потеря герметичности. Ну в редких случаях поломка клапана. Ремонту баллоны не подлежат и нуждаются в замене.
- Управление и провода. Это работа для опытного автоэлектрика. Прозвонить провода на обрыв или замыкание. Проверить контрольной лампой поступление тока на выключатели, и после, на узлы. При обрыве срастить и изолировать. При замыкании, провода лучше поменять, так как покрытие уже нарушено. Выключатели и датчики только менять. Не «ремонтировать»
Вот это и есть самые распространённые поломки пневматической подвески УАЗа Хантер. С ними справится тот, кто сам установит этот «девайс» на свой внедорожник по описанным выше рекомендациям.
Полезное видео о пневматической подвеске УАЗа Хантер: