Содержание [скрыть]
Любое топливо изначально содержит в себе незначительную долю механических примесей, частиц пыли и грязи, а также некоторое количество воды. Для защиты мотора от попадания посторонних частиц в механизм образования топливной смеси (карбюратор, инжектор) система подачи топлива оснащается топливным фильтром.
Назначение и устройство топливного фильтра
Очистка топлива обычно происходит в несколько этапов:
- В первую очередь задерживаются крупные частицы примесей (грубая очистка). Эту функцию выполняет защитная сетка установленного в баке бензонасоса.
- Окончательное очищение бензина от загрязняющих компонентов осуществляет фильтр тонкой очистки, установленный в топливопроводе между баком и силовым агрегатом автомобиля.
Конструкция топливных фильтров может быть различной. Принципиально он представляет собой корпус с подводящим и отводящим штуцером, внутри которого находится фильтрующий элемент (например, 10-микронная фильтрующая бумага).
Симптомы засорения фильтра очистки топлива
При выходе бензинового фильтра из строя возможны два варианта последствий:
Если фильтрующий элемент забит большим количеством мусора, то серьезно снижается его пропускная способность. В результате в камеры сгорания попадает меньше бензина, чем требуется для работы мотора в нормально режиме, что вызывает следующие проблемы:
- повышается расход топлива;
- появляются проблемы с запуском мотора;
- снижаются тяговые характеристики двигателя (машина плохо ускоряется);
- при энергичном нажатии на педаль акселератора двигатель глохнет;
- мотор неустойчиво работает на холостых оборотах.
Если фильтрующий элемент теряет свои свойства, то в мотор подается неочищенное топливо. Это приводит к засорению форсунок, попаданию грязи в камеры сгорания и в клапанную группу. Такая ситуация может привести к повреждениям силового агрегата.
Регламентные сроки замены
Нормативная периодичность замены топливного фильтра устанавливается производителем конкретного автомобиля с учетом особенностей его конструкции. Так, для переднеприводных ВАЗов рекомендуется выполнять смену фильтра через 30 тысяч километров пройденного пути. Концерн Renault Nissan для своей линейки дизельных силовых агрегатов установил интервал замены топливного фильтра в 10 тысяч километров пробега. А бензиновые модели Ford Focus и Nissan Almera, вообще, комплектуются необслуживаемыми фильтрами, которые должны нормально функционировать на протяжении всего срока эксплуатации машины.
Информация о том, как часто менять топливный фильтр, указывается в руководстве по эксплуатации, также можно обратиться за подобной рекомендацией к официальным дилерам соответствующей марки автомобиля.
С учетом суровых отечественных дорожных условий и крайне слабое качество топлива на АЗС для надежности можно сократить регламентный срок, установленный заводом, примерно, на 30%. Это позволит минимизировать возможные неприятности, связанные с внезапной поломкой узлов топливной системы.
Процесс замены топливного фильтра Hyundai Solarisпредставлен в следующем видеоматериале:
Другие причины замены фильтра очистки топлива
Существует ряд ситуаций, когда необходимо сменить бензиновый фильтр вне зависимости от прошедшего срока службы:
Замену фильтрующих устройств рекомендуется выполнять после ремонта системы подачи топлива, включающего демонтаж ее отдельных элементов.
В случае попадания в топливный бак посторонних веществ (в том числе и присадок, оказавших негативное влияние на функционирование мотора) после промывки топливопроводов нужно в обязательном порядке установить новый фильтрующий элемент.
Если в дороге пришлось заправляться топливом сомнительного качества, и после этого возникли проблемы с нормальным функционированием мотора, помимо всех ремонтных действий понадобится замена фильтрующего элемента.
Также не лишней будет замена устройства очистки топлива перед поездкой на большие расстояния (например, к морю) взамен элемента уже выработавшего часть своего ресурса, особенно если отсутствует информация о надежных заправочных станциях на выбранном маршруте.
Замена фильтра для дизельных двигателей
Особенности устройства дизельных моторов делают их очень чувствительными к качеству топлива, поэтому система фильтрующих элементов обеспечивает очистку солярки от примесей размером свыше 4 микрометров.
Исходя из жестких рабочих параметров, становится понятна высокая стоимость качественных устройств, предназначенных для очистки солярки.
Дизельный топливный фильтр может в едином корпусе содержать устройство первичной (грубой) очистки, фильтр тонкой очистки и сепаратор для удаления воды, которая попадает в топливо вместе с соляркой при заправке, а также конденсируется в баке от перепада температур в процессе езды.
Чаще всего внештатная необходимость замены топливного фильтра возникает при зимней эксплуатации дизельных моторов по следующим причинам:
- на морозе замерзает скопившаяся в сепараторе вода, и пропускная способность системы снижается;
- под воздействием отрицательных температур в дизельном топливе кристаллизуются нефтяные парафины, которые забивают поры фильтрующего элемента.
Оба варианта вызывают проблемы с запуском двигателя, а также приводят к функционированию мотора в критических режимах.
По опыту предыдущих поколений автомобилистов водители, работа которых связана с ежедневной эксплуатацией дизельных автомобилей, возят с собой запасной топливный фильтр для оперативной замены или устанавливают обогреватели топливной системы.